В Хабаровске грядёт транспортный «безнал»
22.04.2017
312
Новость о введении системы безналичного расчета в общественном транспорте взбудоражила Хабаровск. Первые маршруты, где проезд можно будет оплатить картой, должны появиться в дальневосточной столице уже в этом году. В городском управлении транспорта уверены, что нововведение станет выгодным и пассажирам, и перевозчикам.
Как рассказал начальник управления Сергей Суковатый, внедрение безналичной системы будет постепенным. Сначала ее опробуют несколько пилотных маршрутов, причем они могут быть как муниципальными, так и коммерческими. Предварительно рассматриваются самые популярные в городе 1-й, 25-й автобусные, а также 1-й трамвайный и троллейбусный маршруты.
Современный пассажир - без мелочи
- Систему безналичного расчета необходимо было внедрять в Хабаровске лет 10 назад. Во многих городах страны она уже давно работает, - говорит Сергей Суковатый. - Во-первых, от этого выигрывают пассажиры, особенно те, кто пользуется общественным транспортом постоянно. Единые карты или другие платежные системы позволят снизить стоимость проезда. Например, в Москве одна поездка обходится в 55 рублей. Единая карта на 20 поездок стоит 720 рублей, то есть одна поездка - 36 рублей. Примерно также должна работать система и у нас. Появится возможность поддержать отдельные категории - пенсионеров, малоимущих, школьников, студентов.
Во-вторых, безналичная оплата проезда приведет к сокращению расходов перевозчика. Более того, выручка предприятий после ее внедрения в среднем по стране увеличивается как минимум на 15 процентов. А в соседнем Владивостоке, где также начали внедрять безналичный расчет на трех маршрутах, выручка увеличилась на 42 процента.
Во сколько обойдутся первые шаги по внедрению системы, в управлении транспорта не подсчитывали. Все расходы по установке оборудования лягут на плечи инвестора. С ним, кстати, уже определились. Свои услуги предлагали компании из Москвы, Новосибирска, но выбор пал на хабаровскую фирму, которой после начала работы системы будет отчисляться определенный процент.
У безналичной оплаты две стороны
- Перевозчики к предстоящим переменам, с одной стороны, настроены положительно, но с другой - несколько настороженно, - говорит Елена Шадуя, исполнительной директор «Независимого союза перевозчиков Хабаровска». - От внедрения безналичного расчета все стороны только выиграли бы. Но необходимо понять, по какой системе и с каким оборудованием работать. Новое у нас всегда идет с большим трудом. Мы помним, как вводилась отчетность через Интернет или те же кредитные карточки. Но если все работает быстро и не доставляет неудобств, люди охотно начинают этим пользоваться… Нужно понимать, что на себя возьмет инвестор, а что - перевозчик. В конечном же итоге ведь все затраты лягут на плечи пассажиров. Необходимо все просчитать, чтобы эти нововведения не стали причиной роста цен, и мы, перевозчики, в итоге от этого не потеряли.
О необходимости внедрения безналичного расчета говорит и Алексей Деменок, директор ХПАТП № 1. И у него есть некоторые опасения.
- Высказывается мнение, что внедрение безналичного расчета приведет к экономии затрат предприятия, сокращению штата. Это вопрос неоднозначный. Сегодня во многих городах России подобные системы введены, но мало где смогли отказаться от кондукторов, - говорит он. - В этом плане более успешной оказалась Москва. Но система безналичного расчета и установка турникетов привели там к большим затратам… В Санкт-Петербурге кондукторы остались. Мы тоже должны быть готовы к тому, что в части затрат останемся на тех же позициях, а может быть, они еще и увеличатся. С одной стороны, оборудование стоит денег, его нужно содержать, обслуживать, операционист тоже должен получать зарплату. Да и процент, который будет получать инвестор, не так уж и мал. В зависимости от используемых систем он колеблется от 6 до 20 процентов. В конечном итоге это все ляжет на себестоимость перевозок.
Волнуют перевозчиков и сами системы, которые собираются внедрять. Они считают, что не совсем правильно применять то, что сегодня предлагают банки, - обычный платежный терминал, который принимает уже существующие платежные системы. По мнению Алексея Деменка, должна быть платежная система, специализированная именно для транспорта, и транспортная карта, которая не просто бы считывала платеж, но и давала возможность вводить системы бонусов, стимулирования различных групп пассажиров.
Когда точно мы перестанем искать по своим карманам мелочь или переживать, что кондуктор не даст сдачи с тысячной купюры, неизвестно. В управлении транспорта точных сроков пока не называют. Поэтому остается ждать и надеяться, что, внедряя безналичный расчет, разработчики будут помнить, что в первую очередь это делается для удобства пассажиров.
Татьяна ЩЕРБАЧЕНКО.
Автор: Татьяна ЩЕРБАЧЕНКО
Как рассказал начальник управления Сергей Суковатый, внедрение безналичной системы будет постепенным. Сначала ее опробуют несколько пилотных маршрутов, причем они могут быть как муниципальными, так и коммерческими. Предварительно рассматриваются самые популярные в городе 1-й, 25-й автобусные, а также 1-й трамвайный и троллейбусный маршруты.
Современный пассажир - без мелочи
- Систему безналичного расчета необходимо было внедрять в Хабаровске лет 10 назад. Во многих городах страны она уже давно работает, - говорит Сергей Суковатый. - Во-первых, от этого выигрывают пассажиры, особенно те, кто пользуется общественным транспортом постоянно. Единые карты или другие платежные системы позволят снизить стоимость проезда. Например, в Москве одна поездка обходится в 55 рублей. Единая карта на 20 поездок стоит 720 рублей, то есть одна поездка - 36 рублей. Примерно также должна работать система и у нас. Появится возможность поддержать отдельные категории - пенсионеров, малоимущих, школьников, студентов.
Во-вторых, безналичная оплата проезда приведет к сокращению расходов перевозчика. Более того, выручка предприятий после ее внедрения в среднем по стране увеличивается как минимум на 15 процентов. А в соседнем Владивостоке, где также начали внедрять безналичный расчет на трех маршрутах, выручка увеличилась на 42 процента.
Во сколько обойдутся первые шаги по внедрению системы, в управлении транспорта не подсчитывали. Все расходы по установке оборудования лягут на плечи инвестора. С ним, кстати, уже определились. Свои услуги предлагали компании из Москвы, Новосибирска, но выбор пал на хабаровскую фирму, которой после начала работы системы будет отчисляться определенный процент.
У безналичной оплаты две стороны
- Перевозчики к предстоящим переменам, с одной стороны, настроены положительно, но с другой - несколько настороженно, - говорит Елена Шадуя, исполнительной директор «Независимого союза перевозчиков Хабаровска». - От внедрения безналичного расчета все стороны только выиграли бы. Но необходимо понять, по какой системе и с каким оборудованием работать. Новое у нас всегда идет с большим трудом. Мы помним, как вводилась отчетность через Интернет или те же кредитные карточки. Но если все работает быстро и не доставляет неудобств, люди охотно начинают этим пользоваться… Нужно понимать, что на себя возьмет инвестор, а что - перевозчик. В конечном же итоге ведь все затраты лягут на плечи пассажиров. Необходимо все просчитать, чтобы эти нововведения не стали причиной роста цен, и мы, перевозчики, в итоге от этого не потеряли.
О необходимости внедрения безналичного расчета говорит и Алексей Деменок, директор ХПАТП № 1. И у него есть некоторые опасения.
- Высказывается мнение, что внедрение безналичного расчета приведет к экономии затрат предприятия, сокращению штата. Это вопрос неоднозначный. Сегодня во многих городах России подобные системы введены, но мало где смогли отказаться от кондукторов, - говорит он. - В этом плане более успешной оказалась Москва. Но система безналичного расчета и установка турникетов привели там к большим затратам… В Санкт-Петербурге кондукторы остались. Мы тоже должны быть готовы к тому, что в части затрат останемся на тех же позициях, а может быть, они еще и увеличатся. С одной стороны, оборудование стоит денег, его нужно содержать, обслуживать, операционист тоже должен получать зарплату. Да и процент, который будет получать инвестор, не так уж и мал. В зависимости от используемых систем он колеблется от 6 до 20 процентов. В конечном итоге это все ляжет на себестоимость перевозок.
Волнуют перевозчиков и сами системы, которые собираются внедрять. Они считают, что не совсем правильно применять то, что сегодня предлагают банки, - обычный платежный терминал, который принимает уже существующие платежные системы. По мнению Алексея Деменка, должна быть платежная система, специализированная именно для транспорта, и транспортная карта, которая не просто бы считывала платеж, но и давала возможность вводить системы бонусов, стимулирования различных групп пассажиров.
Когда точно мы перестанем искать по своим карманам мелочь или переживать, что кондуктор не даст сдачи с тысячной купюры, неизвестно. В управлении транспорта точных сроков пока не называют. Поэтому остается ждать и надеяться, что, внедряя безналичный расчет, разработчики будут помнить, что в первую очередь это делается для удобства пассажиров.
Татьяна ЩЕРБАЧЕНКО.
Автор: Татьяна ЩЕРБАЧЕНКО