Переплетение судеб Иннокентьевского храма и… планетария
04.10.2018
386

Сворачивая с загруженных автомобилями улиц Серышева и Тургенева, можно попасть в совершенно другой мир, в умиротворенное и тихое место. Речь идет о храме святителя Иннокентия Иркутского. Старожилы Хабаровска должны помнить, что в советском прошлом на этом месте находился планетарий.
Как всё начиналось
История храма началась почти одновременно с возведением Хабаровска. В 1858 году, вскоре после основания военного поста солдатами-линейцами, была срублена небольшая деревянная церковь в честь святой Марии Магдалины. Освящал храм архиепископ Иннокентий, в будущем прославленный в лике святых.
- Взор путешественника, вступающего сюда с Амура, с особенным удовольствием устремляется влево и останавливается на небольшом, но изящном здании церкви божией с зеленой крышей, - так описывал первый хабаровский храм топограф-астроном П. А. Гамов.
Храм представлялся топографу «стройным симметричным кристаллом», встроенным в груду каменного холма. Вскоре после его появления неподалеку открыли первое хабаровское кладбище, получившие впоследствии название Первостроителей.
Первая хабаровская церковь простояла чуть больше десяти лет. Из-за близкого расположения к воде здание храма очень быстро ветшало и к концу 1860-х годов пришло в совершенную негодность. И тогда перед жителями Хабаровки остро встал вопрос о строительстве нового храма.
Церковь святой Марии Магдалины разобрали, а оставшийся пригодным материал использовали при возведении нового храмового здания на сухом берегу реки Чардымовки.
Строительство осуществлялось на средства хабаровских купцов Михаила Чардымова и Андрея Плюснина, и уже в 1870 году архиепископ Камчатский и Благовещенский Вениамин совершил освящение построенного храма в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского.
Строили всем миром
Однако к концу ХIХ века и эта церковь пришла в ветхость. И тогда настоятель Успенского собора протоиерей Александр Протодиаконов обратился в Духовную консисторию Благовещенской епархии с просьбой разрешить строительство новой каменной Иннокентьевской церкви.
Разрешение было получено, и в 1896 году в городе начал работу строительный комитет по сооружению каменного храма под руководством городского головы А. А. Рассушина.
По доброй русской традиции церковь строили всем миром. Проект храма был разработан военными инженерами строительного отделения при Приамурском генерал-губернаторе - полковником В. Г. Мооро и капитаном Н. Г. Быковым. Последний безвозмездно взял на себя обязанности главного строителя храма.
22 июня 1897 года была совершена закладка новой Иннокентьевской церкви. На этом торжественном мероприятии присутствовало высокое начальство в лице генерал-губернатора C. М. Духовского и его помощника генерал-лейтенанта Н. И. Гродекова.
Местная пресса сообщала: «Фундамент заложен, материалы изготовлены и доставлены к месту постройки. Церковь строится на Военной горе, на набережной Амура, вблизи ветхого здания прежней деревянной церкви».
Уже через год силами солдат местного военного гарнизона здание храма вывели под крышу. К осени 1898-го выстроили колокольню и пятиглавие куполов. Вскоре к колокольне установили звонницу из 12 колоколов. К этому же времени была окончена роспись внутреннего храмового пространства. Руководил росписью выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, первый хабаровский художник и иконописец С. А. Казаринов.
8 ноября 1898 года по старому стилю, в день собора архистратига Михаила, состоялось торжественное освящение Хабаровской Иннокентьевской церкви. На богослужении присутствовали Приамурский генерал-губернатор, его помощник, все члены строительного комитета и множество прихожан.
При пении псалмов было совершено водоосвящение, а после этого освящение и облачение престола и жертвенника. Затем вокруг храма прошел крестный ход с окроплением его стен святой водой и помазанием святым миро. По окончании крестного хода последовала божественная литургия, а затем молебен с акафистом святителю Иннокентию Иркутскому с провозглашением многолетия царствующему дому, епископу Камчатскому Евсевию, строителям и благотворителям храма.
