Хабаровский край планирует создать собственного мусорного оператора
23.05.2020
597

По словам Анжелики Мироновой (на фото слева вверху), если на новом конкурсе не будет желающих стать регоператором, то для сбора, утилизации и переработки мусора придется его создавать самим
На сегодняшнем этапе мусорной реформы (обращения с твердыми коммунальными отходами - ТКО) принято решение разделить Хабаровский край на девятнадцать зон действия региональных операторов. То есть он будет в регионе не единым, как планировалось изначально. И пока регоператор может зайти только в объединенную зону «Хабаровск - район им. Лазо», в Комсомольск-на-Амуре и в зону «Советская Гавань - Ванино».
Только там пока имеются узаконенные полигоны по захоронению отходов. А это обязательное условие для выставления тарифов.
Как же сегодня контролируется в крае обращение с ТКО, в какую сторону движется мусорная реформа - давайте разберемся.
УК в ответе за тех, кто платит
- Правительством Хабаровского края дано поручение Министерству ЖКХ, а также надзорным органам в этой сфере взять на контроль вывоз отходов у населения, - рассказывает первый заместитель министра ЖКХ Анжелика Миронова.
- Первое, что мы сделали - направили обращения во все муниципальные образования, чтобы те определили ответственных должностных лиц, которые персонально отвечают за мониторинг вывоза отходов. Чтобы не было незаконных свалок, а контейнерные площадки своевременно убирались.
Если факт не уборки все-таки выявляется (это может быть телефонный звонок жителя края, даже информация в соцсетях), министерство ЖКХ перенаправляет поступивший сигнал по двум адресатам: в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования (надзорный орган) и в муниципальное образование, на территории которых обнаружена свалка, с требованием ее ликвидировать.
- Муниципальные образования реагируют на такие обращения, - утверждает Анжелика Миронова. - Как пример, город Хабаровск недавно прислал фотографии, подтверждающие, что свалка по проблемному адресу ликвидирована.
Помимо того, главное контрольное управление еженедельно предоставляет нам информацию о своих проверках, выявленных нарушениях, предписаниях и исполнении протоколов.
То есть параллельно идет контроль министерства ЖКХ и жилищного контрольного органа об устранении нарушений управляющими организациями. Именно они сегодня обязаны убирать и вывозить бытовые отходы, пока не назначат регоператора.
Причем отходы, по санитарным нормам, должны вывозиться ежедневно. Допускаются некоторые послабления в холодное время года, да и то, когда количество контейнеров на площадке позволяет.
Плюс к тому, по новым санитарным нормам, для малочисленных и отдаленных населенных пунктов, где маленький оборот отходов, по согласованию с Роспотребнадзором есть вариант составления индивидуальных графиков по вывозу.
Молчание Росприроднадзора
- Мы объявляли конкурс на регионального оператора и в 2018 году, и в 2019, - объясняет Анжелика Миронова. - Но претендентов в нужном количестве не нашлось. Единственно выбрали регоператора в Комсомольске-на-Амуре и части поселений Комсомольского-на-Амуре района.
Но, для того чтобы оператор начал работать, на территории необходимы официальные полигоны. Либо нужно узаконить уже существующие неофициальные места скопления отходов через заключение от Минприроды.
Хабаровский край предоставил все необходимые документы в ведомство о таком месте близ Комсомольска-на-Амуре, которое многие годы эксплуатируется.
Требовалось лишь положительное решение, чтобы его использовать по назначению на законных основаниях. Однако ответа не получено до сих пор.
- Фактически переписка ведется уже год, - говорит Анжелика Миронова. - В первую очередь наше минЖКХ предоставило доказательство, что данное место складирования ТБО не входит в границы населенного пункта, находится за его пределами по картографическим, географическим и кадастровым данным (необходимое условие).
Росприроднадзор Российской Федерации, куда переправили эти данные, после проверки дал положительное заключение - официальный действующий полигон работать здесь может.
Но уже прошло около двух месяцев после заключения, а Росприроднадзор Хабаровского края молчит.
Между тем, тариф на вывоз мусора до полигона может быть установлен только при наличии этого самого полигона. Так нет ни того, ни другого, единственный выбранный оператор (по Комсомольску-на-Амуре), несмотря на то, что договор заключен, приступить к деятельности пока не может.
Ведь не имея тарифа, который определяет комитет по ценам и тарифам, взимать плату с населения за вывоз мусора (а услуга относится пока к жилищным, а не коммунальным) - невозможно.
Как только, по словам первого замминистра, придет необходимое заключение от Росприроднадзора, региональный оператор по Комсомольску-на-Амуре начнет работать.
Сортировка мусора выгодна
Отдельное направление мусорной реформы - раздельный сбор отходов, который выгоден всем - и переработчикам, и собственникам жилья.
Сейчас в Хабаровске готовятся к строительству мусоросортировочной станции. Ее ввод в эксплуатацию, по мнению коммунальщиков, позволит упростить многие вопросы. И даже сэкономить.
Самая большая сложность при этом оказалась в подборе подходящего земельного участка для реализации проекта. Но сегодня и этот вопрос решен - участок вплотную прилегает к уже действующей мусороперегрузочной станции «Северная».
То есть жители Хабаровска при строительстве и вводе данного объекта новых неудобств не испытают. На комплексе твердые бытовые отходы будут сортироваться, а то, что останется, на станции «Северной» спрессуют и отвезут на полигон.
Часть отходов, которые запрещается захоранивать (пластик, компьютерные составляющие, аккумуляторы), будут на этой же станции выделяться.
Из тех, которые можно переработать (картон, бумага, пленка и другое), изготовят для населения тазики, ведра, упаковку, утеплители, даже строительные материалы. Остальные уйдут на захоронение, но с соблюдением всех условий и без ущерба окружающей среде.
Почему раздельный сбор отходов выгоден, в первую очередь, для потребителя?
Когда на рынок вступит региональный оператор, плата за вывоз ТБО для собственника будет формироваться по-новому. Норматив отходов на одного человека при расчете умножится на тариф, утвержденный комитетом по ценам (сейчас плата за это входит в графу «Содержание и ремонт дома», относится к жилищным услугам и утверждается на общем собрании жильцов). Но если люди начнут сортировать отходы, плату за их вывоз представят по факту.
Для примера, представьте: во дворе стоят пять контейнеров. Допустим, раньше жильцы заполняли их все несортированными отходами вперемешку.
А потом приняли решение на общем собрании, что согласны на раздельный сбор. Три контейнера остается для общих отходов, сортировке не подлежащих, а два заполняются выделенными (картон отдельно, пластик - отдельно).
И региональный оператор в этом случае обязан предъявить плату за вывоз только трех контейнеров. На два «особых» составляется договор с организациями, занимающимися дальнейшей переработкой отсортированного мусора. Такой способ вывоза на порядок сэкономит средства самих потребителей услуг.
- Поэтому мы в реформе собираемся использовать два направления, - говорит Анжелика Миронова. - Первое - когда жильцы сами готовы разделять отходы и экономить на этом (решение об этом должны принять на общем собрании). Второе - когда неотсортированными ТБО займутся уже на построенной мусоросортировочной станции. Что для потребителя будет дороже.
В минЖКХ планируют ввести реестр организаций, которые являются непосредственными переработчиками отходов. Чтобы управляющая компания не заключила договор непонятно с кем, кто (предложив минимальную сумму) на самом деле вывезет отходы и вывалит их в лес.
- Такое сейчас не исключается, к сожалению, поскольку за вывозящими машинами проследить очень трудно, - говорит Анжелика Миронова. - Само собой, и мы, и надзорные органы стараемся контролировать, но…
Будут новые конкурсы
Вот и получается, что в Хабаровском крае пока только в трех зонах есть узаконенные полигоны.
- Мы внесли изменения в территориальную схему, актуализировали ее и уже летом планируем размещение торгов на выбор регионального оператора на эти три зоны, - говорит Анжелика Миронова.
- И там, если появится региональный оператор, услуга из жилищных (которая до этого регулировалась обслуживающей организацией) перейдет в разряд коммунальных.
Это значит, что выставлять обоснованный и проверенный тариф будет Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края. И в дальнейшем, когда региональный оператор будет защищать свой тариф на следующий год, должен будет представить документы, подтверждающие реальные расходы за прошлый период. Их тщательно проверят.
И если сейчас собственники отмечают, что в плате на содержание невозможно проверить истинные затраты, что куда идет, то будущие тарифы за вывоз ТБО станут как раз прозрачными и контролируемыми.
Подразумевается, что региональный оператор будет отвечать за весь путь отходов. Начиная от контейнерной площадки, когда его загрузят в мусоровоз, и заканчивая непосредственно полигоном или мусороперерабатывающей станцией. Тогда как сейчас данный процесс отрегулировать невозможно.
