72 камня в экономический огород Дальнего Востока
17.05.2012
501
На хабаровском заседании, которое вел генеральный директор КнААПО им. Гагарина Александр Пекарш, был одобрен пакет из 72 предложений
Дальневосточные промышленники и предприниматели настаивают на принятии госпрограммы и федерального закона «О развитии Дальнего Востока» и создании федерального исполнительного органа, который занимался бы исключительно проблемами территорий Востока России. Эти идеи были озвучены 15 мая в Хабаровске на заседании координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в Дальневосточном федеральном округе.
Сбор региональных представителей РСПП в столице округа был проведен накануне заседания в Москве комитета РСПП по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике.
На хабаровском заседании, которое вел генеральный директор КнААПО им. Гагарина Александр Пекарш, был одобрен пакет из 72 предложений, которые, по единодушному мнению членов координационного совета РСПП в ДФО, должны быть зафиксированы и в государственной программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Собравшимся были предложены к обсуждению материалы, подготовленные заместителем полномочного представителя президента РФ в ДФО, инвестиционным уполномоченным Александром Левинталем. С докладами о проблемах экономического роста в дальневосточных регионах и позиции координационного совета в ДФО по созданию особых экономических условий на Дальнем Востоке выступили директор Дальневосточного НИИ рынка Минэкономразвития России Вадим Заусаев и заместитель председателя, исполнительный директор КС Сергей Смоленцев.
Напомним, что Восток России был первым в России макрорегионом, получившим долгосрочную стратегию развития. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, которая обозначила основные направления развития макрорегиона, была принята в декабре 2009 года, а план мероприятий по ее реализации лишь спустя два года, в марте 2011 года. По данным заместителя полпреда президента РФ в ДФО Александра Левинталя, из 12 мероприятий плана, которые должны были быть выполнены в первом полугодии прошлого года, большая часть до сих пор находится в стадии проработки и рассмотрения в федеральных министерствах и ведомствах.
Дважды переносились сроки разработки и внесения в правительство РФ одного из основных инструментов реализации стратегии - государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Последний срок назначался на декабрь 2011 года. В указе президента РФ Владимира Путина о государственной экономической политике, подписанном 7 мая, появилась еще одна дата - 1 июля 2012 года. К этому сроку правительство РФ должно подготовить предложения «по ускорению развития» Дальнего Востока и Восточной Сибири.
«Есть надежда, что все-таки в ближайшем будущем проект госпрограммы будет представлен в правительство Российской Федерации, но качество документа вызывает у нас тревогу», - поделился своими сомнениями Александр Левинталь.
До сих пор не решен вопрос о разработке новой редакции программы «Дальний Восток и Забайкалье» до 2018 года. В связи с ее отсутствием уже при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов возникли сложности с определением объемов финансирования на развитие Дальнего Востока на 2014 год.
По мнению замполпреда, имеются и другие предпосылки к ухудшению социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке. Так на 80% уменьшено финансирование федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Часть финансирования будет возвращена - по 14 млрд руб. на 2012 и 2013 годы. «Это всего лишь 16% от секвестированных средств», - констатируют в полпредстве.
Среди факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие дальневосточных регионов, на заседании КС РСПП в ДФО назывались сложные природно-климатические условия, большая площадь территории округа, удаленность от центральных районов России, внутренних рынков сбыта продукции, неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура в сочетании с высокими энергетическими и транспортными тарифами, отставание в развитии социальной инфраструктуры.
Директор Дальневосточного НИИ рынка Минэкономразвития России Вадим Заусаев в своем докладе напомнил собравшимся о советском комплексном подходе к освоению восточных территорий, сочетавшем государственное финансирование дальневосточных надбавок, непрерывную стройку больших объектов и создание перерабатывающих производств. В рыночной экономике этот подход невозможно реализовать без политической и финансовой воли государства.
А воля эта и должна выражаться в создании особых условий для дальневосточных территорий. Необходимы особые меры государственной поддержки в сферах налогового, таможенного и тарифного регулирования, социальной политики, для привлечения инвестиций и создания конкурентоспособных производств, увеличения численности населения и развития человеческого потенциала.
Доходная часть бюджетов субъектов РФ на Дальнем Востоке может быть увеличена за счет больших отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогу на прибыль предприятий и других. Вадим Заусаев, к примеру, высказал мысль, что реальных доходы дальневосточников могли бы вырасти за счет бюджетного финансирования той части заработной платы, которую принято называть дальневосточными и северными надбавками.
Ведь реально сегодня во внебюджетном секторе экономики эти надбавки просто вычленяются в составе и без того невысокой заработной платы, а не «надбавляются» к ней. Потому что «надбавление» сделает неконкурентоспособной цену продукта или услуги.
Снова говорилось и о том, что необходимы преференции для перерабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью в ресурсном секторе, для высокотехнологичных инновационных производств, в том числе в судо- и авиастроении, при формировании космического кластера на базе космодрома «Восточный».
Необходимо продолжить формирование на территории Дальнего Востока особых экономических зон, расширение их типов и перечня перерабатывающих видов деятельности. Вспомнили в ходе дискуссии и об особых экономических зонах и о законодательных возможностях упрощения правоотношений, связанных с реализацией проектов в рамках государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Примечательно, что в обсуждении на заседании КС РСПП в ДФО ни разу не было сказано о госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Сибири, зато несколько раз был упомянут Фонд развития Дальнего Востока, учрежденный Внешэкономбанком.
В полпредстве предлагают два варианта управления развитием Дальнего Востока. В первом - управление может осуществляться государственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, возглавить которую должен председатель правительства РФ, как это было в начале ее работы и как это происходит в настоящее время в деятельности такой же комиссии по Северному Кавказу.
Во втором предполагается создание под эгидой Минрегиона России Агентства по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона или отдельного департамента Минрегиона России с курирующим его заместителем министра. При этом вновь созданная штатная структура могла бы выполнять функции секретариата госкомиссии ДВ и БР.
А вот экономист Вадим Заусаев считает, что над стратегиями и программами должен стоять федеральный закон «О развитии Дальнего Востока», а проблемами восточных территорий России заниматься Министерство по проблемам развития Дальнего Востока.
Кстати, целый ряд предложений, направленных дальневосточниками в РСПП, уже направлялся в адрес Минфина, Минэкономразвития, Минрегиона. В ответах федеральных министерств – формулировки «не соответствует действующему законодательству», «требует обоснования», «не может быть реализовано».
Изменится ли сейчас отношение к инициативам дальневосточных промышленников и предпринимателей?
Сергей Мингазов.
Поздравляем!
Генеральный директор ОАО «КнААПО», председатель Хабаровского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Пекарш вошел в ТОП-100 рейтинга «Индустриальная элита России - 100 лучших производственных менеджеров, 2012 г.».
Деловой портал «Управление производством» опубликовал итоги ежегодного рейтинга «Индустриальная элита России - 100 лучших производственных менеджеров, 2012 г.».
Основная цель рейтинга – определить при помощи авторитетных экспертов наиболее успешных менеджеров промышленного сектора, внесших значительный вклад в развитие своих предприятий, отрасли, экономики страны в целом.
Напомним, что рейтинг формировался по принципу «Лучшие выбирают лучших». Более 500 авторитетных менеджеров из известных компаний выступили в качестве экспертов, высказав свое мнение, кого именно они считают лучшими производственными менеджерами России.
100 кандидатов с наиболее высокими оценками и сформировали итоговый список 100 лучших производственных менеджеров России.
В ТОП-10 вошли менеджеры, набравшие максимальное количество голосов. Остальные 90 лучших менеджеров названы в алфавитном порядке.
На этот раз ТОП-10 возглавляет Чемезов Сергей Викторович (генеральный директор ГК «Ростехнологии», председатель Союза машиностроителей России). 2-е место принадлежит Когогину Сергею Анатольевичу (генеральный директор ОАО «КАМАЗ»). Тройку лидеров замкнул Дерипаска Олег Владимирович (генеральный директор компании «Базовый элемент», генеральный директор ОК РУСАЛ, президент En+ Group).
