поиск
11 декабря 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Возможная реформа: как выбрать лучшее

10.07.2014
Просмотры
278
Возможная реформа: как выбрать лучшее
Виктор Марценко: «Главное, чтобы население не разочаровалось в очередной реформе»
Знаменитому 131-му закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» десять лет. Все эти годы он постоянно совершенствовался с целью поиска наиболее оптимального и рационального подхода к организации местного самоуправления, максимально приближенного к людям.

Ради этого, собственно, затевались и последние нововведения, о которых мы сегодня говорим с заместителем председателя правительства края по вопросам внутренней политики Виктором Марценко.

Очередная реформа местного самоуправления предполагает возможность появления новых типов муниципальных образований: городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов со своими выборными органами местного самоуправления.

Предусматривается возможность не только избрания представительных органов на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, но и формирование таких органов из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений. Такая же возможность предусмотрена и для формирования представительного органа городского округа - из глав и депутатов внутригородских районов. Эти и другие нюансы местного самоуправления должны быть закреплены краевым законодательством. Выбирать новую систему из четырех предложенных - такое право дано регионам. С другой стороны, это шанс на изменения в местном самоуправлении.

- Мы намерены очень взвешенно подойти к принятию краевого закона, который бы устанавливал территориальную организацию местного самоуправления и порядок формирования его органов, - говорит Виктор Марценко. - Сделать это предстоит в течение ближайших шести месяцев.

У нас есть время все продумать, обсудить с коллегами из муниципальных образований и принять сбалансированные с экономической и политической точки зрения решения. Все перемены должны происходить только с учетом мнения населения. Люди должны сказать, чего они хотят от местной власти, что их устраивает, а где необходимы перемены. Изучать общественное мнение правительство намерено с помощью депутатов, через социальные сети, круглые столы и другие формы взаимодействия.

- Если говорить о возможности создания внутригородских районов в городских округах края, то здесь немало проблем?

- Конечно. К примеру, в Хабаровске четыре округа, разные по численности населения, уровню экономического и социального развития. Как поделить город на внутригородские районы, обеспечив баланс интересов жителей и управляемость сложными объектами городской инфраструктуры? Один округ спальный, другой - промышленный. Налогооблагаемая база разная. Зато едины сети - водопровод, система отопления, электроснабжения. Именно для разделения уровней ответственности законом предусмотрено разграничение вопросов местного значения между городским округом и внутригородскими районами. Подавляющее большинство вопросов будет решаться на уровне городского округа. За внутригородскими районами же должен остаться ограниченный круг вопросов, практически идентичный тем, которые решают сельские поселения. Под них будет предоставляться соответствующее имущество, составляться бюджет, формироваться местная администрация.

- Но ведь это колоссальная работа!

- Повторяю, у нас есть время все обдумать и взвесить, выбирая оптимальную модель. Главное, чтобы население не разочаровалось в очередной реформе. Конечно, мы вправе ничего не менять. Если говорить о проблемах города Хабаровска, то, наблюдая, как он управляется, как развивается хозяйство, работает бюджетная система, как раз и возникает такое желание. Система управления выстроена, она эффективна. Тем более, что при разработке изменений в федеральном законодательстве обсуждалась возможность таких преобразований в крупных мегаполисах - городах миллионниках, где образование внутригородских районов как самостоятельных муниципальных образований представляется целесообразным.

- Есть вопросы и к новому порядку формирования представительных органов муниципальных образований.

- Взять, к примеру, собрание депутатов муниципального района имени Лазо. Там двадцать одно сельское поселение, и если формировать представительный орган из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений, то количество депутатов возрастет с 15 до 42 человек. Сразу возникает ряд проблем с подбором помещений для работы, увеличением расходов на организацию деятельности (командировочные расходы). Возможны проблемы с обеспечением кворума при проведении внеочередных заседаний. Например, при принятии отставки главы района или внесении изменений в бюджет, что особенно актуально для районов со слаборазвитой транспортной инфраструктурой.

Реформа коснется и самых маленьких поселений края. Для поселений с численностью жителей более ста и не более трехсот человек уставом может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан. В крае таких поселений 31.

- Не исключается возможность запуска так называемого «пилотного проекта» в одном из муниципальных районов края. Наверное, это будет правильным решением?

- Новые формы системы управления уже внедряются в других субъектах. Скажем, в Ленинградской области довольно успешно применяется система сити-менеджеров, когда избранный глава муниципального образования входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, а глава местной администрации назначается на эту должность по контракту. А вот в соседней Амурской области за короткое время сменилось три сити-менеджера Благовещенска, и депутаты решили вернуться к прямым выборам мэра.

Существуют разные подходы к организации местного самоуправления. Нельзя однозначно сказать, что вот эта модель хороша, а эта нет. Все дело в ясности и четкости в вопросе разделения полномочий. Мне представляется, что закон субъекта должен четко прописать, кто и чем занимается, за что отвечает.

Предлагается сбалансировать систему местного самоуправления таким образом, чтобы обеспечить дальнейшее развитие муниципальных образований. За десять лет действия закона не у всех это получилось.

Причины разные. И ограниченные финансовые возможности хотя и главная, но не единственная причина. В селах не хватает управленцев, специалистов в сфере ЖКХ, землепользования, градостроительной деятельности, управления имуществом. Именно поэтому какие-то функции вынуждены были взять на себя районы, чтобы оперативно оказывать помощь поселениям в той же подготовке к зиме. Не случайно сельским поселениям оставляют только тринадцать полномочий, под них и деньги дадут.

Был период, когда сельские учителя, врачи и другие представители сельской интеллигенции с большим желанием шли работать в органы местного самоуправления, в том числе и на выборные должности. Как только заработная плата в образовании и медицине поднялась до средней по экономике, пошел обратный процесс.

