поиск
6 октября 2024, Воскресенье
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Евгений Исаков: «Надо уметь работать чужими деньгами»

26.06.2013
Просмотры
537
Евгений Исаков: «Надо уметь работать чужими деньгами»
После обсуждения на комитете проект закона об изменениях в бюджет выносится на думу
14 июня на внеочередном заседании Законодательной думы края парламентарии с учетом одобренных поправок приняли закон «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2013 год».

- С уточнением основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития края доходы регионального бюджета на 2013 год увеличены более чем на шесть миллиардов и составляют теперь 68,4 млрд. рублей,   - рассказывает председатель комитета по бюджету и налогам Евгений Исаков.  - На 10,9 млрд. рублей увеличены и расходы. Теперь они превышают 79 млрд. рублей. По результатам уточнения краевого бюджета дефицит составит 10,6 млрд. рублей, или 14,8 процента от общего годового объема доходов. 

Бюджет 2013 года - это целостная, стройная и сбалансированная система, где учтено все:  и доходы, и расходы, и дефицит средств. Из нее нельзя просто так что-то выдернуть, а что-то воткнуть. Хотя такие популистские поправки тоже приходят. У нас прозрачный бюджет: проводятся открытые заседания думы, мы рассылаем проекты бюджета во все муниципальные образования, там он тоже открыт для обсуждения. Документ размещается на сайте правительства, в министерстве финансов  это эквивалент публичных слушаний, обратная связь: люди и субъекты права законодательной инициативы присылают свои поправки, которые мы рассматриваем. И если они совпадают с руслом течения экономической политики края, то обязательно учитываются. 

Я считаю, это умный системный подход, - подчеркивает Евгений Николаевич. - Мы переходим к программно-целевому управлению. У нас 27 краевых программ, где есть показатели исполнения, различные критерии работы, и это очень эффективно. Понятно, что все предложения выполнить невозможно, поэтому при обсуждении определяются приоритеты.

Вот, например, я специально выделил некоторые объекты капитального строительства. Здесь представлены реальные расходы на них, -  показывает список Евгений Исаков: 

637,6 млн. руб.  - на строительство «Краевого центра образования в Индустриальном районе в Хабаровске»;

235,6 млн. руб. - для реконструкции зданий общеобразовательных учреждений по разделу «Образование»;

56,4 млн. руб. - на строительство объектов для защиты населения от наводнений;

32, 5 млн. руб. - на завершение и ввод в эксплуатацию объекта «Коровник на 480 голов в селе Кондратьевка»;

29,2 млн. руб. - для сдачи в эксплуатацию в 2013 году трех объектов капитального строительства по разделу «Здравоохранение»;

24 млн. руб. - для ввода в эксплуатацию в 2013 году четырех спортивных сооружений.

В числе позитивных бюджетных корректировок - увеличение ассигнований для приобретения в государственную собственность Хабаровского края девяти квартир для КГБУ здравоохранения «Краевой клинический центр онкологии», «Клиническая больница №2» и «Перинатальный центр» в сумме 31 млн. рублей.

Все расходы, по словам председателя профильного комитета, имеют одну цель - улучшить жизнь жителей края. Например, в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края» планируется более 253 млн. рублей направить на покупку самолетов для обслуживания населения на местных воздушных линиях. Увеличение более чем на 1,7 млрд. рублей расходов для проектирования и строительства автодорог регионального и муниципального значения, их ремонт и содержание позволит дополнительно ввести в эксплуатацию 28,3 километра автотрасс, отремонтировать еще 126,8 километра дорог.

На 2,6 млрд. рублей увеличены бюджетные ассигнования по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство». Средства пойдут на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Эти расходы также позволят завершить мероприятия 2012 года по строительству нового жилья общей площадью около пяти тысяч кв. метров, переселить более 260 жителей из аварийного жилфонда, ввести в нынешнем году в эксплуатацию 485 квартир для некоторых категорий граждан, из них для детей-сирот планируется построить  346 квартир.

На 16,3 млн. рублей увеличены расходы на создание безбарьерной среды для инвалидов, лиц с ограниченными физическими возможностями, на 143,3 млн. рублей - на ежемесячные денежные выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей.
В рамках реализации Указов президента России более 16 млн. рублей будет дополнительно направлено на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений культуры. Как это уже сделано с оплатой труда педагогов. Евгений Исаков показывает сводную таблицу с информацией об уровне заработной платы в учреждениях образования: 

- Вот итог бюджета 2012 года! Вполне достойные показатели! А ведь еще совсем недавно педагогические работники считались у нас самыми финансово уязвимыми.

