На перекрестке всех дорог мы свяжем запад и восток
поиск
29 апреля 2025, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

На перекрестке всех дорог мы свяжем запад и восток

18.04.2017
Просмотры
317
После террористического акта в метрополитене Санкт Петербурга жители края стали больше обращать внимание на безопасность наших транспортных объектов. Об этом говорит даже статистика звонков на «тревожный» номер «112» по поводу бесхозных
предметов на вокзалах и остановках. Насколько жестко сегодня
контролируется у нас безопасность людей на транспорте? Это первый вопрос к губернатору Вячеславу Шпорту в большом разговоре
о транспортном потенциале Хабаровского края.
- Теракт, который произошел в
Санкт-Петербурге, - говорит губернатор, - ужасен и требует повсеместной максимальной бдительности.
Несмотря на стабильность в нашем крае, отдаленность от федерального центра, не стоит думать,
что террористические угрозы нас
будут обходить стороной. Необходима всеобщая концентрация сил и
внимания, направленная на предупреждение террора на транспорте,
в различных общественных местах.
Я уже поручил повысить меры
безопасности в местах массовых
скоплений людей, на авто- и железнодорожных вокзалах, в аэропортах региона.
Дополнительно принимается
комплекс мер, направленных на
усиление антитеррористической
защиты объектов транспортной и
промышленной инфраструктуры,
транспортных средств. Причем на
всех объектах транспортной инфраструктуры в Хабаровске и по всем
муниципалитетам.
Прошу всех отнестись к данной
проблеме с максимальной ответственностью.
Транзитный
потенциал
- Вячеслав Иванович, Хабаровский край всегда был и остается ключевым транспортным узлом
Дальнего Востока. Что изменилось
с приходом новой концепции развития региона, направленной на
сотрудничество с АТР?
- Совсем кратко на ваш вопрос
я бы ответил так: Хабаровский край
находится на перекрестке всех дорог, продолжая путь развития страны. Наши колоссальные транзитные возможности обеспечивают
интеграцию России в АзиатскоТихоокеанский регион. Это особенно важно в свете новой экономической политики, которую проводит руководство страны на Востоке России.
Другой вопрос: что нужно, чтобы этот потенциал реализовать?
Ответ очевиден: совершенствовать
транспортную инфраструктуру. Что
мы и делаем, формируя опорную
транспортно-логистическую сеть с
вовлечением промышленного потенциала региона в экономику России и АТР.
- На какие виды транспорта
при этом делаем ставку?
- На все. Необходимо в пол-
ной мере использовать имеющиеся выходы через морские порты
в страны АТР и судоходный Амур
- для жизнеобеспечения северных
районов. Актуальны задачи по расшивке «узких» мест на железной
дороге, реконструкции и создания
автотрасс, развитие трубопроводного транспорта, авиасообщения.
Кстати, на последнем хочу остановиться особо. Мы ведем реконструкцию международного аэропорта Хабаровск «Новый». Это важнейший проект как для края, так и
для всего ДФО. Будем его развивать
на основе государственно-частного
партнерства. По предварительным
данным, общий объем инвестиций
в развитие аэропорта к 2030 году
должен составить почти 19 миллиардов рублей.
Реконструкция аэродромного комплекса ведется за счет федерального бюджета. А на строительство нового пассажирского
терминала пойдут негосударственные средства. Свое участие подтвердили иностранные инвесторы из Японии: «SojitzCorporation» и
«JATCO». Компания «Ernst&Young»
разработала концепцию и техникоэкономическое обоснование проекта развития коммерческой территории (AirCity). Сейчас идет проектирование объектов.
Мы ставим задачу создать современный узловой аэропорт федерального значения - ХАБ. Чтобы
в полной мере использовать конкурентные преимущества - расположение на пересечении транссибирских и трансвосточных воздушных трасс, в наиболее благоприятных климатических условиях, возможность принимать суда в
любую погоду.

