поиск
15 февраля 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

От консультации до исков в суд

17.03.2014
Просмотры
323
От консультации до исков в суд
В. Отт: «Защишая интересы людей, мы обращаемся с исками в суд...»
В 2014 году Всемирный день защиты прав потребителей проводится под девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи» (акцент будет делаться на защите прав потребителей услуг мобильной связи). Это и неудивительно - ведь в мире общее число пользователей этих услуг приближается к 7 миллиардам, а сам этот рынок стремительно развивается как с точки зрения постоянного расширения спектра самих телерадиокоммуникационных услуг, так и за счет появления все новых, более совершенных технических устройств приема-передачи телефонной связи.

Сегодня граждане проявляют все большую заинтересованность в получении потребительских знаний и желании отстаивать свои права правовым способом. Поэтому населением очень востребована разъяснительная и консультационная работа Управления Роспотребнадзора.

Наша задача - проводить систематическую работу по информированию, направленную на повышение уровня потребительской грамотности населения и оказывать консультационную помощь потребителям по конкретным проблемам.

Управление уделяет большое внимание по пропаганде и разъяснению законодательства в сфере защиты прав потребителей среди учащихся средних, средне-специальных и высших учебных заведений, среди населения края, предпринимателей.

В Управлении Роспотребнадзора по Хабаровскому краю для получения информации и консультаций по вопросам защиты прав потребителей для потребителей и предпринимателей работает «Общественная приемная» по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 109Б, горячая линия (телефон 27-25-77), консультационный центр в городе Хабаровске Центра гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае (ул. Тургенева, 62, телефон 58-46-46) и консультационные пункты в городе Комсомольске-на-Амуре и поселке Ванино.  Всем обратившимся в 2013 году дано 2315  консультаций

  В 2013 году управлением  проведено 251 публичное мероприятие по информированию населения по вопросам защиты прав потребителей.

Управление координирует работу по защите прав потребителей с правительством Хабаровского края, министерствами края, с органами местного самоуправления и общественными организациями по защите прав потребителей  Хабаровского края через консультативный совет по защите прав потребителей при руководителе Управления Рос­потребнадзора,  в 2013 году проведено 4 консультативных совета.

В связи с чрезвычайной  ситуацией, произошедшей в результате подтоплений территорий в  Хабаровском крае, Управлением Рос­потребнадзора по Хабаровскому краю принято активное участие в работе по рассмотрению вопросов, связанных с кредитованием граждан и возмещением ущерба.

В ходе выездных консультаций проинформированы 519 пострадавших, оказана помощь в составлении заявлений в банки обратившимся заемщикам.

Управление в СМИ заявило о своей готовности в случае необходимости обратиться в суд в защиту прав и законных интересов заёмщиков, а также о возможности  участия в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей (в 100 судебных участков направлены письма).

Кроме того, в 2013 году в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей проведено 761 контрольно-надзорное мероприятие. Плановых проверок проведено 175 (снижение по сравнению с 2012 годом на 22,6%), по обращениям потребителей: внеплановых проверок - 586, административных расследований - 415 (2012 - 722). Снижение произошло за счет уменьшения числа проведенных административных расследований при оказании жилищно-коммунальных услуг с 339 в 2012 году до 10 в 2013 году по причине отсутствия правовых оснований выявления и пресечения нарушений обязательных требований жилищного законодательства ввиду разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При проведении проверок выявлено 1896 нарушений законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, в том числе 51,6% (979 нарушений) по статьям Закона «О защите прав потребителей».

Основная доля выявленных нарушений пришлась на продажу товаров, оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе  (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством,  нарушение правил продажи отдельных видов товаров, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Наибольший удельный вес выявленных нарушений приходится на нарушения в сфере розничной торговли  - 50,6%, в сфере медицинских услуг - 14,3%, в сфере бытового обслуживания населения - 10,9%, общественного питания - 8,2%,  в сфере туристских услуг - 3,8%,  услуг связи - 3,7%.

В 2013 году управлением подано в суд 23 исковых заявления, из них 17 в защиту неопределенного круга потребителей,  рассмотрено 21, в том числе 16 в защиту неопределенного круга потребителей, удовлетворено 16, или 100% от количества рассмотренных. В том числе подано 6 исков в защиту конкретного потребителя, рассмотрено и удовлетворено - 5. Иски в защиту неопределенного круга потребителей подавались по фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей в сфере розничной торговле - 7, бытового обслуживания, транспортные, медицинские услуги по одному, жилищно-коммунальные услуги - 2, прочие виды деятельности - 5.

В адрес управления многократно поступали обращения граждан на ООО «Региопромснаб-ДВ», своевременно не выполняющее  договорные обязательства по  обслуживанию домофонов в установленные сроки.

За неоднократное  и систематическое нарушение прав потребителей управлением был подан иск о ликвидации предприятия.  Суд поддержал и удовлетворил требование управления.

Принято участие в судах в целях заключения по делу, где дано 78 заключений по делам в сфере защиты прав потребителей (2012 - 81 заключение). Из них 19 заключений в сфере розничной торговли (24,4%), 9 заключений в сфере бытового обслуживания населения (11,5%), 11 в сфере деятельности на финансовом рынке (14,1%), 23 заключения в сфере жилищно-коммунальных услуг (29,5%).

Судами присуждено денежных средств в пользу потребителей, кроме судебных расходов, 2 818,4 тысячи рублей, в том числе компенсация морального вреда - 102,0 тысячи рублей (2012 - присуждено денежных средств в пользу потребителей, кроме судебных расходов, 1 582,2 тысячи рублей, в том числе компенсация морального вреда - 149,3 тысячи рублей).

Потребителям даются подробные консультации об алгоритме решения выявленных проблем в сфере защиты прав потребителей и  решения их в досудебном порядке и в судебном порядке.  

В. Отт,  руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю.