поиск
9 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Реформа - не финал, а только начало долгого пути

30.05.2012
Просмотры
623
Реформа - не финал, а только начало долгого пути
Н. Пудовкина: «Учащиеся высказывали свое понимание исторических процессов и экономических реформ»
Открытые уроки, посвященные 1150-летию зарождения российской государственности и 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина, провели депутаты краевого парламента, представительных органов муниципальных образований края.

Участниками этих встреч стали свыше 8000 школьников и студентов из более 40 образовательных учреждений края.

Эти уроки значительно отличались от обычных школьных занятий. Разные по форме и способам подачи материала, все они включали активный диалог с народными избранниками, сопоставление событий прошлых лет с настоящей реальностью и обсуждение их, в том числе с позиций морали, а главное - откровенный разговор о сегодняшних проблемах и перспективах молодых жителей края. Такая форма работы депутатам уже знакома - в прошлом году они проводили в учебных заведениях края уроки парламентаризма.

- Уроки государственности - это и уроки патриотизма, - отмечает председатель комитета по социально-экономическому развитию края Дмитрий Розенков, - современная молодежь недостаточно углубленно знает историю.

Поэтому на проведенных занятиях особо подчеркивались и обсуждались заслуги П.А. Столыпина, в том числе по заселению территорий Дальнего Востока, когда были определены преференции для переселенцев и население территории увеличилось в два раза.

- Безусловно, подобные мероприятия очень нужны и нам, и детям старших классов. Например, в Комсомольском районе сложилась такая практика, когда в открытом уроке участвуют депутаты всех уровней - краевой, районный и обязательно поселковый депутаты. У детей появляется понятие об уровнях представительной власти, - рассказывает депутат регионального парламента Наталия Пудовкина. - В поселке Хурба я стала участницей урока, проведенного в форме деловой игры - дебатов. Одни представляли Столыпина как тирана, другие - как прогрессивного, образованного человека - реформатора. История показывает, что все российские реформаторы в какой-то степени были тираны.

Столыпин был инициатором внедрения военно-полевых судов и метода «расстрел 24», когда в течение 48 часов трое офицеров рассматривали дело без учета каких-либо прав подсудимого, после чего выносили приговор, чаще всего - расстрел, без права обжалования, и он приводился в исполнение в течение 24 часов. Конечно, учащиеся говорят, что Столыпин - тиран, а его методы борьбы недемократичны. Я попыталась донести до ребят личную трагедию этого человека, принявшего такое решение после того, как его многодетная семья несколько раз подвергалась террору.

Реформы, которые проводил Петр Аркадьевич, мы попытались связать с теми реформами, которые проводятся сегодня - в земельном деле, трудовом праве, образовании, здравоохранении, военной сфере. Столыпин считал, что только образованный и свободный человек может принести России экономическое процветание. Сегодня мы снова понимаем актуальность этих преобразований.

Мне понравились размышления одного ученика из поселка Бриакан о том, кто такой политик, а кто такой государственный деятель. «Политик - это человек, который нацелен на выборы и ближайшую перспективу, прежде всего, в отношении себя, а государственный деятель - это человек, заинтересованный в развитии страны, результаты его деятельности, может быть и непопулярной, нацелены на перспективу», - сказал он. Конечно, это максималистская позиция юноши, потому что история знает замечательные примеры политиков, которых можно причислить к государственным деятелям, и наоборот - государственные деятели часто являются политиками своего времени.
Очень эффектным и сильным моментом урока в бриаканской школе было открытие его гимном Российской Федерации. Создалось ощущение, что в тот момент чувством патриотизма, причастности к государству нашему был проникнут каждый присутствовавший.

Абсолютно разная была постановка наших уроков, но она строилась на активном участии учеников, их самостоятельном трактовании исторических процессов и экономических реформ. И, безусловно, один из тех вопросов, которые мы задавали подрастающему поколению, - это их личное понимание государственности и как они собираются реализовывать свой человеческий потенциал и гражданские права с тем, чтобы улучшить жизнь своего поселка, района, края, страны. И сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что дети связывают свое будущее не с малой родиной, а в основном с центральной частью России, а некоторые и с другими странами. И образование там лучше, и перспектива трудоустроиться. Главная проблема, которую озвучивают старшеклассники, - отсутствие рабочих мест. Они не видят возможностей применять на родине свои знания и хотят уезжать даже не потому, что в их поселке нет, например, медицинской помощи или спортивных залов, как в Хабаровске, а потому, что не видят своего применения. Поэтому слова великого государственного деятеля Петра Столыпина о Дальнем Востоке актуальны и сегодня: «Оставлять без внимания этот край было бы проявлением громадной государственной расточительности. Восток проснулся. И если мы не воспользуемся нашими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, другие». Отрадно, что сегодня современные государственные деятели объявили развитие Дальнего Востока приоритетным направлением.
Похожие выводы делают и коллеги Наталии Алексеевны.