Новый храм стал настоящим украшением Хабаровска. Он торжественно возвышался над невысокими постройками молодого города и просматривался даже от железнодорожного вокзала. Особенно выразительно церковь выглядела со стороны Амура. Еще задолго до приближения к Хабаровску по реке было видно, как сияют ее купола и кресты. Судя по сохранившимся фотографиям дореволюционного периода, композиция Иннокентьевского каменного храма имела большое сходство с русскими церквями XVII века.
На страницах газеты «Приамурские ведомости» от 15 ноября 1898 года сохранилось любопытное размышление: «Пройдет много, много лет: амурская старина сделается преданием, постепенно изглаживаясь из памяти старожилов, а о том месте, которое теснейшим образом связано с жизнью и бытом первых колонизаторов края, где они молились, крестили детей, сочетались браком и где совершался над прахом их последний погребальный обряд, не останется в памяти и следа, - а между тем образ храма, как образ дорогого сердцу человека, всегда будет мил и памятен тем, кто важнейшие моменты своей жизни провел под его сенью».
Долой церкви!
Даже в период революционных событий и Гражданской войны богослужение в хабаровских храмах не прекращалось. Это было связано с тем, что революционные преобразования на Дальнем Востоке России в полной мере стали осуществляться позднее, чем в европейской части страны. Их пик пришелся на середину 1920-х годов.
Не была исключением и Иннокентьевская церковь. До 1922 года здесь крестили новорожденных, венчались и совершали отпевания умерших. Это подтверждается данными метрических книг Иннокентьевской церкви за период с 1918 по 1922 годы.
А в 1930 году храм захватили раскольники-обновленцы, симпатизировавшие советской власти, и изгнали из него сторонников Патриарха Тихона. Православную общину лишили всего церковного имущества, которое перешло теперь к новым владельцам.
Но храмом обновленцы владели недолго: в 1931 году они подали заявление в Постоянную культовую комиссию с просьбой получить кладбищенскую Михаило-Архангельскую церковь взамен Иннокентьевской. Просьбу удовлетворили, и постановлением президиума Далькрайисполкома от 31 июня 1931 года Иннокентьевская церковь была ликвидирована, а ее имущество перешло с обновленцами в кладбищенскую церковь.
Изначально здание храма было переведено во владение Хабаровского горсовета, а постановлением Совнаркома в1933 году его зачислили в Государственный фонд с последующей реализацией. В декабре бывший храм продали Управлению комендатуры Пограничного военного округа за 15 тысяч 681 рубль 50 копеек.
В здании разместилась радиотелеграфная мастерская пограничных войск. В это же время началось разрушение внешнего и внутреннего облика храма. С колокольни сорвали колокола и, по свидетельствам очевидцев, закопали в землю недалеко от храма. Разрушили пятиглавие и порталы, в стенах пробили новые окна.
В 1940-е годы, когда в храмовом здании расположились оружейные мастерские, рабочим было дано указание соскоблить со стен сохранившуюся роспись. Женщины, исполнявшие это поручение, из страха совершить кощунство только закрасили фрески краской.
К 1964 году здание переоборудовали под планетарий - первый и единственный на Дальнем Востоке. Здесь кипела бурная научная деятельность: читали лекции преподаватели вузов, проводились уроки астрономии для школьников, работал детский астрономический кружок. Все это продолжалось до «кончины» советской власти.
Второе рождение
Затем наступало критическое осмысление народом своего революционного прошлого. С сожалением вспоминалось время разрушения и поругания храмов, а Русская православная церковь вновь обретала символ народной веры и государственное покровительство.
В 1990 году Московский Патриарх Алексий II обратился к народным депутатам Хабаровского городского совета с просьбой о передаче здания бывшего Иннокентьевского храма во владения православной церкви. Три года спустя началось восстановление исторического облика храма.
На протяжении десяти лет шло восстановление святыни заботами, силами и средствами многих хабаровчан. Реконструкцию возглавил заслуженный архитектор России, профессор Н. П. Крадин. Анализ сохранившихся частей здания и дореволюционных фотографий позволил ему воссоздать церковь в ее историческом виде.
В октябре 1998 года, ровно сто лет спустя после освящения построенной Иннокентьевской церкви, произошло ее второе рождение - на храме были установлены золоченые купола с крестами. Стены покрывали новые росписи, выполненные группой хабаровских художников по эскизам и под руководством Владимира Евтушенко. Весной 1999 года стараниями московских мастеров на звоннице храма появились двенадцать колоколов.