Александр Пекарш, генеральный директор ОАО «КнААПО», крупнейшего авиастроительного предприятия России, - среди лучших промышленных лидеров России. Он также возглавляет одно из динамично развивающихся региональных отделений Союза машиностроителей России - Хабаровское отделение. В 2009 году указом президента Российской Федерации «За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу» генеральный директор Комсомольского-на-Амуре производственного объединения им. Ю.А. Гагарина Александр Пекарш награждён орденом Почёта.
Сбор региональных представителей РСПП в столице округа был проведен накануне заседания в Москве комитета РСПП по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике.
На хабаровском заседании, которое вел генеральный директор КнААПО им. Гагарина Александр Пекарш, был одобрен пакет из 72 предложений, которые, по единодушному мнению членов координационного совета РСПП в ДФО, должны быть зафиксированы и в государственной программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Собравшимся были предложены к обсуждению материалы, подготовленные заместителем полномочного представителя президента РФ в ДФО, инвестиционным уполномоченным Александром Левинталем. С докладами о проблемах экономического роста в дальневосточных регионах и позиции координационного совета в ДФО по созданию особых экономических условий на Дальнем Востоке выступили директор Дальневосточного НИИ рынка Минэкономразвития России Вадим Заусаев и заместитель председателя, исполнительный директор КС Сергей Смоленцев.
Напомним, что Восток России был первым в России макрорегионом, получившим долгосрочную стратегию развития. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, которая обозначила основные направления развития макрорегиона, была принята в декабре 2009 года, а план мероприятий по ее реализации лишь спустя два года, в марте 2011 года. По данным заместителя полпреда президента РФ в ДФО Александра Левинталя, из 12 мероприятий плана, которые должны были быть выполнены в первом полугодии прошлого года, большая часть до сих пор находится в стадии проработки и рассмотрения в федеральных министерствах и ведомствах.
Дважды переносились сроки разработки и внесения в правительство РФ одного из основных инструментов реализации стратегии - государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Последний срок назначался на декабрь 2011 года. В указе президента РФ Владимира Путина о государственной экономической политике, подписанном 7 мая, появилась еще одна дата - 1 июля 2012 года. К этому сроку правительство РФ должно подготовить предложения «по ускорению развития» Дальнего Востока и Восточной Сибири.
«Есть надежда, что все-таки в ближайшем будущем проект госпрограммы будет представлен в правительство Российской Федерации, но качество документа вызывает у нас тревогу», - поделился своими сомнениями Александр Левинталь.
До сих пор не решен вопрос о разработке новой редакции программы «Дальний Восток и Забайкалье» до 2018 года. В связи с ее отсутствием уже при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов возникли сложности с определением объемов финансирования на развитие Дальнего Востока на 2014 год.
По мнению замполпреда, имеются и другие предпосылки к ухудшению социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке. Так на 80% уменьшено финансирование федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Часть финансирования будет возвращена - по 14 млрд руб. на 2012 и 2013 годы. «Это всего лишь 16% от секвестированных средств», - констатируют в полпредстве.
Среди факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие дальневосточных регионов, на заседании КС РСПП в ДФО назывались сложные природно-климатические условия, большая площадь территории округа, удаленность от центральных районов России, внутренних рынков сбыта продукции, неразвитая энергетическая и транспортная инфраструктура в сочетании с высокими энергетическими и транспортными тарифами, отставание в развитии социальной инфраструктуры.
Директор Дальневосточного НИИ рынка Минэкономразвития России Вадим Заусаев в своем докладе напомнил собравшимся о советском комплексном подходе к освоению восточных территорий, сочетавшем государственное финансирование дальневосточных надбавок, непрерывную стройку больших объектов и создание перерабатывающих производств. В рыночной экономике этот подход невозможно реализовать без политической и финансовой воли государства.
А воля эта и должна выражаться в создании особых условий для дальневосточных территорий. Необходимы особые меры государственной поддержки в сферах налогового, таможенного и тарифного регулирования, социальной политики, для привлечения инвестиций и создания конкурентоспособных производств, увеличения численности населения и развития человеческого потенциала.
Доходная часть бюджетов субъектов РФ на Дальнем Востоке может быть увеличена за счет больших отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогу на прибыль предприятий и других. Вадим Заусаев, к примеру, высказал мысль, что реальных доходы дальневосточников могли бы вырасти за счет бюджетного финансирования той части заработной платы, которую принято называть дальневосточными и северными надбавками.