– Дети мало информированы о социально-экономическом развитии своих территорий, - делится своими впечатлениями председатель думского комитета по вопросам государственного устройства и местного самоуправления Татьяна Мовчан.

-  Это говорит о том, что мало информированы и их родители, и учителя. Когда мы пришли в школу г. Бикина с главой района, у детей был огромный интерес и много вопросов именно к главе. Мы спросили учащихся: кто желает остаться жить и работать в районе? Лишь 20 процентов связывают  свою дальнейшую судьбу с родным городом. Выехать за его пределы старшеклассники желают по многим причинам - из-за проблем с рабочими местами, устройством детей в детские сады, отсутствия спортивных сооружений, центров культуры, плохого состояния больниц, поликлиник. Когда глава Бикинского района Александр Швиткий рассказал о том, что делается сегодня, что и в какие сроки планируется изменить, у учащихся поменялось мнение, они поняли, что район все-таки развивается. Конечно, встречаться со старшеклассниками нам надо еще не один раз и прислушиваться к наказам молодежи - наших будущих избирателей, и делать все, чтобы подрастающее поколение оставалось жить и работать на местах. Дети с удовольствием приглашали нас для дальнейшего разговора по-взрослому. Думаю, что такая практика будет эффективной.

- Ребята очень интересовались вопросом противодействия терроризму как угрозе, - отмечает председатель комитета по бюджету и налогам Евгений Исаков. - Столыпин тоже ведь искал методы борьбы с ним. Молодые люди прекрасно понимают серьезность проблемы, и их волнует распространение терроризма во всей Российской Федерации. Это такая зараза, которую можно предотвратить, в том числе, и путем народных дружин.

Еще один момент - он интересовал учащихся Хабаровского многопрофильного лицея - это создание предпосылок для Великой Октябрьской социалистической революции. Старшеклассники совершенно правильно оценивают, что незаконченность этих реформ привела к криминализированной революционной массе, что в итоге сломало нормальный путь развития России. Они привязывают это и к нынешней ситуации, которая связана с активизацией протестного действия всяких несистемных сообществ, что, в конечном итоге, может пагубно сказаться и на их жизни. Например, вопрос одной девочки прозвучал романтически: «Зачем всем этим заниматься? Нужно сделать всех счастливыми!». Но ребята сами же на него ответили вопросом: «А как сделать всех счастливыми? Просто так ничего не бывает!».

По мнению депутата Вячеслава Фургала, встречи со школьниками и студентами надо проводить чаще:

- Учащиеся должны знать, чем занимается дума, какова ее законотворческая деятельность. Если об исполнительной власти они имеют более-менее четкое представление - есть губернатор, мэр города, например, то о законодательной - очень смутное. На таких уроках мы заполняем этот пробел. К тому же для учеников интересны новые люди, их позиция и рассуждения, а нам интересны их мнения, которые зачастую заставляют серьезно задумываться нас. Когда я задал вопрос, кто для вас является политическим лидером, исторической личностью, некоторые ученики ответили, что Гитлер, потому что за короткий срок он поднял свою страну с колен и сделал немецкую нацию очень сильной, в политическом смысле главенствующей в Европе. Это меня очень поразило. С одной стороны, ученик прав: Адольф Гитлер - сильная личность, но какой ценой досталось его могущество, чем за это заплатили другие народы! Мы постарались сторонников такой позиции переубедить, и другие ученики меня поддержали. К сожалению, фетиш, информация из Интернета для молодых людей сегодня становятся главными. Поэтому восстановление духовности нации считаю первейшей и главной государственной задачей. Без людей мы ничего не сделаем и не решим. В воспитании подрастающего поколения должны участвовать все - и государство, и школа, и средства массовой информации. Надеюсь, наше участие и проведение открытых уроков будут этому способствовать.

Ирина МЕЛИХОВА.