Так кто же мы все: машинисты или пассажиры
05.03.2013
292
Влиять на власть можно не на митингах, а через деятельность центров общественного сотрудничества
Любая цивилизованная страна называет себя демократичной. Но обычно дальше выборов главы государства и иных управленческих структур дело не идёт. Каким образом реализовать принцип народовластия, привлечь гражданское общество к управлению? Ответ на этот вопрос дал президент РФ Владимир Путин в своём ежегодном Послании. «Люди должны не только выбирать власть,но и непрерывно влиять на её работу, на процесс принятия решений». Для этого нужны эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникации.
Правительством Хабаровского края разработана «Стратегия модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества, народного участия и развития местного самоуправления». В чём она состоит, какие механизмы предполагается задействовать для привлечения населения к выработке и контролю за решениями, мы говорили с заместителем председателя правительства по модернизации и промышленной политике Виктором Чудовым.
- Каковы основные направления и принципы реализации стратегии?
- Главным принципом и ключевым направлением деятельности правительства Хабаровского края является политика открытости. Почему? И что такое в нашем понимании открытость. Открытость состоит из многих элементов. Наши граждане должны получить возможность принимать участие не только в разработке документов, но и в их реализации, в контроле. Я бы назвал сегодняшнюю ситуацию «водитель и пассажир». «Водитель» - это власть, которая ведёт автомобиль, а «пассажир» - население. Он пытается рассказать, что ему, собственно, в другую сторону. А водитель: «Я без тебя знаю, куда ехать, и вообще мне важнее туда, а не туда, куда тебе хочется». Эту ситуацию надо менять. Мы должны все вместе научиться слушать и слышать друг друга. Мнение граждан должно учитываться, обязательно отражаться в программах развития и находить поддержку.
Такой диалог важен и в другом смысле. Стратегия модернизации управления нацелена на формирование общей политической воли жителей Хабаровского края, востребованность их инициативы и творчества. В конечном итоге, модернизация управления должна обеспечить новое качество, новый уровень эффективности управления краем, а на этой основе - решение задач комплексной конкурентоспособности края, благосостояния его жителей.
- Каким образом граждане могут получить возможность обсуждать содержание социально-экономической политики? В какой форме пойдёт взаимодействие?
- Владимир Путин предложил выстроить это участие по конкретным направлениям, наиболее остро затрагивающим интересы людей. В Хабаровском крае эти направления отражены в 27 программах развития. Вот по ним и можно работать.
Когда мы обсуждали механизм взаимодействия, то пришли к выводу, что необходимо образовать центры общественного сотрудничества. Такие структуры будут развернуты на всех уровнях управления краем - при губернаторе, комиссии по реализации Послания президента в Хабаровском крае, на уровне муниципальных образований, на уровне краевых целевых программ и иных программ правительства края - они охватят все аспекты, все стороны управления краем.
Координационные центры, на наш взгляд, могут состоять из представителей общественных организаций и коммерческих объединений, бизнес-сообщества и политических партий, обязательно депутатских групп и просто инициативных групп граждан, которые могли бы на этой площадке высказывать своё мнение, внести предложение или, наоборот, оценить те решения, которые готовы или принимаются властью.
Среди участников центров должны быть, конечно, некоммерческие объединения и представители муниципальных сообществ, Общественная палата, политические партии, Общероссийский Народный Фронт, депутаты Законодательной думы края и муниципальных советов, представители СМИ, иных заинтересованных профессиональных и социальных групп граждан, например, трудовых коллективов.
Скажете, а как же общественные объединения, которые уже есть, неужели они не эффективны? На наш взгляд, действительно, во многом такие объединения носят несколько декоративный, номинальный характер. Часть отстаивают отраслевые или бизнес-интересы. Поэтому мы намерены «переформатировать» взаимоотношение с общественными организациями и объединениями, обеспечить их участие в формировании и реализации краевых целевых программ.
Простой пример. Есть у нас программа развития сельского хозяйства. И есть огромное число дачников, которые выполняют миссию обеспечения населения сельхозпродукцией. Возможно, представители дачного сообщества предложат, как учесть интересы этого «сектора» в соответствующей программе?
С другой стороны, задача стоит гораздо более глобально. Если говорить о стратегии, то она связана с тем, что мы сегодня должны определить, а для чего мы живем в крае, какое место занимаем в системе, и не только российского государства. В том числе мы обсуждаем с социологами вопрос студенчества, их оценок, какие приоритеты в специальностях, куда у нас молодежь пойдет работать, - вот это мы должны обсудить с обществом. Для того чтобы каждый житель понимал, что будет через 10 лет, какие приоритеты у нас есть, куда ему стремиться, какое место он занимает и как он должен реализовать свою судьбу в крае. Чтобы наш край занимал лидирующее место среди крупнейших машиностроительных комплексов страны. Это и есть стратегия улучшения жизни жителя края. Первый опыт в этом направлении мы уже имеем. Определением основных направлений науки и техники края занимался экспертный совет, состоящий из учёных, руководителей вузов, ведущих инновационных предприятий края. Координационный совет по модернизации при губернаторе направления ещё конкретизировал, предложил, как увязать с программами развития промышленных предприятий.