Контроль за доставкой мусора именно на полигон, а не в ближайший лесок, ляжет на плечи именно регоператора. Соответственно, он заплатит владельцу полигона и даже собственнику мусоровоза (если только не сам непосредственно осуществляет вывоз).
При этом привлеченная подрядная организация получит оплату только в том случае, если она действительно довезет «груз» до полигона.
- Кроме того, для контроля за водителями мусоровозов предусмотрено использование системы ГЛОНАСС, - говорит первый замминистра. - Обязательное требование - установить на машинах датчики.
И все данные по передвижению спецтранспорта по маршрутной карте будут фиксироваться электронной системой. Плюс ко всему, эти данные в онлай-режиме из Хабаровского края направятся уже на федеральный уровень.
У отдаленных территорий свои проблемы
Почему же нельзя сразу и повсеместно совершить глобальный шаг в мусорную реформу?
Проблема - в логистике. В Хабаровском крае (впрочем, как и во всем ДФО) есть такой существенный нюанс - отдаленные территории.
- По нашим данным, на территории Хабаровского края необходимо построить 79 полигонов, - говорит Анжелика Миронова. - Как пример возьмем район им. Полины Осипенко.
Ни одно поселение, входящее в его состав, не связано с остальными автомобильными дорогами. То есть невозможно построить полигон в одном из поселений и свозить туда отходы со всех остальных.
К тому же расстояния между населенными пунктами около 200 км - это будет транспортная составляющая тарифа, довольно дорогая для населения. Поэтому, по убеждению министерства ЖКХ, необходимо построить полигон для каждого поселения.
Кроме того, есть поселения, в которых нужно построить сразу два объекта. В частности, из-за того, что территория его разделена рекой, как в Хабаровском районе. Ну, не доставлять же, в самом деле, отходы на лодке по воде…
- Конечно, мы рассчитывали на помощь федерации в данном вопросе, - говорит Анжелика Миронова. - Но в рамках сегодняшнего законодательства деньги выделены только на обработку (сортировку отходов, которые впоследствии можно переработать), потом и эту возможность убрали.
В действующем нацпроекте «Экология», в части «твердые коммунальные отходы» денег на создание новых объектов не предусмотрено.
То есть все, что сейчас делается в этом направлении, - исключительно за счет средств регионального бюджета. Но при этом за исполнение нацпроекта край обязан отчитываться перед Федерацией.
- Уже выделены средства на строительство необходимых полигонов, - говорит Анжелика Миронова. - Точнее - на разработку проектно-сметной документации проектов в Солнечном, Вяземском и Амурском районах предусмотрено 96 млн руб.
Плюс к этому заключены контракты на разработку проектно-сметной документации по двум объектам обработки ТКО. Певый - в Советской Гавани, потому что там есть полигон и логично построить сортировочный пункт рядом.
И в Николаевске-на-Амуре предполагается строительство единого комплексного объекта - чтобы была не только сортировка, но и захоронение. Возможен даже дополнительный вариант пункта обезвреживания отходов, которые того требуют. Все зависит от того, какие проектные решения предложит проектировщик.
На эти два объекта предусмотрено около 90 млн руб. То есть фактически - чуть менее двухсот миллионов на все пять объектов.
Отсрочка оказалась выгодной
Поскольку в зоне «Хабаровск - район им. Лазо» официальный полигон есть, возникает вопрос: почему же не складывается с выбором регионального оператора?
- Когда мы объявляли первый конкурс в 2018 году, на него вышел один региональный оператор, - говорит Анжелика Миронова. - Но буквально в конце года внесли норму в закон о том, что в случае, если регоператор не будет выбран или он откажется, то последующий срок его выбора откладывается на год.
И тогда регоператор (который вышел тогда на всю единую зону территории Хабаровского края) принял решение все-таки расторгнуть соглашение именно потому, что во многих районах, где нет официальных объектов, невозможно установить тариф. То есть обязанности по вывозу отходов у него бы были, а плату за это брать он не вправе.
Либо надо было компенсировать затраты из краевого бюджета (около полумиллиарда рублей), либо расторгнуть договоренность. Произошло второе.
- Важно, что год отсрочки, данный федеральной властью на выбор регионального оператора, для Хабаровского края оказался как нельзя кстати, - говорит Анжелика Миронова. - Дело в том, что многие субъекты Российской Федерации, входящие в мусорную реформу, столкнулись с проблемами сбора платежей, орагнизации работ и т.д.