До основания мы разрушим. А зачем?

Виктор Марценко считает, что общей задачей предстоящей реформы является поиск наиболее эффективного варианта организации местного самоуправления в крае, и приглашает к диалогу все заинтересованные стороны.

Мы говорим об оптимизации затрат органов управления, но в связи с реформой местного самоуправления они неизбежно увеличатся. И в районах тоже. Если в том же муниципальном районе имени Лазо станет 42 депутата, то сразу возникает вопрос помещения: где они будут собираться? Это все расходы. Все это подводные камни, которые неизбежно обнаружатся. Но пока система не начнет работать, мы не узнаем ее плюсов и минусов.

Хорошо, если бы молодежь, получив образование, попробовала поработать в системе местного самоуправления. На последних выборах в крае избраны 67 глав поселений, многие из них - молодые. По их собственному признанию, они не подозревали, чем им придется заниматься и что они несут ответственность, в том числе и уголовную, за положение дел в поселении. Глава местного самоуправления остается один на один со своими проблемами, а иногда на принятие решения у него несколько минут, когда, скажем, на поселок движется огонь.

Главы поселений по большей части - люди особенные. В основном, все они местные, знают поименно всех жителей, истории семей. К слову, сейчас большой запрос на восстановление Домов культуры. Люди хотят посмотреть кино, но в формате 3D, книгу взять в библиотеке. Люди, живущие в селе, не очень требовательны. Главное, чтобы автобус ходил до райцентра да школа с детсадом работали. Наверное, поэтому так осторожно в крае относятся к ликвидации малокомплектных школ.

Школа - это как знамя полка. Есть знамя - остается полк. А потеряешь знамя - и нет полка.

При делении бюджета на пять частей денег не станет больше

А что думают о предстоящей реформе в Хабаровске? Председатель Хабаровской городской думы Сергей Савков считает, что следует оставить нынешнюю систему:

- В Хабаровском крае модель развития местного самоуправления пока не выбрана. Президент России дал регионам полгода, чтобы они могли определиться и выбрать один из четырех вариантов, предлагаемых новым законом. Выбор этот будут делать депутаты Законодательной думы Хабаровского края. Что касается моей позиции, то я ее уже не раз высказывал - я за то, чтобы оставить в Хабаровске все как есть, то есть прямые выборы мэра и депутатов городской думы,  - уверен Савков.  - Этот вариант - один из четырех предложенных новым законом, и я думаю, что наши краевые парламентарии меня поддержат. Не вижу никакого смысла менять устоявшуюся и эффективную систему, которая успешно работает. Делить город на пять районов и разбрасывать городской бюджет на пять частей, попутно раздувая штат чиновников, на мой взгляд, нецелесообразно в условиях и без того непростой экономической ситуации в стране и регионе. Да и доверием избирателей, оказанным нынешним хабаровским властям на выборах, нельзя пренебречь. Я за то, чтобы эффективнее работала нынешняя система. К примеру, у нас только председатели двух комитетов работают на постоянной основе, остальные - приходящие. Думаю, что было бы правильно увеличить количество депутатов в думе до 60, и идея реформы - дотянуться до власти рукой - осуществится. Новая модель будет актуальна в тех регионах, где существуют какие-то противостояния между муниципальной и региональной властью либо между какими-то кланами, но в нашем регионе ничего подобного нет, поэтому и столь радикальные изменения нам не нужны.

Охота на льва, или Самоуправление по-африкански

Свое особое мнение высказала и директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления, член Общественной палаты РФ Нина Поличка:

- В пояснительной записке к законопроекту утверждается: «В таких крупных мегаполисах слабо контролируемая городским сообществом общегородская муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения. Поэтому нередко оказывалась малоэффективна для обеспечения жизнедеятельности населения, ее деятельность сопровождалась коррупционными скандалами, имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств, сомнительной приватизации муниципального имущества и т. д.».

Однако решить эти проблемы путём введения новых процедур и структуры формирования местной власти в крупных городах невозможно. Почему? В сельских поселениях власть максимально приближена к народу, вместе с тем все эти проблемы там тоже есть. На региональном и федеральном уровне они также могут быть, однако никто не предлагает менять процедуры выборов губернаторов и президента страны.

Эффективность муниципальной власти, в первую очередь, зависит от наличия эффективных технологий решения вопросов местного значения и от владения этими технологиями депутатов, муниципальных служащих и населения. Однако сегодня нет ни того, ни другого.

Авторы законопроекта, вероятно, уверены, что народ желает тотально контролировать власть, надо только создать для этого условия. Однако это достаточно спорный тезис. Сегодня в законодательстве определено большое количество различных форм контроля над властью: публичные слушания, общественные советы, антикоррупционная экспертиза правовых актов, оценка регулирующего воздействия и т. д. Но в них участвуют единицы, потому что у большинства населения к этому нет даже мотивации. А те, у кого эта мотивация есть, ничего не знают про данные формы! Граждане не знают, как можно и нужно контролировать власть для борьбы с коррупцией, эффективного использования бюджетных средств и т. д., поскольку в стране полностью отсутствует система гражданского образования.

Что же касается института сити-менеджеров, то повысить эффективность местной власти с помощью этого института можно только тогда, когда в стране появится система подготовки таких специалистов,  - утверждает Нина Поличка,  - а её нет, и нет даже планов по её созданию.

Лично для меня вопрос о деньгах в местном самоуправлении никогда не был главным. Почему? В начале перестройки по телевидению было много передач про демократию и местное самоуправление. Один фильм про африканские племена меня просто потряс. У них нет бюджета, нет денег, но есть местное самоуправление!!! Потому что местное самоуправление - самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения. А у нас всё свелось к органам местного самоуправления и зарплате чиновников.

Елена Ищенко.