Котельные - в концессию под наблюдением ФАС
08.04.2021
31919

В поселке Эльбан Амурского района идет реконструкция объектов теплоснабжения. Все работы выполняет по концессионному соглашению ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс». За четыре года компания обязана вложить более 200 миллионов рублей
На условиях концессии компании «АмурТермоЭнерго» Хабаровский район передаёт объекты теплоснабжения сел Князе-Волконское и Мирное. В министерстве жилищно-коммунального хозяйства региона утвердили инвестиционную программу предприятия на общую сумму в 70 миллионов рублей.
Концессионер модернизирует энергообъекты, а впоследствии займется и реконструкцией тепловых сетей. Котельные работают на дорогостоящем мазуте, а из-за высокого износа сетей в системах большие теплопотери.
«АмурТермоЭнерго» уже в этом году построит в сёлах блочно-модульные котельные Терморобот, работающие на угле. Также инвестор заменит свыше 3,2 км теплосетей. Основная часть их реконструкции завершится в 2022 году.
Напомним, что еще в прошлом году во время своих рабочих командировок по районам врио губернатора края Михаил Дегтярев поручил провести модернизацию отопительного комплекса, в частности заменить все мазутные котельные.
Между тем, концессии с инвестиционной программой пока в крае редкость. Муниципальные объекты тепло- и водоснабжения, как правило, передаются местными органами власти в частные руки без конкурса.
Об этом сообщила «Тихоокеанской звезде» руководитель УФАС РФ по Хабаровскому краю Татьяна Тютянина. Борьба с этим явлением стала в последнее время одним из приоритетных направлений работы управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
В 2020-2021 годах УФАС по таким фактам выдало 15 предупреждений муниципалитетам. Поскольку они не были исполнены, возбуждено 11 дел. Часть из них уже рассмотрена, и выданы предписания на изъятие муниципального имущества у хозяйствующих субъектов и возвращении его в казну.
За три месяца 2021 года в арбитражный суд направлено три исковых заявления о признании недействительными договоров передачи и аренды муниципального имущества тепло- и водоснабжения с изъятием объектов обратно в казну.
Под санкции ФАС попали район имени Полины Осипенко, рабочий посёлок Охотск, рабочий посёлок Солнечный, город Советская Гавань, Верхнебуреинский район, Комсомольский, Ульчский, Бикин, Эльбан и ряд других.
Сегодня исследуются факты ещё по пяти заявлениям хозяйствующих субъектов в связи с передачей объектов тепло- и водоснабжения в частные руки без конкурса.
- В небольших населённых пунктах часто наблюдается высокий износ объектов водоснабжения и теплоснабжения, которые поставляют коммунальные ресурсы, - говорит Татьяна Тютянина.
- У местных властей нет собственных финансовых возможностей обновлять объекты ЖКХ или строить новые. Включение капитальных затрат в тариф приведёт к его росту, что не допустимо.
Именно для таких случаев есть правовой инструмент - Закон «О концессионных соглашениях», который позволяет распределить расходы между собственником муниципального имущества и частным инвестором.
От органов местного самоуправления мы часто слышим, что на конкурентные процедуры никто не выходит, поскольку не интересуется коммунальным имуществом. Но наша практика показывает, что эти конкурентные процедуры никто и не объявляет.
Между тем, по мнению руководителя УФАС, механизм вовлечения непривлекательных объектов в концессию есть.
Закон предусматривает проведение несколькими муниципальными образованиями совместного конкурса и объединить в объект концессии как непривлекательные, так и привлекательные с точки зрения инвестора объекты.
Также есть возможность предоставить инвестору государственную или муниципальную гарантию в соответствии с бюджетным законодательством.
Ещё одним механизмом защиты инвестора является компенсация недополученных доходов концессионером или возможность продления срока действия концессионного соглашения.
- Если собственники муниципального имущества не проводят конкурентные процедуры, у хозяйствующего субъекта всегда есть право выйти с частной инициативой по заключению концессионного соглашения, - говорит Татьяна Тютянина - и запросить у муниципалитета полную информацию об интересующем объекте, чтобы определиться по условиям концессии.
В случае отказа предоставить информацию бизнес может обратиться в антимонопольный орган.