У нас же появилась возможность не делать свои, а учесть чужие ошибки, предусмотреть все нюансы впоследствии в конкурсной документации.
Кроме того, региональный оператор, на деятельность которого распространяется банковская гарантия (своего рода поручительство за исполнение обязательств), просто не имеет право на любую оплошность или ошибку, иначе он эту гарантию рискует потерять.
С одной стороны - огромная ответственность (вдруг что-то пойдет не так), с другой - весомая подстраховка как для края, так и для самих жителей.
Те компании, которые сейчас занимаются вывозом твердых коммунальных отходов, действуют только на уровне собственной сознательности. Впоследствии к ней прибавится и жесткий контроль со стороны.
- Наверное, - говорит Анжелика Миронова, - именно поэтому те компании, которые сейчас осуществляют деятельность по сбору и вывозу ТБО, не торопятся объединиться и выйти на статус регионального оператора, хотя все для этого у них есть.
Альтернатива есть всегда
Если так случится, что предстоящий конкурс по выбору регионального оператора пройдет впустую, жители края не останутся без него.
Сейчас в региональном правительстве рассматривается проект создания собственной краевой структуры, которая взяла бы на себя функции мусорного оператора.
- Мы думаем, такая организация должна зайти для начала в Советско-Гаванский район, поскольку там есть проблемы с не очень добросовестными управляющими компаниями, - говорит Анжелика Миронова. - То есть взять небольшой район, проверить на его примере систему работы, а потом постепенно расширяться.
Изначально было сказано: региональный оператор может как собственными силами оказывать услугу населению (при наличии своей техники и штата сотрудников), так и привлекать подрядные организации. Создание краевой структуры подразумевает, скорее всего, как раз первый вариант.
Когда мусорная реформа только затевалась, многие предприниматели, зарабатывающие на вывозе отходов, говорили, что много лет в этом бизнесе, а с появлением оператора они все потеряют.
Хотя уже тогда были прописаны рекомендации для регионального оператора - не бросать таких людей, а привлекать в качестве подрядчиков, чтобы бизнес не разорялся.
- Я предполагаю, что, если в этот раз никто не выйдет на конкурс, и мы создадим своего оператора, то произойдет вторая волна возмущений среди действующих на этом рынке предпринимателей, - говорит Анжелика Миронова. - Но надо четко понимать, что у них были все возможности объединить усилия и создать регоператора на своей базе. Увы, не воспользовались.
Впрочем, по словам замминистра, никто не говорит о том, что подрядные организации привлекаться не будут. Предположим, созданная краевая организация (у которой есть своя техника) заходит в Советско-Гаванский район. Но там имеются какие-то свои добросовестные компании, которые без замечаний осуществляли свою деятельность до этого. Ничто не помешает заключить с ними договор на подряд, а с собственной техникой выходить уже на другой район, где таких возможностей нет.
То есть все зависит от конкретной ситуации, которая сложилась в том или ином районе.
Все идет по плану
В перспективе в той зоне, где нет официального полигона, его будут строить - и сразу же туда зайдет региональный оператор. Так - шаг за шагом по всем муниципальным образованиям.
Пока же край выходит из ситуации за счет так называемых участков для временного складирования ТКО.
- В рамках действующего законодательства у нас есть возможность создавать места накопления мусора на определенный срок до одиннадцати месяцев, - говорит Анжелика Миронова. - Не захоранивать отходы, а именно складировать. И сейчас в каждом муниципальном образовании создан такой объект.
Плюс ко всему, пока все 79 намеченных полигонов не построят, Хабаровский край обратился с предложением - продлить срок хранения отходов с одиннадцати месяцев хотя бы до трех лет. Но со стороны Роспироднадзора ответа нет. Причем не только для Хабаровского края. В других регионах та же проблема.
Еще на начало 90-х все эти свалки, куда десятилетиями вывозился мусор, считались законными. Но вышли поправки в закон об отходах, и они должны теперь пройти реконструкцию, которая приведет их в соответствие с требованиями к полигону.
Среди требований - размещение не в границах зоны санитарной охраны водоисточников, защитные устройства для непопадания вредных веществ в грунт. Кроме того, сейчас требуется наличие высокого ограждения (возможна обычная сетка) по периметру, чтобы не допустить разноса мусора по прилегающей территории. На выезде должен быть оборудован пункт мойки колес транспорта. И много чего еще.
