Дни Хабаровского края в Совете Федерации дают результаты
25.09.2013
421
Виктор Озеров: «Работа над предложениями хабаровчан будет продолжена»
В марте 2013 года впервые в истории нашего региона в Москве в Совете Федерации состоялись Дни Хабаровского края - комплекс мероприятий, в ходе которых члены Совета Федерации - представители всех российских регионов - ознакомились с достижениями и проблемами жизни дальневосточников. О том, какие сдвиги наметились в решении наиболее актуальных вопросов, поставленных хабаровчанами, рассказал председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности - сенатор от Хабаровского края Виктор ОЗЕРОВ.
- Виктор Алексеевич, на ваш взгляд, какова результативность подобных мероприятий?
- Во-первых, Совет Федерации - это палата регионов. Именно здесь представители субъектов Российской Федерации в Федеральном Собрании, как говорится, из первых рук подробно узнают о состоянии дел в конкретном субъекте Федерации, детально знакомятся с особенностями социально-экономической ситуации, положением дел во всех сферах жизнедеятельности, обычаями, национальными и культурными традициями народов и населения, проживающих на его территории.
Во-вторых, опыт проведения Дней субъекта Российской Федерации в верхней палате Российского парламента за несколько лет накоплен большой. И в нем, как мне кажется, самое главное, что польза от проведения таких дней обоюдная. В частности, делегация Хабаровского края, представлявшая интересы дальневосточников в Москве, не столько отчитывалась о достижениях, сколько ставила перед федеральным центром актуальные вопросы, ответы на которые можно найти, лишь совершенствуя федеральное законодательство, добиваясь практической поддержки на федеральном уровне.
В-третьих, говоря о результативности Дней Хабаровского края, отмечу следующее. Проблемные вопросы и предложения, высказанные в выступлениях членов делегации края в ходе пленарного заседания Совета Федерации в рамках «Часа субъекта», не остались без внимания верхней палаты. Весь пакет инициатив и предложений передан в специальную рабочую группу, занимающуюся подготовкой предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Так, например, в Хабаровском крае с 1 января этого года начал действовать Закон «О поддержке домашнего северного оленеводства в Хабаровском крае». Как известно, законом предусматривается оказание краевой государственной помощи оленеводческим хозяйствам, оленеводам и членам их семей. Это финансовая, информационная, консультационная научная помощь. Несомненно, данная поддержка позволит создать условия для стабильного развития оленеводства. В Совете Федерации хабаровские депутаты настаивали на том, что и на федеральном уровне необходимо законодательно закрепить меры, способствующие увеличению занятости коренного населения и улучшению социально-экономического положения, бытовых и культурных условий жизни коренных народов. Например, среди причин, сдерживающих развитие северного оленеводства, называлась «необходимость заключения договоров аренды лесных участков, а также участия в аукционах по продаже права на заключение таких договоров». Законодатели Хабаровского края предложили предоставить право безвозмездного срочного пользования лесными участками для ведения северного оленеводства лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, и их общинам. Это предложение получило поддержку сенаторов. Полагаю, что в отдельные законодательные акты Российской Федерации будут внесены соответствующие изменения.
Также не осталось без внимания и предложение Законодательной думы Хабаровского края об отнесении порядка документального подтверждения принадлежности граждан России к малочисленным народам к полномочиям правительства Российской Федерации. Концепция проекта федерального закона, предложенная хабаровскими законодателями, была поддержана большинством сенаторов. Проект соответствующего федерального закона, которым предлагается внести изменения в действующий федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, внесен в Государственную думу и включен в примерную программу ее дальнейшей работы.
- Виктор Алексеевич, на заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию представители Хабаровского края говорили о законодательной поддержке рационального использования природных ресурсов в нашем регионе, недостаточном выделении средств на тушение лесных пожаров и о необезвреженных токсичных отходах, накопленных на ставших банкротами бывших госпредприятиях, - Амурском ЦКК, Солнечном горно-обогатительном комбинате и Комсомольском сернокислотном заводе. Известно, что применявшаяся в производстве целлюлозы технология в Амурске привела к загрязнению ртутью 70 тысяч тонн железобетонных конструкций хлорного цеха и 7 тысяч кв. м грунта в центре города. В Солнечном за годы работы ГОКа в отвалах хвостохранилища накоплено 24 миллиона тонн сульфидных отходов обогащения. А в Комсомольске-на-Амуре образовалось два миллиона тонн шлама борогипса, которые размещены в шламонакопителе площадью 20 гектаров, в черте города. Все эти объекты являются федеральным имуществом. Край принимает меры: есть судебные решения, подготовлена проектная документация с экспертными заключениями, определены мероприятия в краевой экологической программе. Но региону одному не под силу справиться с проблемой.