Роман ЛАЗУКОВ.
Как всё начиналось
История храма началась почти одновременно с возведением Хабаровска. В 1858 году, вскоре после основания военного поста солдатами-линейцами, была срублена небольшая деревянная церковь в честь святой Марии Магдалины. Освящал храм архиепископ Иннокентий, в будущем прославленный в лике святых.
- Взор путешественника, вступающего сюда с Амура, с особенным удовольствием устремляется влево и останавливается на небольшом, но изящном здании церкви божией с зеленой крышей, - так описывал первый хабаровский храм топограф-астроном П. А. Гамов.
Храм представлялся топографу «стройным симметричным кристаллом», встроенным в груду каменного холма. Вскоре после его появления неподалеку открыли первое хабаровское кладбище, получившие впоследствии название Первостроителей.
Первая хабаровская церковь простояла чуть больше десяти лет. Из-за близкого расположения к воде здание храма очень быстро ветшало и к концу 1860-х годов пришло в совершенную негодность. И тогда перед жителями Хабаровки остро встал вопрос о строительстве нового храма.
Церковь святой Марии Магдалины разобрали, а оставшийся пригодным материал использовали при возведении нового храмового здания на сухом берегу реки Чардымовки.
Строительство осуществлялось на средства хабаровских купцов Михаила Чардымова и Андрея Плюснина, и уже в 1870 году архиепископ Камчатский и Благовещенский Вениамин совершил освящение построенного храма в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского.
Строили всем миром
Однако к концу ХIХ века и эта церковь пришла в ветхость. И тогда настоятель Успенского собора протоиерей Александр Протодиаконов обратился в Духовную консисторию Благовещенской епархии с просьбой разрешить строительство новой каменной Иннокентьевской церкви.
Разрешение было получено, и в 1896 году в городе начал работу строительный комитет по сооружению каменного храма под руководством городского головы А. А. Рассушина.
По доброй русской традиции церковь строили всем миром. Проект храма был разработан военными инженерами строительного отделения при Приамурском генерал-губернаторе - полковником В. Г. Мооро и капитаном Н. Г. Быковым. Последний безвозмездно взял на себя обязанности главного строителя храма.
22 июня 1897 года была совершена закладка новой Иннокентьевской церкви. На этом торжественном мероприятии присутствовало высокое начальство в лице генерал-губернатора C. М. Духовского и его помощника генерал-лейтенанта Н. И. Гродекова.
Местная пресса сообщала: «Фундамент заложен, материалы изготовлены и доставлены к месту постройки. Церковь строится на Военной горе, на набережной Амура, вблизи ветхого здания прежней деревянной церкви».
Уже через год силами солдат местного военного гарнизона здание храма вывели под крышу. К осени 1898-го выстроили колокольню и пятиглавие куполов. Вскоре к колокольне установили звонницу из 12 колоколов. К этому же времени была окончена роспись внутреннего храмового пространства. Руководил росписью выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, первый хабаровский художник и иконописец С. А. Казаринов.
8 ноября 1898 года по старому стилю, в день собора архистратига Михаила, состоялось торжественное освящение Хабаровской Иннокентьевской церкви. На богослужении присутствовали Приамурский генерал-губернатор, его помощник, все члены строительного комитета и множество прихожан.
При пении псалмов было совершено водоосвящение, а после этого освящение и облачение престола и жертвенника. Затем вокруг храма прошел крестный ход с окроплением его стен святой водой и помазанием святым миро. По окончании крестного хода последовала божественная литургия, а затем молебен с акафистом святителю Иннокентию Иркутскому с провозглашением многолетия царствующему дому, епископу Камчатскому Евсевию, строителям и благотворителям храма.
Новый храм стал настоящим украшением Хабаровска. Он торжественно возвышался над невысокими постройками молодого города и просматривался даже от железнодорожного вокзала. Особенно выразительно церковь выглядела со стороны Амура. Еще задолго до приближения к Хабаровску по реке было видно, как сияют ее купола и кресты. Судя по сохранившимся фотографиям дореволюционного периода, композиция Иннокентьевского каменного храма имела большое сходство с русскими церквями XVII века.