Соответственно, денежных средств из дефицитных бюджетов муниципальных образований на это не нашлось. Поэтому к моменту объявления мусорной реформы и получилось так, что в Хабаровском крае практически нет законных мест, куда можно вывозить отходы. Но дело, как утверждают в минЖКХ, сдвинулось.
Юлия ВОЛКОВА.
Только там пока имеются узаконенные полигоны по захоронению отходов. А это обязательное условие для выставления тарифов.
Как же сегодня контролируется в крае обращение с ТКО, в какую сторону движется мусорная реформа - давайте разберемся.
УК в ответе за тех, кто платит
- Правительством Хабаровского края дано поручение Министерству ЖКХ, а также надзорным органам в этой сфере взять на контроль вывоз отходов у населения, - рассказывает первый заместитель министра ЖКХ Анжелика Миронова.
- Первое, что мы сделали - направили обращения во все муниципальные образования, чтобы те определили ответственных должностных лиц, которые персонально отвечают за мониторинг вывоза отходов. Чтобы не было незаконных свалок, а контейнерные площадки своевременно убирались.
Если факт не уборки все-таки выявляется (это может быть телефонный звонок жителя края, даже информация в соцсетях), министерство ЖКХ перенаправляет поступивший сигнал по двум адресатам: в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования (надзорный орган) и в муниципальное образование, на территории которых обнаружена свалка, с требованием ее ликвидировать.
- Муниципальные образования реагируют на такие обращения, - утверждает Анжелика Миронова. - Как пример, город Хабаровск недавно прислал фотографии, подтверждающие, что свалка по проблемному адресу ликвидирована.
Помимо того, главное контрольное управление еженедельно предоставляет нам информацию о своих проверках, выявленных нарушениях, предписаниях и исполнении протоколов.
То есть параллельно идет контроль министерства ЖКХ и жилищного контрольного органа об устранении нарушений управляющими организациями. Именно они сегодня обязаны убирать и вывозить бытовые отходы, пока не назначат регоператора.
Причем отходы, по санитарным нормам, должны вывозиться ежедневно. Допускаются некоторые послабления в холодное время года, да и то, когда количество контейнеров на площадке позволяет.
Плюс к тому, по новым санитарным нормам, для малочисленных и отдаленных населенных пунктов, где маленький оборот отходов, по согласованию с Роспотребнадзором есть вариант составления индивидуальных графиков по вывозу.
Молчание Росприроднадзора
- Мы объявляли конкурс на регионального оператора и в 2018 году, и в 2019, - объясняет Анжелика Миронова. - Но претендентов в нужном количестве не нашлось. Единственно выбрали регоператора в Комсомольске-на-Амуре и части поселений Комсомольского-на-Амуре района.
Но, для того чтобы оператор начал работать, на территории необходимы официальные полигоны. Либо нужно узаконить уже существующие неофициальные места скопления отходов через заключение от Минприроды.
Хабаровский край предоставил все необходимые документы в ведомство о таком месте близ Комсомольска-на-Амуре, которое многие годы эксплуатируется.
Требовалось лишь положительное решение, чтобы его использовать по назначению на законных основаниях. Однако ответа не получено до сих пор.
- Фактически переписка ведется уже год, - говорит Анжелика Миронова. - В первую очередь наше минЖКХ предоставило доказательство, что данное место складирования ТБО не входит в границы населенного пункта, находится за его пределами по картографическим, географическим и кадастровым данным (необходимое условие).
Росприроднадзор Российской Федерации, куда переправили эти данные, после проверки дал положительное заключение - официальный действующий полигон работать здесь может.
Но уже прошло около двух месяцев после заключения, а Росприроднадзор Хабаровского края молчит.
Между тем, тариф на вывоз мусора до полигона может быть установлен только при наличии этого самого полигона. Так нет ни того, ни другого, единственный выбранный оператор (по Комсомольску-на-Амуре), несмотря на то, что договор заключен, приступить к деятельности пока не может.
Ведь не имея тарифа, который определяет комитет по ценам и тарифам, взимать плату с населения за вывоз мусора (а услуга относится пока к жилищным, а не коммунальным) - невозможно.
Как только, по словам первого замминистра, придет необходимое заключение от Росприроднадзора, региональный оператор по Комсомольску-на-Амуре начнет работать.
Сортировка мусора выгодна
Отдельное направление мусорной реформы - раздельный сбор отходов, который выгоден всем - и переработчикам, и собственникам жилья.
