«Умный край» высоких технологий
03.11.2017
313

Центр обеспечивает безопасность дорожного движения в комплексе
Каждый день на дорогах края регистрируются десятки дорожно-транспортных происшествий, в том числе с пострадавшими людьми. Главной причиной в Госавтоинспекции называют нарушения водителями Правил дорожного движения. Культура вождения - тема неоднозначная и по сути малорешаемая. Действеннее всего оказываются предупредительные и одновременно, так сказать, угрожающие меры - фоторадарные комплексы и приборы видеофиксации. Чтобы избежать штрафов, водители вынуждены соблюдать правила там, где за ними следят, а за нарушением неминуемо следует наказание.
Обеспечением такого контроля на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в крае занимается Центр безопасности дорожного движения по Хабаровскому краю при КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог». В прошлом сентябре здесь отметили первую пятилетку со дня создания.
В разных районах края на перекрестках повышенной опасности, где водители норовят прокатиться с ветерком, рискуя сбить пешехода, установлены шесть стационарных фоторадарных комплексов измерения скорости транспортных средств «Кордон», а в ближайшее время планируется установка еще двух - возле туристического комплекса «Заимка» в южном пригороде Хабаровска и на перекрестке у поселка Ильинка, где часто бьются машины. Техническое наполнение центра растет регулярно.
Снимут всех
По всему краю распределены передвижные фоторадарные комплексы измерения скорости транспортных средств «КРИС-П». Эти приборы работают в автоматическом режиме и передают информацию о зафиксированных нарушениях ПДД в Центр автофиксации административных правонарушений в области дорожного движения краевой ГИБДД.
Там полученные данные обрабатывают и выносят постановления об административных правонарушениях. Обеспечивает почтовую рассылку копий постановлений «Хабаровскуправтодор».
Преимущество передвижных комплексов в том, что на стационарных постах водители привыкают сбрасывать скорость и разгоняются дальше, а здесь их «ловят» внезапно, что работает на профилактику. Недавно появилась поправка, разрешающая использовать мобильные радары в местах временных ограничительных знаков, которыми водители часто пренебрегают, например, возле участков дорожного строительства, что также приводит к ДТП.
- Во многом с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения наши цели совпадают с задачами ГИБДД, мы тесно сотрудничаем, - говорит руководитель центра Александр Бобошко. - Например, места установки средств фотовидеофиксации определяем по рекомендациям Госавтоинспекции, вместе учитываем количество дорожно-транспортных происшествий и дорожную обстановку. Поскольку своих кадров недостаточно, привлекаем частных подрядчиков для работы с нашими приборами.
В структуре Центра безопасности есть круглосуточная диспетчерская служба. Ее основные задачи - оперативный сбор информации о дорожной обстановке в крае, организация информационного обмена между сотрудниками центра, участниками дорожного движения, обеспечение взаимодействия с подрядными организациями и экстренными службами. Диспетчеры собирают и предоставляют всем заинтересованным сведения о ДТП, погодных условиях, чрезвычайных и нештатных ситуациях на дороге, временных ограничениях движения и тому подобном. Получить эту информацию можно по телефону: 91-80-16.
Для водителей, заезжающих в Хабаровск со стороны ЕАО через амурский мост, все эти новости отображаются на мультимедийном информационном экране, размещенном на путепроводе в районе пересечения улиц Трехгорной и Тихоокеанской. Вся информация дублируется на сайте КГКУ «Хабаровскуправтодор», а также регулярно транслируется на одном из местных телеканалов и популярной радиостанции.
Интеллект в помощь
В мае 2015 года в «Хабаровскуправтодоре» приступили к разработке проекта интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая должна обеспечить эффективное управление дорожным движением, транспортно-эксплуатационным состоянием, содержанием и сохранностью автомобильных дорог Хабаровского края. Задач у системы множество, а процесс создания потребует нескольких лет и миллиардов рублей.
Условно говоря, систему можно сравнить с «умным домом», где технологии контролируют содержание жилища, обеспечение его и хозяина всем необходимым. Только здесь получится «умный край», и контролировать система будет все, что происходит на его дорогах муниципального и межрегионального значения.
Один из приоритетов для ИТС - повышение уровня безопасности дорожного движения, снижение количества ДТП и тяжести их последствий. Для дорожников особенно важно сохранение дорог и искусственных сооружений от преждевременного разрушения, что тоже будет контролировать ИТС. В организационном плане с внедрением системы сократится время, необходимое для принятия управленческих решений при осложнении дорожно-транспортной обстановки.
Одна из главных причин разрушения самых хороших дорог - нерадивые водители и собственники грузовых автомобилей, пренебрегающие ограничителями нагрузки на разных участках трасс. ИТС займется и обеспечением контроля перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
В числе других целей интеллектуальной системы - повышение пропускной способности дорог, уровня их содержания и транспортно-эксплуатационного состояния, информирование водителей, мониторинг междугородних пассажироперевозок на основе технологии GPS/ГЛОНАС.
Немаловажно, что «карательная» функция интеллектуальной системы, отвечающая за сбор штрафов с нарушителей ПДД и в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами, имеет и позитивную сторону - эти выплаты повлекут увеличение доходов бюджета Хабаровского края. А следовательно, есть надежда, что эти средства будут направляться и на усовершенствование дорожной отрасли.
В составе ИТС - длинный список разнообразных подсистем, выполняющих вышеназванные задачи. В их числе аппаратно-программные комплексы Центров управления; подсистемы весогабаритного контроля транспортных средств; фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения; оперативного мониторинга состояния дорожных объектов; метеообеспечения; видеонаблюдения; контроля дорожных работ; учета интенсивности дорожного движения; информирования пользователей дорог; мониторинга транспорта на основе технологии GPS/ГЛОНАС; администрирования и технического контроля ИТС, а также передачи данных.
- Комплекс систем позволит управлять транспортным движением в крае, исключая человеческий фактор, более автоматизированно и оперативно, - говорит Александр Бобошко. - Таким образом выполним правило «золотого часа», когда чем быстрее решится чрезвычайная ситуация, тем безопаснее для людей.
Даёшь концессию!
Разработка проекта началась в уже сложной экономической обстановке, когда заметно оскудело финансирование даже текущих направлений работы отрасли. Столь масштабное и весьма дорогостоящее мероприятие краевой бюджет бы не потянул. Поэтому в правительстве решили найти потенциального инвестора с 100% финансированием проекта. Привлечь частные инвестиции возможно в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях».
Сейчас продолжается подготовка документации к организации аукциона по определению будущего концессионера. Ему предстоит долгий кропотливый труд: проектно-изыскательские работы, подготовка документации, строительство самых разнообразных объектов ИТС - от шлагбаума до моста, и только потом ввод системы в эксплуатацию. Но сначала требуется пройти все обозначенные в законе о госзакупках процедуры. Планируется, что внедрение ИТС в крае начнется уже в следующем году.
Обеспечением такого контроля на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в крае занимается Центр безопасности дорожного движения по Хабаровскому краю при КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог». В прошлом сентябре здесь отметили первую пятилетку со дня создания.
В разных районах края на перекрестках повышенной опасности, где водители норовят прокатиться с ветерком, рискуя сбить пешехода, установлены шесть стационарных фоторадарных комплексов измерения скорости транспортных средств «Кордон», а в ближайшее время планируется установка еще двух - возле туристического комплекса «Заимка» в южном пригороде Хабаровска и на перекрестке у поселка Ильинка, где часто бьются машины. Техническое наполнение центра растет регулярно.
Снимут всех
По всему краю распределены передвижные фоторадарные комплексы измерения скорости транспортных средств «КРИС-П». Эти приборы работают в автоматическом режиме и передают информацию о зафиксированных нарушениях ПДД в Центр автофиксации административных правонарушений в области дорожного движения краевой ГИБДД.
Там полученные данные обрабатывают и выносят постановления об административных правонарушениях. Обеспечивает почтовую рассылку копий постановлений «Хабаровскуправтодор».
Преимущество передвижных комплексов в том, что на стационарных постах водители привыкают сбрасывать скорость и разгоняются дальше, а здесь их «ловят» внезапно, что работает на профилактику. Недавно появилась поправка, разрешающая использовать мобильные радары в местах временных ограничительных знаков, которыми водители часто пренебрегают, например, возле участков дорожного строительства, что также приводит к ДТП.
- Во многом с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения наши цели совпадают с задачами ГИБДД, мы тесно сотрудничаем, - говорит руководитель центра Александр Бобошко. - Например, места установки средств фотовидеофиксации определяем по рекомендациям Госавтоинспекции, вместе учитываем количество дорожно-транспортных происшествий и дорожную обстановку. Поскольку своих кадров недостаточно, привлекаем частных подрядчиков для работы с нашими приборами.
