Путь к Тихому океану

24.12.2013 | О разном | 3м. 47 c. | 71

(Окончание. Начало в номере за 18, 19 декабря 2013 г.)

30 мая 1849 года «Байкал» вышел из Петропавловска. Обойдя Сахалин с севера, Невельской стал спускаться к югу вдоль западного берега Сахалина. После ряда неудач в необследованных местах был найден вход в Амурский лиман. «Байкал» встал на якорь. Далее работы велись на трех шлюпках по исследованию фарватера и берегов. Только железная воля Невельского заставила экипаж найти устье Амура. Это случилось 11 июля 1849 года. Далее проводились исследования в южном направлении лимана. 22 июля Невельской достиг того места, где должен быть перешеек между материком и Сахалином. Но перешейка не было, вместо него был пролив около 7 вершков шириной и глубиной в 5 сажен. Итак, Татарский залив был проливом, стало быть, Сахалин не полуостров, а остров. Вход в Амурский лиман и в устье Амура судоходен с севера и юга и доступен для морских судов. Это были открытия мирового значения, это был гражданский подвиг морского офицера российского флота. Подвиг достоин был самых высоких наград, но… как у нас часто бывает, вместо наград следуют наказания, а награды получают приспособленцы и угодники. Невельской таким не был, он даже не был дипломатом в угоду начальников. На первое место Геннадий Иванович Невельской ставил интересы дела и науки, Отечества и флота. Вероятно, с точки зрения правительства, он был слишком прямолинеен и поэтому опасен.

Дальнейшие события - Амурская экспедиция, Крымская война - подтвердили правоту честного флотского офицера, благодаря которому Россия получила огромные территории на востоке, за что мы ему благодарны и сегодня.

3. Подвиги участников Амурской экспедиции

10 сентября «Байкал» пришел в Охотск. Невельской сдал транспорт и 20 сентября с офицерами, входившими в его команду, отправился в Иркутск (через Якутск).

В декабре 1849 года Невельской отчитывался в Петербурге за все совершенные действия. Ему полагался орден Св. Владимира за дальний поход, но он его не получил. Большинство членов Особого комитета, председателем которого был граф Нессельроде, требовали разжаловать Невельского в матросы за проявленную им дерзость, состоящую в исследовании устья Амура до получения высочайше утвержденного повеления. Более того, члены комитета не верили в результаты исследований Невельского, противоречащие выводам заслуженных авторитетов.
Однако на этот раз все обошлось, благодаря защите великого князя Константина Николаевича, с которым Невельской служил на Балтийском флоте и плавал на фрегатах «Беллока» и «Аврора» в начале 40-х годов.

Невельской был произведен в капитаны II ранга и назначен офицером для особых поручений к Н.Н. Муравьеву. На основании положения о Сибири его тут же произвели в чин капитана I ранга. (В Сибири должности были на ранг выше).

Указом на имя генерал-губернатора Невельскому поручалось основать зимовье на юго-западном берегу Охотского моря, «Но отнюдь не в лимане, а тем более на Амуре».

29 июня 1850 года, вместе со штабс-капитаном корпуса штурманов Д.И. Орловым, на берегу залива Счастья Невельской основывает зимовье, названое Петровским. Но поскольку с этого места нельзя было просматривать устье Амура, Невельской принимает самостоятельно решение войти в реку Амур. 1 августа 1850 года он достиг мыса Куегда и здесь, в присутствии собравшихся гиляков, поднимает (при салюте из ружей и фальконета) Андреевский флаг, основывая пост, названный Николаевским. Здесь он оставил шесть матросов, а сам на оленях отправился через горы в Петровское.

По указанию Муравьева в середине декабря 1850 года Г.И. Невельской прибыл в Петербург на заседание Особого комитета. Его разжаловали в матросы, и целую неделю он был простым матросом на службе флота. Однако вновь вмешался великий князь Константин Николаевич, лично доложил своему отцу Николаю I, после чего последовало указание комитету собраться вновь, но уже под председательством не Нессельроде, а великого князя Александра Николаевича. Николай I на докладе Особого комитета написал свою знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен». Таким образом дело Невельского было спасено. Он отправился к месту своего служения в мае 1851 года вместе с молодой женой, возглавляя созданную правительством (секретную) Амурскую экспедицию.