Сейчас в Хабаровске готовятся к строительству мусоросортировочной станции. Ее ввод в эксплуатацию, по мнению коммунальщиков, позволит упростить многие вопросы. И даже сэкономить.
Самая большая сложность при этом оказалась в подборе подходящего земельного участка для реализации проекта. Но сегодня и этот вопрос решен - участок вплотную прилегает к уже действующей мусороперегрузочной станции «Северная».
То есть жители Хабаровска при строительстве и вводе данного объекта новых неудобств не испытают. На комплексе твердые бытовые отходы будут сортироваться, а то, что останется, на станции «Северной» спрессуют и отвезут на полигон.
Часть отходов, которые запрещается захоранивать (пластик, компьютерные составляющие, аккумуляторы), будут на этой же станции выделяться.
Из тех, которые можно переработать (картон, бумага, пленка и другое), изготовят для населения тазики, ведра, упаковку, утеплители, даже строительные материалы. Остальные уйдут на захоронение, но с соблюдением всех условий и без ущерба окружающей среде.
Почему раздельный сбор отходов выгоден, в первую очередь, для потребителя?
Когда на рынок вступит региональный оператор, плата за вывоз ТБО для собственника будет формироваться по-новому. Норматив отходов на одного человека при расчете умножится на тариф, утвержденный комитетом по ценам (сейчас плата за это входит в графу «Содержание и ремонт дома», относится к жилищным услугам и утверждается на общем собрании жильцов). Но если люди начнут сортировать отходы, плату за их вывоз представят по факту.
Для примера, представьте: во дворе стоят пять контейнеров. Допустим, раньше жильцы заполняли их все несортированными отходами вперемешку.
А потом приняли решение на общем собрании, что согласны на раздельный сбор. Три контейнера остается для общих отходов, сортировке не подлежащих, а два заполняются выделенными (картон отдельно, пластик - отдельно).
И региональный оператор в этом случае обязан предъявить плату за вывоз только трех контейнеров. На два «особых» составляется договор с организациями, занимающимися дальнейшей переработкой отсортированного мусора. Такой способ вывоза на порядок сэкономит средства самих потребителей услуг.
- Поэтому мы в реформе собираемся использовать два направления, - говорит Анжелика Миронова. - Первое - когда жильцы сами готовы разделять отходы и экономить на этом (решение об этом должны принять на общем собрании). Второе - когда неотсортированными ТБО займутся уже на построенной мусоросортировочной станции. Что для потребителя будет дороже.
В минЖКХ планируют ввести реестр организаций, которые являются непосредственными переработчиками отходов. Чтобы управляющая компания не заключила договор непонятно с кем, кто (предложив минимальную сумму) на самом деле вывезет отходы и вывалит их в лес.
- Такое сейчас не исключается, к сожалению, поскольку за вывозящими машинами проследить очень трудно, - говорит Анжелика Миронова. - Само собой, и мы, и надзорные органы стараемся контролировать, но…
Будут новые конкурсы
Вот и получается, что в Хабаровском крае пока только в трех зонах есть узаконенные полигоны.
- Мы внесли изменения в территориальную схему, актуализировали ее и уже летом планируем размещение торгов на выбор регионального оператора на эти три зоны, - говорит Анжелика Миронова.
- И там, если появится региональный оператор, услуга из жилищных (которая до этого регулировалась обслуживающей организацией) перейдет в разряд коммунальных.
Это значит, что выставлять обоснованный и проверенный тариф будет Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края. И в дальнейшем, когда региональный оператор будет защищать свой тариф на следующий год, должен будет представить документы, подтверждающие реальные расходы за прошлый период. Их тщательно проверят.
И если сейчас собственники отмечают, что в плате на содержание невозможно проверить истинные затраты, что куда идет, то будущие тарифы за вывоз ТБО станут как раз прозрачными и контролируемыми.
Подразумевается, что региональный оператор будет отвечать за весь путь отходов. Начиная от контейнерной площадки, когда его загрузят в мусоровоз, и заканчивая непосредственно полигоном или мусороперерабатывающей станцией. Тогда как сейчас данный процесс отрегулировать невозможно.
Контроль за доставкой мусора именно на полигон, а не в ближайший лесок, ляжет на плечи именно регоператора. Соответственно, он заплатит владельцу полигона и даже собственнику мусоровоза (если только не сам непосредственно осуществляет вывоз).
