Артём Войцеховский: «Каждый полёт - это борьба со своими же ошибками»
10.01.2025
322
Лётчиком Артём Войцеховский мечтал стать ещё лет с пяти. Ещё бы: ведь оба деда и отец в военной авиации. Поэтому другие профессии даже не рассматривались. Сейчас за плечами заместителя командира авиационного отряда Хабаровского авиационно–спасательного центра МЧС России Артёма Войцеховского уже больше 20 лет лётного стажа. Кстати, по итогам 2024 года он признан лучшим лётчиком-спасателем МЧС России.
– В МЧС России я пришёл в 2017 году после окончания военной службы, – рассказывает Артём. – А вообще, в авиации уже 23 года. Летал на транспортных самолётах Ан различной модификации. После завершения службы стал думать о дальнейшем трудоустройстве. Меня заинтересовала возможность летать именно на Бе-200ЧС. Начинал вторым пилотом, потом стал командиром воздушного судна.
– Есть какая-то особенность в управлении этим самолётом? Ведь его ещё называют лодкой…
– По сути, это и есть лодка, так фюзеляж называют. Здесь инженерам-конструкторам пришлось сделать так, чтобы самолёт и плавал достаточно устойчиво, и летал хорошо. В управлении много нюансов. В посадке на воду, заборе воды на глиссировании, полёты на малых высотах. Всё это накладывает отпечаток на работу. С этим я раньше не сталкивался.
– Это интереснее?
– Конечно. Это более разнообразно. Наверное, как в военной авиации штурмовик.
– Какие чаще всего перед вами стоят задачи?
– Основная задача – это, конечно, тушение пожаров. Каждый полёт индивидуален и по-своему запоминается. Поэтому практически все свои полёты помню. Самый памятный, наверное, когда первый раз
полетели в горы на тушение пожаров. В горных районах есть свои нюансы, свои особенности выполнения этих полётов. И ещё запомнился первый забор воды в море. Это было в Приморье, попал в волну. Помню, как подпрыгивал в кресле на ремнях (смеётся). Меры безопасности мы соблюдаем. А вообще, над водной поверхностью мы летаем в специальных гидрокостюмах, есть спасательные жилеты под рукой.
– Страшно бывает?
– Бывают моменты, когда неприятно. Например, в горах нисходящий поток или наоборот восходящий. Это какие-то секунды, когда понимаешь, нет, так не надо. А такого, чтобы я летел, и было страшно, такого не было. Я стараюсь ни себя не подставлять, ни экипаж в такие моменты.
– Вы командир экипажа - это ответственная руководящая роль…
– Искусство командира экипажа – это не в технике пилотирования. Со мной летают ребята, которые пришли из Вооруженных сил, из госавиации, кто-то из гражданской авиации. И по пилотированию к ним вопросов нет. Искусство командира экипажа – уметь принять решение правильно. Вот это основное. Почему молодых не ставят? Есть же талантливые ребята, хорошо летают. Но особенно на Бе-200 есть такие нюансы, где, как говорится, надо «влезть в иголочное ушко». И надо принять решение грамотное, чтобы и выполнить задачу, и не подставить себя и экипаж. В этом и заключается искусство командира – проанализировать всю доступную информацию и принять грамотное решение.
– Новичков приходится учить или все уже опытные лётчики?
– В авиации вообще учишься постоянно. Если ты закончил учиться и перестал совершенствоваться, то сразу скатываешься вниз. Любой человек, который приходит на Бе-200, он новичок. Какой бы опыт за плечами у него не был. Приходят молодые ребята, учим. Приходят с опытом, тоже учим. Причём последних ещё сложнее переучивать с их навыками полётов на других модификациях самолётов.
В общем, процесс обучения идёт непрерывно. Передаем опыт, кто-то был в такой ситуации, кто-нет, друг с другом делимся, подсказываем.
– Лучших по профессии определяют по работе в течение года. Чем 2024-й запомнился вам?
– Было очень много полётов. Изначально наш экипаж полетел для обеспечения безопасности во время проведения международных игр «Дети Азии» в Якутию. Тогда и не предполагалось, что в такое короткое время возникнет серьёзная пожароопасная обстановка, столько лесных пожаров, которые будут угрожать населённым пунктам.
Бывало беспрерывно и по шесть дней подряд летали. И по два раза в сутки вылеты были и возвращались уже ночью, когда была необходимость. Тяжело было тушить, сильная задымлённость, что не характерно для региона, и ещё большая удалённость пожаров от аэропортов.
Якутия сама по себе сложный регион для Бе-200ЧС. С одной стороны, много водоёмов и много подходящих нам озёр, но на такую огромную площадь, как Европа, подходит только три аэродрома, с которых мы можем взлетать и садиться. Хотелось помочь людям, когда пожары угрожали населённым пунктам или объектам инфраструктуры, линиям ