Евгений Путивец: «Сцена лечит»

26.01.2022 | Юбилей | 6м. 25 c. | 1049
Евгений Путивец: «Сцена лечит»
Бенефисом актёра станет спектакль «Последняя жертва», в котором Евгений Иванович предстанет в образе Флора Федулыча Прибыткова

«Сцена - это наркотик. Когда чувствуешь, что зал с тобой дышит, ты над ним властвуешь, публика тебе сострадает. Что может быть лучше?! А еще сцена лечит. Люди даже с температурой играют. Бывает, летишь со спектакля, прям как на крыльях. Если, конечно, удовлетворен, если не стыдно за свою работу».

Так рассуждает о театре Евгений Путивец. Заслуженный актер России, народный артист Бурятии, он уже более тридцати лет служит в Хабаровском краевом театре драмы. А вообще, в профессии Евгений Иванович уже 55 (!) лет.

27 января ему исполняется семьдесят пять. А в субботу, 29 января, на сцене театра состоится бенефис Евгения Путивца. Помимо поздравлений от друзей, коллег зрителям покажут спектакль «Последняя жертва» по пьесе А. Островского, в котором виновник торжества сыграет Флора Федулыча Прибыткова.

… Мы сидим с Евгением Ивановичем в его гримуборной и ведем неторопливую беседу о том о сем. Сколько же всего повидала эта гримерка! Соседями Путивца здесь были Мирослав Кацель, Эдуард Мосин, Владимир Паршев, Сергей Лычев…

- Я даже застал еще Юрия Геннадьевича Машкова, который служил театру со дня его открытия, с 1946 года, - рассказывает Евгений Иванович. - И первого модельера-закройщика драмы дядю Сережу Бородина тоже хорошо помню. Боевой был дед, в итоге до 100 лет дожил. А сейчас уже я самый старший в театре. Памяти своих ушедших коллег как-то на досуге сочинил такие строчки:

Нас так учили, добро свято,
Куда спешите вы, ребята.
Вокруг и так добра немного,
А Богу не нужна подмога.
И опоздать к нему нельзя,
Куда ж спешите вы, друзья?
Но с каждым днем все уже круг,
Все меньше рядом крепких рук,
Но без друзей прожить нельзя,
Не уходите же, друзья…

Хотел стать моряком


- Евгений Иванович, вы, насколько знаю, родились во Владивостоке. Потом вас изрядно помотало по стране, но все же вы вернулись на Дальний Восток и даже ваша жена - хабаровчанка…

- Знаете, а ведь я в Хабаровске мог оказаться значительно раньше. Мы с другом Толиком Хоменко приезжали сюда поступать в училище искусств, но я слетел уже после первого тура, а мой приятель - со второго. Так что, Хабаровск меня с первого раза не принял. Ну, значит, так было надо. Вернувшись домой во Владивосток, мы с другом после окончания вечерней школы поступили в институт искусств. Кстати, Толик тоже состоялся в профессии, ныне он заслуженный работник культуры РФ, зам. директора по постановочной части приморского академического драматического театре им. Горького.

- А сами вы о театре мечтали с детства?

- Если честно, в артисты шибко не собирался. Хотя мальчишка я был голосистый и на всевозможные конкурсы чтецов меня постоянно вытаскивали. Как-то занял среди школ Владивостока даже третье место. На радио таскали - принимал участие в передаче «Пионерская зорька». А еще тогда была такая традиция - на всякие партийные совещания пионеры приходили с красным знаменем, с барабанами, с горном и читали стихи, кого-то поздравляли.

 Там я тоже был.

А вообще, я хотел поступать в мореходное училище, даже подавал документы после восьмого класса. Но в школьной характеристике написали, что я принимаю участие в самодеятельности, а вот поведение не очень.
 Секретарша в приёмной комиссии тут же сделала вывод: «Вы что, думаете, с вами в школе возились и здесь будут?» И… завернула мои документы.

Путешествия по родной стране


- Что ж, может, это и к лучшему. Зато стали артистом. Кстати, поступили вы в институт искусств в родном городе, а окончили Высшее театральное училище им. Щукина. Каким ветром вас занесло в «Щуку»?

- Во Владивостоке проучился два года. А потом наша преподавательница уехала в театральный институт имени Бориса Щукина и перетащила меня и еще одну девушку с курса. Учился в Калинине, там был филиал «Щуки».

 Сразу стал работать в театре юного зрителя. А потом начались смотрины. Кому я только ни показывался - и Товстоногову, и Завадскому, и Ефремову…

Ещё имел беседу с известным театральным режиссёром и педагогом Николаем Павловичем Акимовым. Он пообещал взять меня в театр комедии в Ленинграде. Но как раз была пора отпусков. Николай Павлович предложил встретиться в конце августа, когда театр будет гастролировать в Москве. Тогда он, дескать, покажет меня худсовету. Но как раз во время тех гастролей Акимов умер, и всё, понятно, сорвалось. И поехал я кататься по родной стране…

- Не жалеете, что так получилось?

- А чего жалеть? Ведь что главное для артиста? Репертуар. А мне в этом смысле просто колоссально везло. Например, когда работал в областном драматическом театре в Костроме, у нас каждый сезон начинался с премьеры какой-нибудь пьесы Александра Островского. Мне довелось побывать в образе Незнамова в спектакле «Без вины виноватые», играл Тихона в «Грозе», Восьмибратова и Буланова в «Лесе», Дульчина в «Последней жертве». Кострома же - родина Островского, и здесь этого драматурга очень чтили. Там же, к слову, и Ромео сыграл.

Конечно, отметился и в пьесах на производственные и партийные темы. Их тогда ставилось много. Даже Александра Ульянова сыграл. Пьеса называлась «Апрель начинается в марте».

- А еще в вашей биографии был Русский драматический театр в Улан-Удэ, где вы, насколько знаю, получили все почетные звания…

- С этими званиями была такая хитрая система. Присвоили первое, жди следующее, набирай, как говорится, багаж. Этим и удерживали, сам-то я поначалу не собирался на длительный срок задерживаться в Улан-Удэ. Приехал в этот театр в 1974-м, а спустя года четыре стал заслуженным артистом Бурятии. Хотел было уже уезжать, а мне говорят: «Что вы, Евгений Иванович, поработайте еще немного, и мы вам заслуженного России дадим».

А что, я был молодой, здоровый, тащил весь репертуар. Наступает 1981 год, и (что вы думаете) мне вместо заслуженного артиста РСФСР дают… народного Бурятии. В общем, еще задержать у себя захотели. И только в 1987-м наконец я стал заслуженным артистом России.

Сыграл всё, что хотел, кроме Сирано


- Тогда вы поняли, что в Улан-Удэ вас ничто больше не связывает и отправились на Дальний Восток?

- Тут такая история. В Улан-Удэ мы работали вместе с женой, она тоже актриса. Но потом отношения разладились, я уже был знаком со своей теперешней супругой. Словом, надо было разводиться. Ну а поскольку моя Галя - хабаровчанка, решил вернуться на Дальний Восток.

Ефим Звеняцкий без вопросов взял меня в драматический театр им. Горького во Владивосток. Поработал там немного. Но, как обычно, остро встал квартирный вопрос. И вот тогдашний директор хабаровской драмы Валерий Погоржельский зовет к себе и уверяет, что в течение сезона даст трехкомнатную квартиру.

Слово свое, правда, не сдержал, но отступать было уже некуда. Какое-то время с семьей пожили в общежитии при гостинице «Восход», а потом умерла теща, и у нас появилось свое жилье. А в Хабаровске между тем я уже 34-й год живу.

Считаю, театральная жизнь у меня и здесь сложилась. Кого я только ни играл - и Лейзера в «Поминальной молитве», и горячего грузина Бекина в «Невесте из Имеретии», и Шута в «Короле Лире», и Тиссаферна в спектакле «Забыть Герострата», и богатого дворянина Бабтиста в шекспировской комедии «Укрощение строптивой», и папашу Лепле в музыкальном спектакле «Эдит Пиаф»…

- Интересно, а есть ли такая роль, о которой вы мечтали, но так и не сыграли?