При этом привлеченная подрядная организация получит оплату только в том случае, если она действительно довезет «груз» до полигона.
- Кроме того, для контроля за водителями мусоровозов предусмотрено использование системы ГЛОНАСС, - говорит первый замминистра. - Обязательное требование - установить на машинах датчики.
И все данные по передвижению спецтранспорта по маршрутной карте будут фиксироваться электронной системой. Плюс ко всему, эти данные в онлай-режиме из Хабаровского края направятся уже на федеральный уровень.
У отдаленных территорий свои проблемы
Почему же нельзя сразу и повсеместно совершить глобальный шаг в мусорную реформу?
Проблема - в логистике. В Хабаровском крае (впрочем, как и во всем ДФО) есть такой существенный нюанс - отдаленные территории.
- По нашим данным, на территории Хабаровского края необходимо построить 79 полигонов, - говорит Анжелика Миронова. - Как пример возьмем район им. Полины Осипенко.
Ни одно поселение, входящее в его состав, не связано с остальными автомобильными дорогами. То есть невозможно построить полигон в одном из поселений и свозить туда отходы со всех остальных.
К тому же расстояния между населенными пунктами около 200 км - это будет транспортная составляющая тарифа, довольно дорогая для населения. Поэтому, по убеждению министерства ЖКХ, необходимо построить полигон для каждого поселения.
Кроме того, есть поселения, в которых нужно построить сразу два объекта. В частности, из-за того, что территория его разделена рекой, как в Хабаровском районе. Ну, не доставлять же, в самом деле, отходы на лодке по воде…
- Конечно, мы рассчитывали на помощь федерации в данном вопросе, - говорит Анжелика Миронова. - Но в рамках сегодняшнего законодательства деньги выделены только на обработку (сортировку отходов, которые впоследствии можно переработать), потом и эту возможность убрали.
В действующем нацпроекте «Экология», в части «твердые коммунальные отходы» денег на создание новых объектов не предусмотрено.
То есть все, что сейчас делается в этом направлении, - исключительно за счет средств регионального бюджета. Но при этом за исполнение нацпроекта край обязан отчитываться перед Федерацией.
- Уже выделены средства на строительство необходимых полигонов, - говорит Анжелика Миронова. - Точнее - на разработку проектно-сметной документации проектов в Солнечном, Вяземском и Амурском районах предусмотрено 96 млн руб.
Плюс к этому заключены контракты на разработку проектно-сметной документации по двум объектам обработки ТКО. Певый - в Советской Гавани, потому что там есть полигон и логично построить сортировочный пункт рядом.
И в Николаевске-на-Амуре предполагается строительство единого комплексного объекта - чтобы была не только сортировка, но и захоронение. Возможен даже дополнительный вариант пункта обезвреживания отходов, которые того требуют. Все зависит от того, какие проектные решения предложит проектировщик.
На эти два объекта предусмотрено около 90 млн руб. То есть фактически - чуть менее двухсот миллионов на все пять объектов.
Отсрочка оказалась выгодной
Поскольку в зоне «Хабаровск - район им. Лазо» официальный полигон есть, возникает вопрос: почему же не складывается с выбором регионального оператора?
- Когда мы объявляли первый конкурс в 2018 году, на него вышел один региональный оператор, - говорит Анжелика Миронова. - Но буквально в конце года внесли норму в закон о том, что в случае, если регоператор не будет выбран или он откажется, то последующий срок его выбора откладывается на год.
И тогда регоператор (который вышел тогда на всю единую зону территории Хабаровского края) принял решение все-таки расторгнуть соглашение именно потому, что во многих районах, где нет официальных объектов, невозможно установить тариф. То есть обязанности по вывозу отходов у него бы были, а плату за это брать он не вправе.
Либо надо было компенсировать затраты из краевого бюджета (около полумиллиарда рублей), либо расторгнуть договоренность. Произошло второе.
- Важно, что год отсрочки, данный федеральной властью на выбор регионального оператора, для Хабаровского края оказался как нельзя кстати, - говорит Анжелика Миронова. - Дело в том, что многие субъекты Российской Федерации, входящие в мусорную реформу, столкнулись с проблемами сбора платежей, орагнизации работ и т.д.
У нас же появилась возможность не делать свои, а учесть чужие ошибки, предусмотреть все нюансы впоследствии в конкурсной документации.
Кроме того, региональный оператор, на деятельность которого распространяется банковская гарантия (своего рода поручительство за исполнение обязательств), просто не имеет право на любую оплошность или ошибку, иначе он эту гарантию рискует потерять.