В думе я уже пятнадцать лет, - продолжает Евгений Николаевич, - и все эти годы при обсуждении бюджета начинается разного рода кликушество: все, ребята, ужас, конец, случилось страшное!.. А когда подводятся итоги исполнения бюджета, почему-то никто уже не вспоминает о том, что они говорили и как пугали народ. Так происходит и на этот раз в связи с управлением государственным долгом. Перед обсуждением проекта закона мы получили информацию из министерства финансов края, где сообщается: «Правительство Хабаровского края уделяет внимание мерам, направленным на совершенствование региональной долговой политики, оптимизацию структуры долгового портфеля.

В настоящее время основным источником покрытия дефицита являются государственные заимствования Хабаровского края. Привлечение заимствований осуществляется на конкурсной основе и с учетом минимально предложенного процента. Размещение заказов отдельными лотами позволяет привлекать средства в бюджет по мере необходимости, сокращать стоимость обслуживания государственного долга края.

В целом государственный долг Хабаровского края поддерживается в объеме, необходимом для обеспечения финансирования дефицита краевого бюджета и не превышающем ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Учитывая возрастающую потребность в привлечении заемных средств для выполнения бюджетных обязательств, сопровождающуюся ростом долговой нагрузки на региональные бюджеты, поддерживаем предложение о подготовке законопроекта о замещении коммерческих кредитов облигациями государственного займа с льготной процентной ставкой».

- Почему возникают проблемы? - комментирует Исаков. - В Бюджетном кодексе указан предельный дефицит. Объем государственного долга, который официально разрешается! У нас в крае он не превышает этого ограничения. И вопрос в том, как действовать дальше. Позиция краевого правительства целиком и полностью совпадает и с позицией нашей фракции, и с моей личной: у нас идет умное управление государственным долгом. 

Во всем мире великие экономисты говорят, что надо уметь работать чужими деньгами. Мы же эти чужие деньги направляем не на какое-то баловство, а на то, чтобы жизнь людей в Хабаровском крае становилась лучше уже сейчас. Не когда-то там, в 2015-м или 2020-м году, а именно сегодня. 

Так вот при 15-процентном дефиците бюджета такая возможность есть. Считаю, что в регионе выбран правильный путь развития экономики, которая становится все более конкурентоспособной. Поэтому мы двигаемся в русле государственной политики, направленной на развитие Дальнего Востока в целом и Хабаровского края в частности.

загруженное (3).pngСергей ЛУГОВСКОЙ, первый заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края, руководитель фракции ВПП «Единая Россия»:

- Самое важное - что мы, исполняя майские Указы президента России, увеличиваем заработную плату бюджетникам. Основная часть средств, которые будут дополнительно направлены на расходы краевого бюджета, закладывается именно для этого. Хабаровский край - один из тех субъектов, где заработная плата в сфере образования превышает среднюю по экономике. По статистике, в стране всего четыре региона, которые в полной мере выполняют этот Указ президента. Это значит, что мы движемся «по опережающей» и будем стремиться выдерживать эту динамику и дальше. Сегодня внимание концентрируется на повышении зарплаты тем преподавателям, которым ранее ее не повышали, например, педагогам дополнительного образования. Ущемление их прав, конечно же, вызывало у людей ощущение социального неравенства и возмущение. 

Также радует, что в рамках реализации Указов президента повысится и оплата труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений культуры. На это направлено более 16 млн. рублей. Конечно, кредиты вызывают опасения. Но необходимо отметить, что наш субъект находится в числе тех немногих регионов, которые в большей степени обеспечивают себя собствен ными доходами. У края свыше 80 процентов бюджета - собственные доходы. А ведь у нас в стране десятки территорий в таком объеме - около 80 процентов - обеспечиваются за счет кредитных средств. Поэтому можно говорить, что сегодня Хабаровский край не в самом худшем положении. Конечно, из этого не следует, что мы не должны стремиться развивать экономику. Это наша первейшая и общая задача! Такая же, как и выполнение всех социальных обязательств перед жителями края.

загруженное (2).pngВиктор ПОСТНИКОВ, руководитель фракции КПРФ в Законодательной думе Хабаровского края:

- Наша фракция в полном составе проголосовала против принятия закона об изменениях в краевой бюджет 2013 года. Такое решение связано, прежде всего, с несколькими поправками, предложенными врио губернатора края, в числе которых - увеличение зарплат высшему должностному лицу региона и членам правительства.

Сегодня ситуация в экономике и социальной сфере края не вселяет оптимизма: по итогам первого квартала снизились инвестиции в основной капитал, значительно сократились поступления в региональную казну от налога на прибыль.

Упали темпы строительства жилых помещений. В прошлом году было введено почти на 50 тысяч квадратных метров жилья меньше. Из-за отсутствия хоть каких-нибудь жизненных перспектив северные районы покинули почти семь тысяч человек. О каком социально-экономическом развитии края здесь можно говорить?!