Борис ВОРОНОВ, директор Института водных и
экологических проблем ДВО РАН:
- Дальневосточники пережили бум лесных рубок
во время освоения южных районов края и строительства БАМа. Теперь видим, как изменились леса. Вызывает беспокойство состояние таких распространенных недавно видов, как бархат амурский, орех маньчжурский, дуб монгольский, липа. И кедровников почти не осталось.
Еще хуже положение в северных лесах - широколиственные в Комсомольском, Солнечном районах давно вырублены, разрушены, сгорели… Как следствие,
очень пострадало биоразнообразие таких видов птиц,
как дикуша (краснокнижная) или каменный глухарь,
численность которого неуклонно сокращается. А гусь
сухонос или серый гусь?
Мы идем к обеднению, сокращению лесов и животных, которыми раньше гордились.
Федор ИВАЩУК, первый заместитель главы Ульчского района:
- Сегодня на первый план вышла проблема мусора. Свалки перешли в полномочия сельских поселений,
регионального оператора пока нет, как нет и лицензированного полигона твердых бытовых отходов. Да
и кто с левобережья (Тахта, Тыр) будет мусор возить?..
Сложный вопрос, над которым придется еще работать.
Зато качество питьевой воды во всех селах района
хорошее - в каждом собственные артезианские скважины. Бактериологические и химические анализы воды
соответствуют стандартам. Во время катастрофического паводка в 2013 году ни одна скважина не была затоплена, как показал мониторинг (следили постоянно за
качеством воды, чтобы себя обезопасить).
Что касается воды в Амуре, купаться и у нас запрещено, и амурскую воду мы не пьем, руки ею не моем,
рыбу только ловим. Купаемся в речках или ближе к
сентябрю ездим в Де-Кастри, на море.
Александр КУЛАКОВ, директор Хабаровского отделения ФГУП «РосРАО»:
- На территории «Амурметалла» в Комсомольскена-Амуре хранятся низкоактивные радиоактивные отходы 1600 кубических метров. Так называемая «калашниковая пыль» образовалась оттого, что в свое время
сожгли несколько радиоактивных источников, попавшихся в процессе переработки металлолома.
Хранятся они в бывшем хранилище прямо на территории завода. За ситуацией наблюдает Ростехнадзор.
В этом году заканчивается срок действия лицензии
на хранение опасных радиоактивных отходов, и заводу придется что-то предпринимать.
Николай МАЛАНИН, заместитель главы района
имени Полины Осипенко:
- Оборудованных по всем правилам мест захоронения твердых бытовых отходов у нас нет. Мы этим занимались раньше, но даже типовой проект свалки «тянет» на сотни миллионов рублей. Разве район в состоянии самостоятельно решить эту проблему?
Недавно проводились общественные слушания по
экологической безопасности проекта по строящемуся в районе села Удинское горнорудному комбинату.
Подобные общественные слушания проходят по всем
подобным производствам, и ООО «Полиметалл» в Албазино тоже в свое время подвергся этой процедуре.
Народ в селе Удинское тревожит вопрос: насколько
комбинат навредит окружающей среде? Строители
заверяют, что меры в части экологии будут принимать
своевременно, сбросов в речку не будет…

Впрочем, наш аэропорт и сей-
час - не только крупнейший в ДФО,
но и первый по объемам перевоз-
ок. Он сохранил лидерство в 2016
году, обслужив 1,9 миллиона пас-
сажиров (с учетом транзита). Это
на 2,6 процента выше показателей
предыдущего года.
- Грузопоток в аэропорту тоже
растет?
- Да, по итогам прошлого года
он составил 24,5 тысячи тонн (на 5,8
процента больше, чем в 2015-м).