- Действительно, скорейшее разрешение данных сложнейших проблем чрезвычайно актуально, однако, как очень часто бывает в таких случаях, «все упирается в деньги»! Сенаторы рекомендовали правительству Российской Федерации поручить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации как можно быстрее проработать вопросы финансирования расходов на тушение лесных пожаров, а названные выше предприятия включить в федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2015 годы». Вместе с тем, полагаю, жители Хабаровского края понимают, что стихийное бедствие, постигшее наш край летом и осенью, по всей видимости, вряд ли позволит справиться с решением задачи стабилизации экологической ситуации вокруг «грязных» производств и их отходов в кратчайшие сроки.
- На расширенное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике для обсуждения был вынесен вопрос о развитии системы здравоохранения Хабаровского края. Наш регион в основном малонаселенный и труднодоступный. Но в отдаленных поселениях живут люди. Изменится ли что-то в вопросе доступности медпомощи для граждан после обсуждения этой темы на столь высоком уровне?
- Хабаровские законодатели подняли и эту тему. Некоторые предложения были поддержаны. Например, предлагается расширить перечень товаров и услуг, централизованные поставки которых могут осуществляться регионам Крайнего Севера, за счет включения в него лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специальных продуктов лечебного питания. Депутатам краевого парламента было рекомендовано разработать и внести на рассмотрение Государственной думы соответствующий проект федерального закона. Так что теперь дело за нашими хабаровскими законодателями.
Еще одно одобренное сенаторами предложение делегации из Хабаровского края касалось законодательного закрепления равных прав педагогических и медицинских работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, при компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Но здесь, как отмечали мои коллеги - члены Совета Федерации, необходимо, в первую очередь, тщательно взвесить возможности всех субъектов Федерации по реализации данной инициативы.
В целом полагаю, что общий результат проведения Дней Хабаровского края в Совете Федерации положительный.
Что же касается персональных оценок результативности, уверен, что главной оценкой работы и краевых законодателей, и сенаторов - представителей Хабаровского края, и депутатов Государственной думы является оценка населения - избирателей, наших земляков-дальневосточников.
Со своей стороны отмечу, что работа над предложениями хабаровчан будет продолжена. Для участия в ней пригласят и представителей федеральных министерств, и краевых депутатов. Но уже сейчас ясно, что с особой тщательностью требуется подойти к законодательному закреплению персональной ответственности должностных лиц за исполнение утвержденных объемов доходной части бюджетов всех уровней, за полное исполнение утвержденных государственных и муниципальных программ.
- Виктор Алексеевич, на ваш взгляд, какова результативность подобных мероприятий?
- Во-первых, Совет Федерации - это палата регионов. Именно здесь представители субъектов Российской Федерации в Федеральном Собрании, как говорится, из первых рук подробно узнают о состоянии дел в конкретном субъекте Федерации, детально знакомятся с особенностями социально-экономической ситуации, положением дел во всех сферах жизнедеятельности, обычаями, национальными и культурными традициями народов и населения, проживающих на его территории.
Во-вторых, опыт проведения Дней субъекта Российской Федерации в верхней палате Российского парламента за несколько лет накоплен большой. И в нем, как мне кажется, самое главное, что польза от проведения таких дней обоюдная. В частности, делегация Хабаровского края, представлявшая интересы дальневосточников в Москве, не столько отчитывалась о достижениях, сколько ставила перед федеральным центром актуальные вопросы, ответы на которые можно найти, лишь совершенствуя федеральное законодательство, добиваясь практической поддержки на федеральном уровне.
В-третьих, говоря о результативности Дней Хабаровского края, отмечу следующее. Проблемные вопросы и предложения, высказанные в выступлениях членов делегации края в ходе пленарного заседания Совета Федерации в рамках «Часа субъекта», не остались без внимания верхней палаты. Весь пакет инициатив и предложений передан в специальную рабочую группу, занимающуюся подготовкой предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Так, например, в Хабаровском крае с 1 января этого года начал действовать Закон «О поддержке домашнего северного оленеводства в Хабаровском крае». Как известно, законом предусматривается оказание краевой государственной помощи оленеводческим хозяйствам, оленеводам и членам их семей. Это финансовая, информационная, консультационная научная помощь. Несомненно, данная поддержка позволит создать условия для стабильного развития оленеводства. В Совете Федерации хабаровские депутаты настаивали на том, что и на федеральном уровне необходимо законодательно закрепить меры, способствующие увеличению занятости коренного населения и улучшению социально-экономического положения, бытовых и культурных условий жизни коренных народов. Например, среди причин, сдерживающих развитие северного оленеводства, называлась «необходимость заключения договоров аренды лесных участков, а также участия в аукционах по продаже права на заключение таких договоров». Законодатели Хабаровского края предложили предоставить право безвозмездного срочного пользования лесными участками для ведения северного оленеводства лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, и их общинам. Это предложение получило поддержку сенаторов. Полагаю, что в отдельные законодательные акты Российской Федерации будут внесены соответствующие изменения.
