Подвиг на все времена

19.05.2016 | О разном | 5м. 52 c. | 342

20 мая 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося человека, Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, первостроителя города Комсомольска-на-Амуре Алексея Петровича Маресьева. Алексей Петрович Маресьев - военный лётчик-истребитель, один из ярких представителей эпохи зарождения советской авиации, покрывших себя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны.
Дальневосточный период жизни Алексея Петровича, а конкретнее четыре года его работы в г. Комсомольске-на-Амуре, является небольшим эпизодом в долгой и насыщенной его жизни. Но этот эпизод имеет решающее значение, ибо является истоком, преддверием к будущему подвигу, так именно на Дальнем Востоке были заложены, сформированы, раскрыты многие черты характера: упорство, сила воли, строгая дисциплина, умение преодолевать себя и беззаветно служить Родине, и была пройдена первая ступенька к исполнению большой мечты - стать лётчиком.
В Государственном архиве Хабаровского края сохранились документы, связанные с именем А. П. Маресьева.
Алексей Петрович Маресьев родился в городе Камышин, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Отец, участник Первой мировой войны, рано умер, мать работала уборщицей и воспитывала троих сыновей. Алексей окончил 8 классов, затем школу ФЗУ, работал токарем на лесозаводе. С самого детства единственным большим увлечением мальчика было небо, он мечтал стать лётчиком. Но, к сожалению, мечта не могла осуществиться, так как он часто болел, в том числе и малярией, был ослабленным ребенком, сильно мучился от ревматических, суставных болей. Дважды подавал документы в летную школу, но не проходил медицинскую комиссию.
Его юность совпала с эпохой индустриализации, созданием крупной, технически развитой промышленности, по всей стране возводились металлургические комбинаты, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные заводы, новые промышленные районы. В 1930 году правительство приняло решение об освоении Дальневосточного края и строительстве на левом берегу Амура индустриального центра. В 1932 году было начато строительство будущего города - Комсомольска-на-Амуре.
В августе 1934 года по комсомольской путевке был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре и Алексей Маресьев. По воспоминаниям самого Маресьева, ехать не хотел категорически, вплоть до исключения из комсомола, но уговорила мама, да и доктор на медицинской комиссии посоветовал сменить климат.
Позже о своей работе в Комсомольске-на-Амуре Алексей Петрович вспоминал как о славном незабываемом времени. Напряженный труд на Амуре оказался для него и многих сотен молодых людей прекрасной школой физической закалки, выковал такие моральные качества, как мужество, упорство. Новый город рос очень быстро - молодые, активные и легкие на подъем парни валили лес, возводили бараки, а после - жилые кварталы, школы и спортивные сооружения. Алексея Маресьева, как человека с техническим образованием, направили работать мотористом на водный транспорт. На катере «Партизан» он исходил весь Нижний Амур.
Молодость брала свое, большинство строителей успевало не только ударно работать, но и учиться. Комсомольский задор, вера в светлое завтра заставляли людей совершать невозможное. Маресьев узнал, что группа комсомольцев собирается создать городской аэроклуб, желающих записалось 75 человек. Добровольцам пришлось самим корчевать тайгу, теперь уже для поля под аэродром, затем принимать участие в строительстве служебных помещений, в оборудовании учебных классов. Появился первый старенький, почти разбитый самолет. Большая часть из записавшихся отсеялась, и к финишу пришли только двенадцать человек. Среди них был Алексей Маресьев, мечта становилась явью! С первой попытки он смог пройти медкомиссию - на пользу здоровью пошли труд на открытом воздухе, дальневосточный климат и регулярное обтирание снегом.
Известный летописец Комсомольска-на-Амуре, первостроитель города Ефим Васильевич Дороднов встречался с Алексеем Петровичем Маресьевым и записал в своих воспоминаниях, что первый самостоятельный полет Алексей совершил на пятилетие города, то есть в начале июня 1937 года. 30 июня 1937 года в городской газете «Сталинский Комсомольск» была опубликована маленькая заметка с фотографией А. Маресьева, в которой он рассказал, как учился в аэроклубе, совершил первые полеты и мечтает стать военным лётчиком.
В Государственном архиве Хабаровского края хранятся приказы краевой школы пилотов (хабаровского аэроклуба) за 1931-1940 гг. и личные дела работников и курсантов, из которых можно узнать о сложной, интересной, насыщенной жизни первых учлетов (так называли курсантов) и их преподавателей.
История создания школы, в состав которой входили все аэроклубы Дальнего Востока, очень интересна и также заслуживает внимания.
Слово «Осоавиахим» для современной молодежи ничего не говорит. А между прочим, в жизни советской молодежи нескольких поколений ХХ века он сыграл весьма значимую роль. Созданное в 1927 году и объединившее ранее существовавшие в стране добровольные оборонные организации трудящихся в единое добровольное общество, главной задачей Осоавиахима было укрепление оборонной мощи страны и подготовка резерва для Вооруженных сил СССР. Именно под эгидой Осоавиахима были разработаны и введены Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), нагрудные знаки «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всадник» и др. К апрелю 1938 г. в рядах организации находилось 7 млн. человек, а к осени 1939 г. - более 10 млн. человек. В кружках военных знаний молодежь овладевала стрелковым оружием, изучала ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройство танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия. Успешно работали военно-морские клубы.
Однако одной из важнейших задач Осоавиахима была широкая авиационная пропаганда. Стране нужен был свой воздушный флот и свои лётные кадры. Членами Осоавиахима были такие выдающиеся лётчики, как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Валентина Гризодубова, Александр Покрышкин, Иван Кожедуб и многие-многие другие. Всего с 1930 по 1941 годы Осоавиахим дал путевку в небо 121 тысяче лётчиков, 27 тысячам планеристов и 122 тысячам парашютистов.
В начале 1930-х годов Дальневосточный краевой совет Осоавиахима имел свои отделения во всех территориях региона. В структуре действовали следующие подразделения: краевая школа снайперов, краевая школа ПВО (позже ПВХО), краевая школа пилотов, краевая планерная школа, краевая автошкола, военно-морские клубы в Хабаровске и Владивостоке, конно-спортивные клубы, комитеты служебного голубеводства, служебного собаководства и др.
Краевая школа пилотов располагалась в городе Хабаровске, первоначально она не имела ни помещения, ни преподавателей, ни учебников, ни материальной части. Первый набор состоял из 29 курсантов, закончили не все, в первом выпуске от 18 декабря 1931 года было 6 пилотов, 9 человек завершили обучение 3 марта 1932 года. Интересен для истории и тот факт, что одним из первых начальников школы была первая советская военная лётчица Кокорина Зинаида Петровна. Именно при ней были созданы аэроклубы в Уссурийске, Владивостоке, Благовещенске, а затем и в Комсомольске-на-Амуре. Позднее были открыты аэроклубы в Биробиджане, Петропавловске-Камчатском и на Сахалине.
Выпускников школы часто оставляли пилотами-инструкторами как в самой школе, так и в аэроклубах Дальнего Востока. Из первого выпуска инструктором был оставлен Шабалин Николай Семенович, остальные были откомандированы в г. Балашов. Из второго выпуска в краевой школе также остались работать инструкторами несколько человек, в том числе первая на Дальнем Востоке женщина-пилот Ольга Малышева. Воспитанник хабаровской школы пилотов Александр Васильевич Еремин стал пилотом-инструктором Комсомольского-на-Амуре аэроклуба. Именно он учил летному делу Алексея Петровича Маресьева.
К сожалению, в книге приказов аэроклуба не сохранились приказы об окончании школы пилотов группой Маресьева. Но с личными делами учлетов Комсомольского аэроклуба из группы А. П. Маресьева можно ознакомиться.
Личное дело курсанта А. П. Маресьева в фондах архива было обнаружено в начале 1962 г., а уже в декабре, в газете «Молодой дальневосточник», об этой находке напечатана статья директора архива Д. С. Цыбыктаровой «Юность героя».
Как и любое личное дело, оно начинается с собственноручно написанного заявления от 7 августа 1935 г. о приеме в аэроклуб. А. П. Маресьев просит зачислить его в число слушателей летной школы при аэроклубе, «так как у меня большое желание изучить самолет и его вождение в воздухе». К заявлению приложена характеристика, подписанная начальником водного транспорта, в которой Алексей Маресьева охарактеризован только с самой лучшей стороны. «К работе относится честно и аккуратно, замечаний и взысканий не имеет, имеет поощрения и благодарности за образцовую работу, является лучшим стахановцем, принимает активное участие в общественной, комсомольской работе», - подтверждают комсомольские и партийные руководители ведомства, в котором работал будущий лётчик. Этот документ - еще одно свидетельство тому, что обучение лётному делу доверялось только лучшим из лучших. Санитарно-статистическая карта на кандидата к поступлению в летные школы ВВС РККА от 16 ноября 1936 года подтверждает, что Маресьев «к летно-подъемной службе годен».