С одной стороны - огромная ответственность (вдруг что-то пойдет не так), с другой - весомая подстраховка как для края, так и для самих жителей.
Те компании, которые сейчас занимаются вывозом твердых коммунальных отходов, действуют только на уровне собственной сознательности. Впоследствии к ней прибавится и жесткий контроль со стороны.
- Наверное, - говорит Анжелика Миронова, - именно поэтому те компании, которые сейчас осуществляют деятельность по сбору и вывозу ТБО, не торопятся объединиться и выйти на статус регионального оператора, хотя все для этого у них есть.
Альтернатива есть всегда
Если так случится, что предстоящий конкурс по выбору регионального оператора пройдет впустую, жители края не останутся без него.
Сейчас в региональном правительстве рассматривается проект создания собственной краевой структуры, которая взяла бы на себя функции мусорного оператора.
- Мы думаем, такая организация должна зайти для начала в Советско-Гаванский район, поскольку там есть проблемы с не очень добросовестными управляющими компаниями, - говорит Анжелика Миронова. - То есть взять небольшой район, проверить на его примере систему работы, а потом постепенно расширяться.
Изначально было сказано: региональный оператор может как собственными силами оказывать услугу населению (при наличии своей техники и штата сотрудников), так и привлекать подрядные организации. Создание краевой структуры подразумевает, скорее всего, как раз первый вариант.
Когда мусорная реформа только затевалась, многие предприниматели, зарабатывающие на вывозе отходов, говорили, что много лет в этом бизнесе, а с появлением оператора они все потеряют.
Хотя уже тогда были прописаны рекомендации для регионального оператора - не бросать таких людей, а привлекать в качестве подрядчиков, чтобы бизнес не разорялся.
- Я предполагаю, что, если в этот раз никто не выйдет на конкурс, и мы создадим своего оператора, то произойдет вторая волна возмущений среди действующих на этом рынке предпринимателей, - говорит Анжелика Миронова. - Но надо четко понимать, что у них были все возможности объединить усилия и создать регоператора на своей базе. Увы, не воспользовались.
Впрочем, по словам замминистра, никто не говорит о том, что подрядные организации привлекаться не будут. Предположим, созданная краевая организация (у которой есть своя техника) заходит в Советско-Гаванский район. Но там имеются какие-то свои добросовестные компании, которые без замечаний осуществляли свою деятельность до этого. Ничто не помешает заключить с ними договор на подряд, а с собственной техникой выходить уже на другой район, где таких возможностей нет.
То есть все зависит от конкретной ситуации, которая сложилась в том или ином районе.
Все идет по плану
В перспективе в той зоне, где нет официального полигона, его будут строить - и сразу же туда зайдет региональный оператор. Так - шаг за шагом по всем муниципальным образованиям.
Пока же край выходит из ситуации за счет так называемых участков для временного складирования ТКО.
- В рамках действующего законодательства у нас есть возможность создавать места накопления мусора на определенный срок до одиннадцати месяцев, - говорит Анжелика Миронова. - Не захоранивать отходы, а именно складировать. И сейчас в каждом муниципальном образовании создан такой объект.
Плюс ко всему, пока все 79 намеченных полигонов не построят, Хабаровский край обратился с предложением - продлить срок хранения отходов с одиннадцати месяцев хотя бы до трех лет. Но со стороны Роспироднадзора ответа нет. Причем не только для Хабаровского края. В других регионах та же проблема.
Еще на начало 90-х все эти свалки, куда десятилетиями вывозился мусор, считались законными. Но вышли поправки в закон об отходах, и они должны теперь пройти реконструкцию, которая приведет их в соответствие с требованиями к полигону.
Среди требований - размещение не в границах зоны санитарной охраны водоисточников, защитные устройства для непопадания вредных веществ в грунт. Кроме того, сейчас требуется наличие высокого ограждения (возможна обычная сетка) по периметру, чтобы не допустить разноса мусора по прилегающей территории. На выезде должен быть оборудован пункт мойки колес транспорта. И много чего еще.
Соответственно, денежных средств из дефицитных бюджетов муниципальных образований на это не нашлось. Поэтому к моменту объявления мусорной реформы и получилось так, что в Хабаровском крае практически нет законных мест, куда можно вывозить отходы. Но дело, как утверждают в минЖКХ, сдвинулось.
Юлия ВОЛКОВА.