Таким образом, с 1850 года начала действовать Амурская экспедиция Невельского. Ее работы продолжались до 1855 года.

В 1850 и 1851 годах в состав экспедиции входили: капитан I ранга Г.И. Невельской (начальник экспедиции), лейтенант Н.К. Бошняк, мичман Н.М. Чихачев, прапорщики Д.И. Орлов и А.И. Воронин, лейтенант П.Ф. Гаврилов (командир транспорта «Охотск»), прапорщик Семенов, топограф Попов, доктор Орлов и приказчик РАК Березин. Нижних чинов в экспедиции было 26 человек и на транспорте «Охотск» - 20 человек. В 1852 году убыл П.Ф. Гаврилов, дополнительно вошли в состав экспедиции мичманы Г.Д. Разградский и А.И. Петров. Нижних чинов насчитывалось 56 человек. В 1853 году из экспедиции ушли Чихачев и Семенов, а дополнили состав капитан-лейтенант А.В. Бачманов (зам. начальника экспедиции), прапорщик Боуров, священник Гавриил Вениаминов. Всего нижних чинов было 70 человек.

В 1854 и 1855 годах поступили лейтенанты Я.И. Куприянов и Н.В. Рудановский. Общий состав насчитывал 86 человек.

Г.И. Невельской возглавлял экспедицию, с присущей ему исключительной энергией, желая самым мирным путем осуществить полное присоединение всего Приамурского края к России, вопреки указаниям сверху «никакого дальнейшего продвижения… не предпринимать и никаких мест отнюдь не занимать», ставил перед собой две главные задачи: разрешить пограничный вопрос и найти удобные гавани для базирования кораблей российского флота. И он решил эти задачи успешно, причем мирным путем, и не допустил англо-французский десант в Приамурье и на Сахалин.

Для решения первого вопроса - установления, где же по Нерчинскому трактату должна проходить (или проходит) граница с Китаем - он посылает Н.М. Чихачева и Д.И. Орлова исследовать направление Хинганского хребта, чтобы доказать, что граница не должна идти к Охотскому морю (как ее показывали на картах XVII-XVIII веков), а должна следовать на юг к Японскому морю и корейской границе. В процессе этих исследований выяснились более существенные обстоятельства: к востоку от Амура и Уссури не было никакой границы, китайское правительство не осуществляло своего суверенитета над территориями; оно фактически не считало Приамурье, Приморье китайскими землями. Это было самое важное для решения пограничного вопроса. Россия могла занимать эти территории, не нарушая договора с Китаем.

Для решения морского вопроса необходимо было отыскать защищенные гавани на побережье Татарского пролива, которые были бы связаны удобными внутренними путями с Амуром и Уссури. Такие гавани и пути были найдены, описаны и нанесены на карту благодаря прежде всего лейтенанту Н.К. Бошняку.

Членами Амурской экспедиции были осуществлены:

1. Исследование направления Хинганского хребта от истоков реки Уды, а также предгорьев Буреинского и Станового хребтов; исследование долины реки Амур и ее притоков Амгуни, Горина, Хунгари и многих других, вплоть до Уссури; астрономическое определение истоков рек Уда, Тугур, Немилев, Амгунь и Горин (мичман Н.М. Чихачев, прапорщик корпуса штурманов Д.И. Орлов, лейтенант Н.К. Бошняк, топограф Попов, приказчик РАК Березин).

2. Опись западного берега острова Сахалин, открытие залежей каменного угля на этом острове и географическое изучение внутренних районов его северной стороны (лейтенант Н.К. Бошняк).

3. Опись материкового берега Татарского пролива от залива Чихачева (Де-Кастри) до Советской (Императорской) Гавани, открытие и описание последней (лейтенант Н.К. Бошняк).

4. Опись северо-восточного и восточного берега залива Анива на Южном Сахалине (лейтенант Н.В. Рудановский).