Е. ХОДЖЕР, главный археограф Государственного архива Хабаровского края. (Продолжение читайте в следующих номерах).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

30.05.2024 13:22
Демешин поручил оперативно достроить дамбу

30.05.2024 12:41
Миллионы рублей и золота разыграют в новом игровом сезоне «Ростелеком» и Lesta Games

30.05.2024 11:44
ВТБ начинает активную интеграцию розничных клиентов «Открытия»

30.05.2024 09:55
Металлообработка

29.05.2024 13:52
Об ответственности за совершение мелкого взяточничества

29.05.2024 13:08
Дмитрий Демешин нагрянул с внеплановой проверкой на дорожные стройки Хабаровска

29.05.2024 12:49
Дмитрий Демешин передал 48 автобусов на пригородные маршруты Хабаровска

29.05.2024 09:32
ВТБ на 5 млрд нарастил кредитный портфель среднего и малого бизнеса в Хабаровском крае

29.05.2024 09:06
Кто сможет отдохнуть бесплатно

29.05.2024 08:25
В планах – центр диких животных

29.05.2024 07:08
ДМИТРИЙ ДЕМЕШИН ПОРУЧИЛ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ БУЛЬВАРЫ ХАБАРОВСКА

28.05.2024 15:27
Налоговое бремя перекладывают на высокие доходы



28.05.2024 15:21
На пути к урожаю...
– В садовом доме, если он подходит для постоянного проживания, теперь ведь можно и прописаться?

28.05.2024 00:00
На пути к урожаю: огонь, вода и общественный транспорт
Заиметь огород и заниматься им – не так просто, как многим кажется. Для начала прочитайте слово «огород» в обратную сторону. Ведь любой, кто мечтает о даче, непременно хочет построить дом, разбить сад.