Также не осталось без внимания и предложение Законодательной думы Хабаровского края об отнесении порядка документального подтверждения принадлежности граждан России к малочисленным народам к полномочиям правительства Российской Федерации. Концепция проекта федерального закона, предложенная хабаровскими законодателями, была поддержана большинством сенаторов. Проект соответствующего федерального закона, которым предлагается внести изменения в действующий федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, внесен в Государственную думу и включен в примерную программу ее дальнейшей работы.
- Виктор Алексеевич, на заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию представители Хабаровского края говорили о законодательной поддержке рационального использования природных ресурсов в нашем регионе, недостаточном выделении средств на тушение лесных пожаров и о необезвреженных токсичных отходах, накопленных на ставших банкротами бывших госпредприятиях, - Амурском ЦКК, Солнечном горно-обогатительном комбинате и Комсомольском сернокислотном заводе. Известно, что применявшаяся в производстве целлюлозы технология в Амурске привела к загрязнению ртутью 70 тысяч тонн железобетонных конструкций хлорного цеха и 7 тысяч кв. м грунта в центре города. В Солнечном за годы работы ГОКа в отвалах хвостохранилища накоплено 24 миллиона тонн сульфидных отходов обогащения. А в Комсомольске-на-Амуре образовалось два миллиона тонн шлама борогипса, которые размещены в шламонакопителе площадью 20 гектаров, в черте города. Все эти объекты являются федеральным имуществом. Край принимает меры: есть судебные решения, подготовлена проектная документация с экспертными заключениями, определены мероприятия в краевой экологической программе. Но региону одному не под силу справиться с проблемой.
- Действительно, скорейшее разрешение данных сложнейших проблем чрезвычайно актуально, однако, как очень часто бывает в таких случаях, «все упирается в деньги»! Сенаторы рекомендовали правительству Российской Федерации поручить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации как можно быстрее проработать вопросы финансирования расходов на тушение лесных пожаров, а названные выше предприятия включить в федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2015 годы». Вместе с тем, полагаю, жители Хабаровского края понимают, что стихийное бедствие, постигшее наш край летом и осенью, по всей видимости, вряд ли позволит справиться с решением задачи стабилизации экологической ситуации вокруг «грязных» производств и их отходов в кратчайшие сроки.
- На расширенное заседание Комитета Совета Федерации по социальной политике для обсуждения был вынесен вопрос о развитии системы здравоохранения Хабаровского края. Наш регион в основном малонаселенный и труднодоступный. Но в отдаленных поселениях живут люди. Изменится ли что-то в вопросе доступности медпомощи для граждан после обсуждения этой темы на столь высоком уровне?
- Хабаровские законодатели подняли и эту тему. Некоторые предложения были поддержаны. Например, предлагается расширить перечень товаров и услуг, централизованные поставки которых могут осуществляться регионам Крайнего Севера, за счет включения в него лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специальных продуктов лечебного питания. Депутатам краевого парламента было рекомендовано разработать и внести на рассмотрение Государственной думы соответствующий проект федерального закона. Так что теперь дело за нашими хабаровскими законодателями.
Еще одно одобренное сенаторами предложение делегации из Хабаровского края касалось законодательного закрепления равных прав педагогических и медицинских работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, при компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Но здесь, как отмечали мои коллеги - члены Совета Федерации, необходимо, в первую очередь, тщательно взвесить возможности всех субъектов Федерации по реализации данной инициативы.
В целом полагаю, что общий результат проведения Дней Хабаровского края в Совете Федерации положительный.
Что же касается персональных оценок результативности, уверен, что главной оценкой работы и краевых законодателей, и сенаторов - представителей Хабаровского края, и депутатов Государственной думы является оценка населения - избирателей, наших земляков-дальневосточников.
Со своей стороны отмечу, что работа над предложениями хабаровчан будет продолжена. Для участия в ней пригласят и представителей федеральных министерств, и краевых депутатов. Но уже сейчас ясно, что с особой тщательностью требуется подойти к законодательному закреплению персональной ответственности должностных лиц за исполнение утвержденных объемов доходной части бюджетов всех уровней, за полное исполнение утвержденных государственных и муниципальных программ.