И все это, не считая того, что уже было достигнуто в 1849 году, при плавании транспорта «Байкал» под командованием Г.И. Невельского.

Совершенно очевидно, что не будь плавания транспорта «Байкал», не было бы Амурской экспедиции.

Амурской экспедиции Г.И. Невельского Россия фактически обязана присоединением Приамурья и Приморья. Кто знает, каковы бы были для России результаты Восточной (Крымской) войны, если бы не эта экспедиция. И это понимал император Николай I. Почему-то редко воспоминают, когда говорят о заслугах генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, о том, что не по его инициативе осуществлялись, начиная с 1854 года, амурские сплавы, а по приказу царя в 1853 году. О том, что Россия намерена защищать Приамурье и Сахалин от вторжения войск Англии и Франции, Петербург своевременно в 1853 году поставил в известность Пекин. Но ведь уже к этому времени благодаря Невельскому на Нижнем Амуре и Сахалине действовали посты, развернутые и обслуживаемые членами Амурской экспедиции. Вспомним, как они назывались - Николаевский,  на Амуре, на месте нынешнего города Николаевска-на-Амуре. Основан 1(13) августа 1850 года. Первый начальник - лейтенант Н.К. Бошняк;

Мариинский, на Амуре, у озера Кизи. Основан в августе 1853 года. Первый начальник - мичман А.И. Петров;

Александровский, в заливе Чихачева (бывший Де-Кастри). Основан в августе 1853 года. Первый начальник - мичман Г.Д. Разградский;

Константиновский, в заливе Советская (бывшая Императорская) Гавань. Основан в августе 1853 года. Первый начальник - урядник, а с 3 октября 1853 года - лейтенант Н.К. Бошняк;

Ильинский, на западном берегу острова Сахалин. Основан в августе 1853 года. Первый начальник - прапорщик корпуса штурманов Д.И. Орлов;

Муравьевский, в заливе Анива на юге Сахалина, недалеко от нынешнего порта Корсаков. Основан 23 сентября 1853 года. Первый начальник - майор Н.В. Буссе.

Итогом работы Амурской экспедиции было заключение Айгунского трактата (16 августа 1858 года), регламентировавшего границу России с Китаем.

Несмотря на то, что сегодня некоторые имена членов Амурской экспедиции мы можем встретить на картах, думается, что истинное значение Амурской экспедиции и роли Г.И. Невельского в присоединении к России огромных территорий на Дальнем Востоке мы еще не осознали. Это еще предстоит сделать и нам, и нашим потемкам. Осознание такого значения будет состоять в действительном освоении Приамурья и Приморья, этой обширной и богатейшей территории.

Что касается личности Геннадия Ивановича Невельского, то военные моряки всех поколений всегда считали его выдающимся исследователем Дальнего Востока, одним из лучших адмиралов российского флота, настоящим патриотом Отечества. Именно в Военно-морском флоте увековечили его имя на морских картах, воздвигли памятники во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Сахалине и на его родине в Солигаличе. Его имя носят морские высшие учебные заведения в Санкт-Петербурге и во Владивостоке, корабли Военно-морского и гражданского флота.

Анатолий МЕРЕЖКО, военный историк.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

11.08.2022 17:39
ВТБ выдаёт льготную ипотеку на строительство загородных домов

11.08.2022 10:56
ВТБ на 65% нарастил выдачи потребкредитов жителям Хабаровского края

10.08.2022 19:53
ВТБ начинает работать по новой программе кредитования МСП

10.08.2022 11:56
Что читают россияне и сколько они готовы потратить на цифровую литературу

10.08.2022 11:04
18 претендентов на два места в городской думе
В «Единый день голосования» в сентябре на территории Хабаровского края пройдет 101 избирательная кампания по выборам в органы местного самоуправления.



10.08.2022 11:50
Клещ поймали с поличным
Проект Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова «Клещ. Поймать с поличным» победил в V цикле грантового конкурса «Музей 4.0».

09.08.2022 10:58
Дом на Фрунзе будут достраивать
Проблемный дом в самом центре краевой столицы должен был быть сдан в 2006 году, но застройщик не выполнил своих обязательств.


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%