На страницах газеты «Приамурские ведомости» от 15 ноября 1898 года сохранилось любопытное размышление: «Пройдет много, много лет: амурская старина сделается преданием, постепенно изглаживаясь из памяти старожилов, а о том месте, которое теснейшим образом связано с жизнью и бытом первых колонизаторов края, где они молились, крестили детей, сочетались браком и где совершался над прахом их последний погребальный обряд, не останется в памяти и следа, - а между тем образ храма, как образ дорогого сердцу человека, всегда будет мил и памятен тем, кто важнейшие моменты своей жизни провел под его сенью».
Долой церкви!
Даже в период революционных событий и Гражданской войны богослужение в хабаровских храмах не прекращалось. Это было связано с тем, что революционные преобразования на Дальнем Востоке России в полной мере стали осуществляться позднее, чем в европейской части страны. Их пик пришелся на середину 1920-х годов.
Не была исключением и Иннокентьевская церковь. До 1922 года здесь крестили новорожденных, венчались и совершали отпевания умерших. Это подтверждается данными метрических книг Иннокентьевской церкви за период с 1918 по 1922 годы.
А в 1930 году храм захватили раскольники-обновленцы, симпатизировавшие советской власти, и изгнали из него сторонников Патриарха Тихона. Православную общину лишили всего церковного имущества, которое перешло теперь к новым владельцам.
Но храмом обновленцы владели недолго: в 1931 году они подали заявление в Постоянную культовую комиссию с просьбой получить кладбищенскую Михаило-Архангельскую церковь взамен Иннокентьевской. Просьбу удовлетворили, и постановлением президиума Далькрайисполкома от 31 июня 1931 года Иннокентьевская церковь была ликвидирована, а ее имущество перешло с обновленцами в кладбищенскую церковь.
Изначально здание храма было переведено во владение Хабаровского горсовета, а постановлением Совнаркома в1933 году его зачислили в Государственный фонд с последующей реализацией. В декабре бывший храм продали Управлению комендатуры Пограничного военного округа за 15 тысяч 681 рубль 50 копеек.
В здании разместилась радиотелеграфная мастерская пограничных войск. В это же время началось разрушение внешнего и внутреннего облика храма. С колокольни сорвали колокола и, по свидетельствам очевидцев, закопали в землю недалеко от храма. Разрушили пятиглавие и порталы, в стенах пробили новые окна.
В 1940-е годы, когда в храмовом здании расположились оружейные мастерские, рабочим было дано указание соскоблить со стен сохранившуюся роспись. Женщины, исполнявшие это поручение, из страха совершить кощунство только закрасили фрески краской.
К 1964 году здание переоборудовали под планетарий - первый и единственный на Дальнем Востоке. Здесь кипела бурная научная деятельность: читали лекции преподаватели вузов, проводились уроки астрономии для школьников, работал детский астрономический кружок. Все это продолжалось до «кончины» советской власти.
Второе рождение
Затем наступало критическое осмысление народом своего революционного прошлого. С сожалением вспоминалось время разрушения и поругания храмов, а Русская православная церковь вновь обретала символ народной веры и государственное покровительство.
В 1990 году Московский Патриарх Алексий II обратился к народным депутатам Хабаровского городского совета с просьбой о передаче здания бывшего Иннокентьевского храма во владения православной церкви. Три года спустя началось восстановление исторического облика храма.
На протяжении десяти лет шло восстановление святыни заботами, силами и средствами многих хабаровчан. Реконструкцию возглавил заслуженный архитектор России, профессор Н. П. Крадин. Анализ сохранившихся частей здания и дореволюционных фотографий позволил ему воссоздать церковь в ее историческом виде.
В октябре 1998 года, ровно сто лет спустя после освящения построенной Иннокентьевской церкви, произошло ее второе рождение - на храме были установлены золоченые купола с крестами. Стены покрывали новые росписи, выполненные группой хабаровских художников по эскизам и под руководством Владимира Евтушенко. Весной 1999 года стараниями московских мастеров на звоннице храма появились двенадцать колоколов.
Роман ЛАЗУКОВ.