В структуре Центра безопасности есть круглосуточная диспетчерская служба. Ее основные задачи - оперативный сбор информации о дорожной обстановке в крае, организация информационного обмена между сотрудниками центра, участниками дорожного движения, обеспечение взаимодействия с подрядными организациями и экстренными службами. Диспетчеры собирают и предоставляют всем заинтересованным сведения о ДТП, погодных условиях, чрезвычайных и нештатных ситуациях на дороге, временных ограничениях движения и тому подобном. Получить эту информацию можно по телефону: 91-80-16.
Для водителей, заезжающих в Хабаровск со стороны ЕАО через амурский мост, все эти новости отображаются на мультимедийном информационном экране, размещенном на путепроводе в районе пересечения улиц Трехгорной и Тихоокеанской. Вся информация дублируется на сайте КГКУ «Хабаровскуправтодор», а также регулярно транслируется на одном из местных телеканалов и популярной радиостанции.
Интеллект в помощь
В мае 2015 года в «Хабаровскуправтодоре» приступили к разработке проекта интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая должна обеспечить эффективное управление дорожным движением, транспортно-эксплуатационным состоянием, содержанием и сохранностью автомобильных дорог Хабаровского края. Задач у системы множество, а процесс создания потребует нескольких лет и миллиардов рублей.
Условно говоря, систему можно сравнить с «умным домом», где технологии контролируют содержание жилища, обеспечение его и хозяина всем необходимым. Только здесь получится «умный край», и контролировать система будет все, что происходит на его дорогах муниципального и межрегионального значения.
Один из приоритетов для ИТС - повышение уровня безопасности дорожного движения, снижение количества ДТП и тяжести их последствий. Для дорожников особенно важно сохранение дорог и искусственных сооружений от преждевременного разрушения, что тоже будет контролировать ИТС. В организационном плане с внедрением системы сократится время, необходимое для принятия управленческих решений при осложнении дорожно-транспортной обстановки.
Одна из главных причин разрушения самых хороших дорог - нерадивые водители и собственники грузовых автомобилей, пренебрегающие ограничителями нагрузки на разных участках трасс. ИТС займется и обеспечением контроля перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
В числе других целей интеллектуальной системы - повышение пропускной способности дорог, уровня их содержания и транспортно-эксплуатационного состояния, информирование водителей, мониторинг междугородних пассажироперевозок на основе технологии GPS/ГЛОНАС.
Немаловажно, что «карательная» функция интеллектуальной системы, отвечающая за сбор штрафов с нарушителей ПДД и в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами, имеет и позитивную сторону - эти выплаты повлекут увеличение доходов бюджета Хабаровского края. А следовательно, есть надежда, что эти средства будут направляться и на усовершенствование дорожной отрасли.
В составе ИТС - длинный список разнообразных подсистем, выполняющих вышеназванные задачи. В их числе аппаратно-программные комплексы Центров управления; подсистемы весогабаритного контроля транспортных средств; фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения; оперативного мониторинга состояния дорожных объектов; метеообеспечения; видеонаблюдения; контроля дорожных работ; учета интенсивности дорожного движения; информирования пользователей дорог; мониторинга транспорта на основе технологии GPS/ГЛОНАС; администрирования и технического контроля ИТС, а также передачи данных.
- Комплекс систем позволит управлять транспортным движением в крае, исключая человеческий фактор, более автоматизированно и оперативно, - говорит Александр Бобошко. - Таким образом выполним правило «золотого часа», когда чем быстрее решится чрезвычайная ситуация, тем безопаснее для людей.
Даёшь концессию!
Разработка проекта началась в уже сложной экономической обстановке, когда заметно оскудело финансирование даже текущих направлений работы отрасли. Столь масштабное и весьма дорогостоящее мероприятие краевой бюджет бы не потянул. Поэтому в правительстве решили найти потенциального инвестора с 100% финансированием проекта. Привлечь частные инвестиции возможно в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях».
Сейчас продолжается подготовка документации к организации аукциона по определению будущего концессионера. Ему предстоит долгий кропотливый труд: проектно-изыскательские работы, подготовка документации, строительство самых разнообразных объектов ИТС - от шлагбаума до моста, и только потом ввод системы в эксплуатацию. Но сначала требуется пройти все обозначенные в законе о госзакупках процедуры. Планируется, что внедрение ИТС в крае начнется уже в следующем году.