- Как обеспечить общественность реальными полномочиями?
- Нужна благоприятная для деятельности органов общественно-государственного сотрудничества институциональная среда, нормативно-правовая база. Формирование такой базы является на первом этапе реализации Стратегии одной из ключевых задач. Как отметил Владимир Путин, необходимо установить состав актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного публичного обсуждения на общественных советах.
- Ещё один момент Послания: «Демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». Местное самоуправление - это школа ответственности граждан».
- Несомненно, центры общественного сотрудничества будут созданы во всех муниципальных образованиях, без исключения. Общественная инициатива, возможность дать свои предложения обязательно должна идти от муниципальных образований, от городов, от наших поселков, где и живут люди, это обязательное условие. Центры общественно-государственного сотрудничества в муниципальных образованиях, по замыслу, должны стать мощным стимулом к развитию форм непосредственного осуществления самоуправления населением. Стратегией предусматривается, что в фокусе муниципальных центров будут находиться программы комплексного развития муниципальных образований, которые, с одной стороны, станут «муниципальными сборками» краевых целевых программ, а с другой - стимулом к развитию, внесению изменений в краевые целевые программы (вплоть до создания новых программ правительства края).
- Каким образом граждане, не входящие в объединения, могут участвовать в процессе управления?
- Майскими указами президента РФ предусматривается создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет, а также установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности руководителей территориальных и федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, органов местного самоуправления. «Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии», и «особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне».
- Готово ли общество к взаимодействию с властью, готово ли предлагать свои новые идеи? Как вовлечь в этот процесс простого человека из Чегдомына, Аяна, Комсомольска, человека, который далек от политики, от экспертного сообщества?
- Мне кажется, мы недооцениваем потенциал «обычного человека». Президент совершенно справедливо говорит, что наша демократия отстаёт от гражданского общества. Люди проявляют большую активность. В частности, они объединяются в некоммерческие объединения. У нас есть краевая целевая программа по поддержке гражданских инициатив. На наш взгляд, проблема гражданских инициатив сегодня лежит не столько в плоскости денег, хотя, с одной стороны, такая поддержка необходима, сколько в том, чтобы эти инициативы были реализованы, чтобы те социально активные группы граждан, которые есть, почувствовали, что их идеи, предложения обсуждаются, получают экспертную оценку. У нас есть глубокое убеждение, что не чиновник должен оценивать инициативу, а специалист, глубоко знающий проблематику. Например, мне очень часто приходят письма, где изобретатели или новаторы просят оценить их проект. Конечно, я направляю их к экспертам.
- Каким образом будет формироваться «экспертное сообщество»?
- Это должны быть люди, хорошо знающие вопрос, с одной стороны, и умеющие совместить идею с государственным, общественным интересом, с другой. Поиск и привлечение таких экспертов - это как раз одно из направлений стратегии модернизации управления краем. Планируем развернуть просветительские программы, направленные на формирование «сведущих граждан», программы повышения квалификации сотрудников правительства в вопросах общественно-государственного сотрудничества, программы повышения квалификации в этих вопросах представителей общественных организаций (НКО), Общественной палаты края, представителей муниципальных сообществ, включая глав муниципальных образований, депутатов Законодательной думы и муниципальных собраний, представителей политических партий и движений - всех, кто так или иначе заинтересован в модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества.
- Каковы сроки реализации стратегии?
- В целом Стратегия модернизации управления краем рассчитана на период до 2018 года. При этом первоочередными задачами, осуществляющими запуск Стратегии, являются: формирование общественного субъекта реализации Стратегии (системы совещательных, консультативных и экспертных сообществ) при губернаторе края; развертывание Стратегии - формирование сети органов (центров) общественно-государственного сотрудничества, которые призваны стать субъектами, операторами Стратегии. Эти задачи надо решить уже весной нынешнего года. Далее до сентября 2013 года планируется реализация просветительских программ, направленных на формирование «сведущих граждан», курсы повышения квалификации сотрудников правительства, муниципальных образований, депутатов в вопросах общественно-государственного сотрудничества.
Параллельно будет запущен форсайт-проект, то есть формирование видения перспектив края и «общественного договора». Ну а далее уже пойдёт преобразование краевых целевых программ в ячейки общественно-государственного сотрудничества, преобразование гражданских инициатив в общественно-государственные программы, формирование комплексных программ развития муниципальных образований, интеграция их в «видение перспектив» и «общественный договор» - в течение 2013 года.