- Хотел сыграть Сирано де Бержерака. Кстати, уже здесь, в Хабаровске, столичный режиссер Никита Ширяев начал ставить историю про Сирано. И там он решал так, что главный герой будет разный. И последнего - уже перед смертью - должен был играть я. Но не случилось, мимо меня эта роль прошла. А вот кого я никогда не хотел сыграть, так это Гамлета.

- Сейчас выпускается много так называемых современных спектаклей. Как вы относитесь к такому новаторству?

- Самое печальное, что сейчас современная режиссура вообще не озадачивается тем, что писал драматург. А ведь еще великий Товстоногов говорил, что ты должен подняться до автора, понять, что он хотел сказать и донести это до зрителя. А теперь это порой совсем не важно. Про что там пьеса? А, про трех сестер, которые хотят в Москву, а они такие бедные, незащищенные. Это все ерунда! Раздеваем их догола, они стоят на авансцене, потому что незащищенные. В этом мире они как оголенный нерв. Вот какая трактовка!

Нам буквально навязывается тотальное бескультурье и уничтожение нравственности на всех уровнях. Возьмем спектакль «Кармен» в Перми в театре оперы и балета. Действие оперы происходит в Одессе в 1913 году, а сама Кармен - не испанка, а еврейка с Молдаванки. Кроме всего прочего, многих удивил и ужаснул неожиданный финал - героиня погибает под звуки бензопилы.

Мы живем сейчас, к сожалению, в эпоху разрушения. Когда я учился, говорили: «Читайте пьесу, там все написано - кто, откуда, что зачем…»

«Благодаря супруге живу…  вторую жизнь»


- Давайте поговорим о личном. Ваша нынешняя супруга к театру какое-нибудь отношение имеет?

- Нет. Но Галина - заядлая театралка, с удовольствием ходит на мои спектакли, всегда поддерживает. Она у меня человек ученый, кандидат наук, преподает в вузе.

Кстати, супруге я обязан тем, что живу… вторую свою жизнь. Летом 1999 года репетируем «Игроков» по Гоголю. Стояла жуткая жара, по три рубашки за репетицию меняли. Я играл Утешительного. Роль эмоциональная, по отдаче очень мощная. И у меня прихватило сердце. Срочно понадобилась операция. Делали её в Москве. Жена всё взяла на себя, выходила меня и буквально поставила на ноги. И с тех пор я снова на сцене.

- А дети чем занимаются?

- Дочь жены, которую, впрочем, считаю своей, живет с семьей в Америке. Подарила нам внука и внучку. А наша совместная доча сейчас в Москве - учится на актерском факультете и на продюсерском в институте им. Кобзона. Она, вообще, изначально хотела в театр, но мы с женой ее отговорили: получи, мол, нормальное образование, а потом делай, что хочешь.

В итоге дочка окончила академию госслужбы. Потом поступила в колледж искусств на вокал. Ну а позже уехала в Москву. Пыталась группу сколотить. Она сама и стихи пишет, и песни. Так что гены мои ей, очевидно, передались. Сейчас-то я понимаю, что нельзя ломать детям карьеру. Но мы же хотим как лучше, а не то, что им самим надо.

- Евгений Иванович, и последний вопрос: вы, судя по всему, еще не наигрались?

- Человек живёт, пока он нужен, пока он востребован. Конечно, хочется работать, хочется играть. Ведь артисты разные нужны - и молодые, и старые. Можно быть кривым, хромым, каким угодно. Главное, чтобы мозги были на месте и память. Артист не может без театра. Так что мы, надеюсь, еще «повоюем»…

Автор: Беседовал Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ. Фото Геннадия БУДНИКА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



22.02.2024 00:29
Гогольковы уже полвека смотрят в одном направлении
Для многократных лауреатов губернаторской премии, заслуженной артистки России, народной артистки Хабаровского края Татьяны Гогольковой и заслуженного артиста России Вадима Гоголькова нынешний год – сплошь юбилейный.

05.09.2023 09:41
Секрет долголетия Петра Анисимова: спорт и работа
В этом году 4 сентября Пётр Лаврентьевич Анисимов отметил юбилей - 90 лет исполнилось читателю и внештатному корреспонденту «Тихоокеанской звезды». На протяжении многих лет он писал в нашей газете остросоциальные заметки и добивался справедливости.