Появились новые рейсы. Напри-
мер, начала полеты авиакомпа-
ния «Эйрбриджкарго» - один из
крупнейших грузовых перевозчи-
ков в мире, осуществляющий меж-
континентальные рейсы через Рос-
сию. Именно эта компания начала
выполнять транзитные посадки в
Хабаровске на маршрутах в США.
С конца 2016 года открыто но-
вое грузовое направление в марш-
рутной сети самолетами «Почты Рос-
сии». Это ведомство запланирова-
ло строительство на территории аэ-
ропорта Хабаровск логистического
почтового центра - единственного
на Дальнем Востоке.
Вообще, грузопоток у нас сей-
час вырос по всем направлениям,
включая автомобильный и водный
транспорт. Сегодня край обеспечи-
вает почти 40 процентов грузообо-
рота железнодорожного транспор-
та ДФО, 23 процента общего грузоо-
борота портов округа и 31 процент
- всего транспортного комплекса
Дальнего Востока. А абсолютным
лидером по темпам роста стал тру-
бопроводный транспорт - он пока-
зал увеличение за 2016 год на 14,1
процента.
Кто региону донор
- Сегодня у нас есть крупные
проекты федерального значения
в сфере транспортной логистики?
- Во-первых, это модерниза-
ция железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Здесь общий прогнозный объем капитальных вложений составляет более
560 миллиардов рублей. На 2017й - более 12,4 миллиарда рублей.
Кроме того, железнодорожное
ведомство ведет реконструкцию пешеходного тоннеля на станции Хабаровск‑1. В нынешнем году затраты
составят 216,2 миллиона рублей, к
августу тоннель должен быть готов.
Еще один масштабный проект - строительство транспортноперегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке (мор-
ской порт Ванино). Его реализует
группа компаний «Колмар». Общая стоимость проекта - более 27
миллиардов рублей. Это средства
инвестора, они пойдут на создание
перегрузочного терминала, развитие транспортной инфраструктуры,
сетей энерго- и водоснабжения. А
на бюджетные деньги будут выполнены дноуглубительные работы на объектах федеральной собственности.
Плюс к этому принято решение
о выделении по этому проекту 3,2
миллиарда рублей федеральной
субсидии - на строительство железнодорожного пути и сетей энергоснабжения. Первая очередь комплекса будет сдана в третьем квартале 2019 года.
Важная для нас тема - увеличение мощности Ванинского балкерного терминала с развитием железнодорожной инфраструктуры парка «Токи». Реализация этого проекта обеспечит к 2020-му перевалку
до 24 миллионов тонн энергетического угля в год.
Кроме того, в рамках реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического
развития Комсомольска-на-Амуре
в 2017 году будут построены три
участка автодороги «Хабаровск -
Лидога - Ванино» с подъездом к
Комсомольску. На это запланировано 583 миллиона рублей, из них
средства федерального бюджета 450,5 миллиона рублей, остальное
- краевые деньги.
Таким образом, в этом году мы
достроим эту важнейшую трассу. Она
не просто свяжет центр и районы
края с Комсомольском-на-Амуре
и Ванинским морским портом, но
и станет последней частью автомобильного сообщения евроазиатского международного коридора «Транссиб». К тому же появится транспортный выход с федеральных автомагистралей Чита Хабаровск и Хабаровск - Владивосток к
морским портам на Тихоокеанском
побережье.
- Инвестиции предполагаются большие. Какую долю ВРП и
отчислений в бюджете края формирует транспортный комплекс?
- Если совсем кратко, то - львиную. В 2015 году на транспорт в общем объеме валового регионального продукта приходилось 24,9 процента, в 2016-м - 26,8.
Аналогичная ситуация и с отчислениями в бюджет края. По итогам 2015 года доля транспортной
отрасли в налоговых поступлениях составила 15,2 процента, в 2016
году - 15,6 процента (11,8 миллиарда рублей), и это крупнейший показатель в крае.