Разработка и внедрение нормативно-правовой базы деятельности органов общественно-государственного сотрудничества в целом завершится в 2014 году.
Раиса ПАЛЕЙ.
Правительством Хабаровского края разработана «Стратегия модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества, народного участия и развития местного самоуправления». В чём она состоит, какие механизмы предполагается задействовать для привлечения населения к выработке и контролю за решениями, мы говорили с заместителем председателя правительства по модернизации и промышленной политике Виктором Чудовым.
- Каковы основные направления и принципы реализации стратегии?
- Главным принципом и ключевым направлением деятельности правительства Хабаровского края является политика открытости. Почему? И что такое в нашем понимании открытость. Открытость состоит из многих элементов. Наши граждане должны получить возможность принимать участие не только в разработке документов, но и в их реализации, в контроле. Я бы назвал сегодняшнюю ситуацию «водитель и пассажир». «Водитель» - это власть, которая ведёт автомобиль, а «пассажир» - население. Он пытается рассказать, что ему, собственно, в другую сторону. А водитель: «Я без тебя знаю, куда ехать, и вообще мне важнее туда, а не туда, куда тебе хочется». Эту ситуацию надо менять. Мы должны все вместе научиться слушать и слышать друг друга. Мнение граждан должно учитываться, обязательно отражаться в программах развития и находить поддержку.
Такой диалог важен и в другом смысле. Стратегия модернизации управления нацелена на формирование общей политической воли жителей Хабаровского края, востребованность их инициативы и творчества. В конечном итоге, модернизация управления должна обеспечить новое качество, новый уровень эффективности управления краем, а на этой основе - решение задач комплексной конкурентоспособности края, благосостояния его жителей.
- Каким образом граждане могут получить возможность обсуждать содержание социально-экономической политики? В какой форме пойдёт взаимодействие?
- Владимир Путин предложил выстроить это участие по конкретным направлениям, наиболее остро затрагивающим интересы людей. В Хабаровском крае эти направления отражены в 27 программах развития. Вот по ним и можно работать.
Когда мы обсуждали механизм взаимодействия, то пришли к выводу, что необходимо образовать центры общественного сотрудничества. Такие структуры будут развернуты на всех уровнях управления краем - при губернаторе, комиссии по реализации Послания президента в Хабаровском крае, на уровне муниципальных образований, на уровне краевых целевых программ и иных программ правительства края - они охватят все аспекты, все стороны управления краем.
Координационные центры, на наш взгляд, могут состоять из представителей общественных организаций и коммерческих объединений, бизнес-сообщества и политических партий, обязательно депутатских групп и просто инициативных групп граждан, которые могли бы на этой площадке высказывать своё мнение, внести предложение или, наоборот, оценить те решения, которые готовы или принимаются властью.
Среди участников центров должны быть, конечно, некоммерческие объединения и представители муниципальных сообществ, Общественная палата, политические партии, Общероссийский Народный Фронт, депутаты Законодательной думы края и муниципальных советов, представители СМИ, иных заинтересованных профессиональных и социальных групп граждан, например, трудовых коллективов.
Скажете, а как же общественные объединения, которые уже есть, неужели они не эффективны? На наш взгляд, действительно, во многом такие объединения носят несколько декоративный, номинальный характер. Часть отстаивают отраслевые или бизнес-интересы. Поэтому мы намерены «переформатировать» взаимоотношение с общественными организациями и объединениями, обеспечить их участие в формировании и реализации краевых целевых программ.
Простой пример. Есть у нас программа развития сельского хозяйства. И есть огромное число дачников, которые выполняют миссию обеспечения населения сельхозпродукцией. Возможно, представители дачного сообщества предложат, как учесть интересы этого «сектора» в соответствующей программе?
С другой стороны, задача стоит гораздо более глобально. Если говорить о стратегии, то она связана с тем, что мы сегодня должны определить, а для чего мы живем в крае, какое место занимаем в системе, и не только российского государства. В том числе мы обсуждаем с социологами вопрос студенчества, их оценок, какие приоритеты в специальностях, куда у нас молодежь пойдет работать, - вот это мы должны обсудить с обществом. Для того чтобы каждый житель понимал, что будет через 10 лет, какие приоритеты у нас есть, куда ему стремиться, какое место он занимает и как он должен реализовать свою судьбу в крае. Чтобы наш край занимал лидирующее место среди крупнейших машиностроительных комплексов страны. Это и есть стратегия улучшения жизни жителя края. Первый опыт в этом направлении мы уже имеем. Определением основных направлений науки и техники края занимался экспертный совет, состоящий из учёных, руководителей вузов, ведущих инновационных предприятий края. Координационный совет по модернизации при губернаторе направления ещё конкретизировал, предложил, как увязать с программами развития промышленных предприятий.