А предложенный бюджетный дефицит - более 10 млрд. рублей! Считаю, что главное - не сама, пусть и внушительная, сумма нынешнего бюджетного дефицита: сравните, его размер по отношению к 2012 году увеличен почти в два раза, да и значения достигли предельно возможных Бюджетным кодексом - 14,8 процента при 15 допустимых, тревожно, что нет материальных источников погашения дефицита. Производство-то практически еле теплится! А когда нет реальных путей ликвидации
бюджетного дефицита - значит, нужно будет опять брать в долг. Мы подсчитали, что только по прошлому году выплачено около 400 млн. бюджетных средств по процентам банковских кредитов. А дальше что? Это путь в никуда... Поэтому еще три года назад фракция КПРФ в краевом парламенте, учитывая положение экономики, голосовала против повышения размера премий депутатам думы и членам правительства. Свою позицию мы продолжали отстаивать на внеочередном заседании думы, состоявшемся 14 июня, когда изменения в бюджет нынешнего года утверждались в качестве закона.

Вот сделаем пенсию 20-30 тысяч, увеличим прожиточный минимум хотя бы в полтора раза, тогда, пожалуйста, можно говорить и о повышении заработной платы и премиальных чиновникам.

загруженное (1).pngСергей ЯЩУК, руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Законодательной думе Хабаровского края:

- Думаю, что избирателям важно понимать, как формируется бюджет, в каких параметрах он проходит и как изменяется. Потому что, когда речь идет о введении каких-то льгот, новых видов социальной поддержки, повышении зарплат, необходимо соотносить объем финансовых затрат с возможностями краевой казны, есть ли для этого какието ресурсы.

Именно отсутствие средств на реализацию этих инициатив приводит к тому, что не все предложения поддерживаются и затем реализуются, несмотря на то, что их претворение в жизнь кажется обоснованным и улучшит качество жизни наших граждан. К сожалению, экономические показатели в регионе отстают от наших желаний.

Об этом свидетельствуют и последние показатели бюджета, когда на 5,9 млрд. увеличивают доходную часть, а на 10,6 млрд. - расходную, до 10 млрд. фактически довели дефицит бюджета, и он у нас сегодня составляет 14,8 процента от бюджета края, а максимально допустимый уровень - 15 процентов.

Есть еще такой показатель, как кредит, который сегодня опять же увеличивается до 11 млрд. рублей. Понятно, правительство нам говорит, что это возможные заимствования. Вероятно, мы обойдемся без них, тем более первое полугодие мы уже прожили без них. Плюс, может быть, придут деньги из федерального бюджета. Но уже в этом году в действующем бюджете заложено более 400 млн. рублей возврата за обслуживание долга прошлого года. То есть повышать сейчас социальные расходы за счет кредитов, я думаю, нельзя, иначе нас ждет ситуация как на Кипре, в Греции или еще худший сценарий. Да, надо делить деньги, улучшать условия жизни людей, но делать это надо из прибыли, из доходов края либо из субвенций, которые получает регион из федерального бюджета.

загруженное.pngВячеслав ФУРГАЛ, руководитель фракции ЛДПР в Законодательной думе Хабаровского края:

- Серьезные опасения вызывает тот факт, что дефицит краевого бюджета практически достиг предельно допустимого показателя: в сумме он составляет 10 млрд. рублей, или 14,8 процента! То есть по дефициту мы подошли «к потолку» и больше не сможем брать денег взаймы, кредитные обязательства у нас очень большие!
Но еще больше тревожит то, что в расходной части практически отсутствуют значимые бюджетные инвестиции в промышленность. Весь бюджет социально ориентированный. Исполняя майские Указы президента, мы увеличиваем в бюджете те статьи расходов, которые предусматривают выплаты бюджетным организациям, учителям, врачам, работникам культуры, пенсионерам. 

Но в то же время сами себя загоняем в угол: выплачивать различные пособия и повышать зарплаты надо обязательно, а свободных денежных доходов, которыми можно было бы «покрывать» эти расходы, - нет. Без серьезных бюджетных инвестиций, без вложений в производство мы не сможем развиваться, двигаться вперед. Ситуация не скажу, что критическая, но хотелось бы немного другого: чтобы, помимо социально значимых программ, мы могли решать и вопросы экономики, направляя деньги именно на развитие промышленности, увеличение производительности труда. К сожалению, пока мы этого не видим. Наша фракция проголосовала за принятие бюджета, потому что не принимать его - это еще хуже. Но могу сказать, что на сегодняшний день в бюджете на 2013 год позитива я не увидел.