Передавать коммунальные объекты в частные руки на конкурсной основе, на правах концессии ФАС побуждает органы муниципальной власти в интересах прежде всего населения. Чтобы услуги предоставлялись качественно и по адекватным тарифам.
Р. КИРСАНОВА.
Концессионер модернизирует энергообъекты, а впоследствии займется и реконструкцией тепловых сетей. Котельные работают на дорогостоящем мазуте, а из-за высокого износа сетей в системах большие теплопотери.
«АмурТермоЭнерго» уже в этом году построит в сёлах блочно-модульные котельные Терморобот, работающие на угле. Также инвестор заменит свыше 3,2 км теплосетей. Основная часть их реконструкции завершится в 2022 году.
Напомним, что еще в прошлом году во время своих рабочих командировок по районам врио губернатора края Михаил Дегтярев поручил провести модернизацию отопительного комплекса, в частности заменить все мазутные котельные.
Между тем, концессии с инвестиционной программой пока в крае редкость. Муниципальные объекты тепло- и водоснабжения, как правило, передаются местными органами власти в частные руки без конкурса.
Об этом сообщила «Тихоокеанской звезде» руководитель УФАС РФ по Хабаровскому краю Татьяна Тютянина. Борьба с этим явлением стала в последнее время одним из приоритетных направлений работы управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
В 2020-2021 годах УФАС по таким фактам выдало 15 предупреждений муниципалитетам. Поскольку они не были исполнены, возбуждено 11 дел. Часть из них уже рассмотрена, и выданы предписания на изъятие муниципального имущества у хозяйствующих субъектов и возвращении его в казну.
За три месяца 2021 года в арбитражный суд направлено три исковых заявления о признании недействительными договоров передачи и аренды муниципального имущества тепло- и водоснабжения с изъятием объектов обратно в казну.
Под санкции ФАС попали район имени Полины Осипенко, рабочий посёлок Охотск, рабочий посёлок Солнечный, город Советская Гавань, Верхнебуреинский район, Комсомольский, Ульчский, Бикин, Эльбан и ряд других.
Сегодня исследуются факты ещё по пяти заявлениям хозяйствующих субъектов в связи с передачей объектов тепло- и водоснабжения в частные руки без конкурса.
- В небольших населённых пунктах часто наблюдается высокий износ объектов водоснабжения и теплоснабжения, которые поставляют коммунальные ресурсы, - говорит Татьяна Тютянина.
- У местных властей нет собственных финансовых возможностей обновлять объекты ЖКХ или строить новые. Включение капитальных затрат в тариф приведёт к его росту, что не допустимо.
Именно для таких случаев есть правовой инструмент - Закон «О концессионных соглашениях», который позволяет распределить расходы между собственником муниципального имущества и частным инвестором.
От органов местного самоуправления мы часто слышим, что на конкурентные процедуры никто не выходит, поскольку не интересуется коммунальным имуществом. Но наша практика показывает, что эти конкурентные процедуры никто и не объявляет.
Между тем, по мнению руководителя УФАС, механизм вовлечения непривлекательных объектов в концессию есть.
Закон предусматривает проведение несколькими муниципальными образованиями совместного конкурса и объединить в объект концессии как непривлекательные, так и привлекательные с точки зрения инвестора объекты.
Также есть возможность предоставить инвестору государственную или муниципальную гарантию в соответствии с бюджетным законодательством.
Ещё одним механизмом защиты инвестора является компенсация недополученных доходов концессионером или возможность продления срока действия концессионного соглашения.
- Если собственники муниципального имущества не проводят конкурентные процедуры, у хозяйствующего субъекта всегда есть право выйти с частной инициативой по заключению концессионного соглашения, - говорит Татьяна Тютянина - и запросить у муниципалитета полную информацию об интересующем объекте, чтобы определиться по условиям концессии.
В случае отказа предоставить информацию бизнес может обратиться в антимонопольный орган.
Передавать коммунальные объекты в частные руки на конкурсной основе, на правах концессии ФАС побуждает органы муниципальной власти в интересах прежде всего населения. Чтобы услуги предоставлялись качественно и по адекватным тарифам.
Р. КИРСАНОВА.