- Как обеспечить общественность реальными полномочиями?
- Нужна благоприятная для деятельности органов общественно-государственного сотрудничества институциональная среда, нормативно-правовая база. Формирование такой базы является на первом этапе реализации Стратегии одной из ключевых задач. Как отметил Владимир Путин, необходимо установить состав актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного публичного обсуждения на общественных советах.
- Ещё один момент Послания: «Демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». Местное самоуправление - это школа ответственности граждан».
- Несомненно, центры общественного сотрудничества будут созданы во всех муниципальных образованиях, без исключения. Общественная инициатива, возможность дать свои предложения обязательно должна идти от муниципальных образований, от городов, от наших поселков, где и живут люди, это обязательное условие. Центры общественно-государственного сотрудничества в муниципальных образованиях, по замыслу, должны стать мощным стимулом к развитию форм непосредственного осуществления самоуправления населением. Стратегией предусматривается, что в фокусе муниципальных центров будут находиться программы комплексного развития муниципальных образований, которые, с одной стороны, станут «муниципальными сборками» краевых целевых программ, а с другой - стимулом к развитию, внесению изменений в краевые целевые программы (вплоть до создания новых программ правительства края).
- Каким образом граждане, не входящие в объединения, могут участвовать в процессе управления?
- Майскими указами президента РФ предусматривается создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет, а также установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности руководителей территориальных и федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, органов местного самоуправления. «Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии», и «особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне».
- Готово ли общество к взаимодействию с властью, готово ли предлагать свои новые идеи? Как вовлечь в этот процесс простого человека из Чегдомына, Аяна, Комсомольска, человека, который далек от политики, от экспертного сообщества?
- Мне кажется, мы недооцениваем потенциал «обычного человека». Президент совершенно справедливо говорит, что наша демократия отстаёт от гражданского общества. Люди проявляют большую активность. В частности, они объединяются в некоммерческие объединения. У нас есть краевая целевая программа по поддержке гражданских инициатив. На наш взгляд, проблема гражданских инициатив сегодня лежит не столько в плоскости денег, хотя, с одной стороны, такая поддержка необходима, сколько в том, чтобы эти инициативы были реализованы, чтобы те социально активные группы граждан, которые есть, почувствовали, что их идеи, предложения обсуждаются, получают экспертную оценку. У нас есть глубокое убеждение, что не чиновник должен оценивать инициативу, а специалист, глубоко знающий проблематику. Например, мне очень часто приходят письма, где изобретатели или новаторы просят оценить их проект. Конечно, я направляю их к экспертам.
- Каким образом будет формироваться «экспертное сообщество»?
- Это должны быть люди, хорошо знающие вопрос, с одной стороны, и умеющие совместить идею с государственным, общественным интересом, с другой. Поиск и привлечение таких экспертов - это как раз одно из направлений стратегии модернизации управления краем. Планируем развернуть просветительские программы, направленные на формирование «сведущих граждан», программы повышения квалификации сотрудников правительства в вопросах общественно-государственного сотрудничества, программы повышения квалификации в этих вопросах представителей общественных организаций (НКО), Общественной палаты края, представителей муниципальных сообществ, включая глав муниципальных образований, депутатов Законодательной думы и муниципальных собраний, представителей политических партий и движений - всех, кто так или иначе заинтересован в модернизации управления краем на основе общественно-государственного сотрудничества.
- Каковы сроки реализации стратегии?
- В целом Стратегия модернизации управления краем рассчитана на период до 2018 года. При этом первоочередными задачами, осуществляющими запуск Стратегии, являются: формирование общественного субъекта реализации Стратегии (системы совещательных, консультативных и экспертных сообществ) при губернаторе края; развертывание Стратегии - формирование сети органов (центров) общественно-государственного сотрудничества, которые призваны стать субъектами, операторами Стратегии. Эти задачи надо решить уже весной нынешнего года. Далее до сентября 2013 года планируется реализация просветительских программ, направленных на формирование «сведущих граждан», курсы повышения квалификации сотрудников правительства, муниципальных образований, депутатов в вопросах общественно-государственного сотрудничества.
Параллельно будет запущен форсайт-проект, то есть формирование видения перспектив края и «общественного договора». Ну а далее уже пойдёт преобразование краевых целевых программ в ячейки общественно-государственного сотрудничества, преобразование гражданских инициатив в общественно-государственные программы, формирование комплексных программ развития муниципальных образований, интеграция их в «видение перспектив» и «общественный договор» - в течение 2013 года.
Разработка и внедрение нормативно-правовой базы деятельности органов общественно-государственного сотрудничества в целом завершится в 2014 году.
Раиса ПАЛЕЙ.