В основном перспективный рост
транспортной отрасли края обеспечивают инвестиционные проекты
нескольких крупнейших компаний:
«РЖД», «Транснефть-Дальний Восток», «СУЭК», «Калмар», «Хабаровский аэропорт».
Конечно, не все транспортные
направления имеют положительную
налоговую отдачу. Например, пассажирские перевозки в крае (впрочем, как и во многих других субъектах России), из-за значительных
расстояний и сравнительно небольшого пассажиропотока нуждаются
в субсидировании. Но это вопрос из
плоскости социально значимых. В
десятки населенных пунктов края
можно только самолетом долететь.
Вот совсем недавно, в феврале, мы
добавили поселок Нелькан к существующему маршруту Хабаровск -Николаевск-на-Амуре - Аян. Сдела-
ли это по многочисленным просьбам жителей Аяно-Майского района. Новый маршрут будет субсидироваться из краевого бюджета.
Флаги на побережье
- Ванино и Советская Гавань
давно интересуют частные компании, желающие развивать экспорт продукции в страны АТР. По
вашей оценке, льготы, предусматриваемые режимом Свободного
порта, в большей степени рассчитаны на крупных инвесторов или
на небольшие проекты, не обязательно связанные с транспортом?
- Развитие Ванино - Советско-Га в а н с к о г о т р а н с п о р т н о - промышленного узла логично
вписывается в программу развития
угольной промышленности России
на период до 2030 года. Напомню,
по ней предусмотрена разработка
месторождений Забайкальского и
Хабаровского краев, Иркутской и
Амурской областей, Республики Бурятия, Южной Якутии, Еврейской автономной области и Кузбасса, строительство горно-обогатительных
комбинатов и, что особенно важно
для нас, - специализированных портовых терминалов в портах Ванино
и Советская Гавань. Все это обеспечит рост экспорта угля в страны АТР.
Проекты крупные, и реализуют их серьезные инвесторы. Ванинский муниципальный район отнесен к порто-франко со второго полугодия 2016-го. Рассматривается
вопрос о включении и Советской
Гавани в этот режим. Для резидентов подразумеваются и налоговые
льготы, и упрощение таможенных и
визовых процедур, и административные преференции.
Сегодня в предварительный
перечень потенциальных резидентов уже вошли 20 инвесторов с
объемом вложений более 87 миллиардов рублей. Более 70 процентов из них - это представители малого и среднего бизнеса в различных сферах деятельности: строительство, рыбопереработка, сельское хозяйство, транспорт.
Более того, сегодня Минвостокразвития РФ прорабатывает возможность снижения минимального
объема инвестиций с 5 миллионов
до 500 тысяч рублей при реализации инвестпроектов на территории
Хабаровского края, включенных в
Свободный порт. Это делается как
раз для того, чтобы привлечь сюда
малый и средний бизнес.
- Сейчас в двух прибрежных
районах края развиты в основном перевалка грузов, лесозаготовка и лесопереработка, добыча и переработка водных биоресурсов. Будет ли способствовать установление режима Свободного порта развитию новых
для Ванино - Советско-Гаванского
транспортно-промышленного
узла отраслей экономики? Нужны ли они там?
- В соответствии с законодательством резидент Свободного
порта может осуществлять любой
вид деятельности. Ну, кроме запрещенных, конечно. Насколько
помню, туда входят добыча нефти
и газа, производство ряда подакцизных товаров, административная деятельность.
То есть у нас появляются перспективы развития новых сельскохозяйственных, пищевых и промышленных
производств, горного, строительного, топливно-энергетического комплексов, жилищно-коммунального
хозяйства и, разумеется, туризма.
Это означает открытие новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры, создание и
модернизация производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции.
Нужно ли это все? Такой вопрос
даже не стоит. Нужно! Ведь мы нацелены на ускоренное социальноэкономическое развитие Хабаровского края, на закрепление населения во всех районах. Для этого
нужна работа и комфортные условия жизни.
Подготовил Виктор ИЛИН.