Ведь реально сегодня во внебюджетном секторе экономики эти надбавки просто вычленяются в составе и без того невысокой заработной платы, а не «надбавляются» к ней. Потому что «надбавление» сделает неконкурентоспособной цену продукта или услуги.
Снова говорилось и о том, что необходимы преференции для перерабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью в ресурсном секторе, для высокотехнологичных инновационных производств, в том числе в судо- и авиастроении, при формировании космического кластера на базе космодрома «Восточный».
Необходимо продолжить формирование на территории Дальнего Востока особых экономических зон, расширение их типов и перечня перерабатывающих видов деятельности. Вспомнили в ходе дискуссии и об особых экономических зонах и о законодательных возможностях упрощения правоотношений, связанных с реализацией проектов в рамках государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Примечательно, что в обсуждении на заседании КС РСПП в ДФО ни разу не было сказано о госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Сибири, зато несколько раз был упомянут Фонд развития Дальнего Востока, учрежденный Внешэкономбанком.
В полпредстве предлагают два варианта управления развитием Дальнего Востока. В первом - управление может осуществляться государственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, возглавить которую должен председатель правительства РФ, как это было в начале ее работы и как это происходит в настоящее время в деятельности такой же комиссии по Северному Кавказу.
Во втором предполагается создание под эгидой Минрегиона России Агентства по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона или отдельного департамента Минрегиона России с курирующим его заместителем министра. При этом вновь созданная штатная структура могла бы выполнять функции секретариата госкомиссии ДВ и БР.
А вот экономист Вадим Заусаев считает, что над стратегиями и программами должен стоять федеральный закон «О развитии Дальнего Востока», а проблемами восточных территорий России заниматься Министерство по проблемам развития Дальнего Востока.
Кстати, целый ряд предложений, направленных дальневосточниками в РСПП, уже направлялся в адрес Минфина, Минэкономразвития, Минрегиона. В ответах федеральных министерств – формулировки «не соответствует действующему законодательству», «требует обоснования», «не может быть реализовано».
Изменится ли сейчас отношение к инициативам дальневосточных промышленников и предпринимателей?
Сергей Мингазов.
Поздравляем!
Генеральный директор ОАО «КнААПО», председатель Хабаровского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Пекарш вошел в ТОП-100 рейтинга «Индустриальная элита России - 100 лучших производственных менеджеров, 2012 г.».
Деловой портал «Управление производством» опубликовал итоги ежегодного рейтинга «Индустриальная элита России - 100 лучших производственных менеджеров, 2012 г.».
Основная цель рейтинга – определить при помощи авторитетных экспертов наиболее успешных менеджеров промышленного сектора, внесших значительный вклад в развитие своих предприятий, отрасли, экономики страны в целом.
Напомним, что рейтинг формировался по принципу «Лучшие выбирают лучших». Более 500 авторитетных менеджеров из известных компаний выступили в качестве экспертов, высказав свое мнение, кого именно они считают лучшими производственными менеджерами России.
100 кандидатов с наиболее высокими оценками и сформировали итоговый список 100 лучших производственных менеджеров России.
В ТОП-10 вошли менеджеры, набравшие максимальное количество голосов. Остальные 90 лучших менеджеров названы в алфавитном порядке.
На этот раз ТОП-10 возглавляет Чемезов Сергей Викторович (генеральный директор ГК «Ростехнологии», председатель Союза машиностроителей России). 2-е место принадлежит Когогину Сергею Анатольевичу (генеральный директор ОАО «КАМАЗ»). Тройку лидеров замкнул Дерипаска Олег Владимирович (генеральный директор компании «Базовый элемент», генеральный директор ОК РУСАЛ, президент En+ Group).
Александр Пекарш, генеральный директор ОАО «КнААПО», крупнейшего авиастроительного предприятия России, - среди лучших промышленных лидеров России. Он также возглавляет одно из динамично развивающихся региональных отделений Союза машиностроителей России - Хабаровское отделение. В 2009 году указом президента Российской Федерации «За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу» генеральный директор Комсомольского-на-Амуре производственного объединения им. Ю.А. Гагарина Александр Пекарш награждён орденом Почёта.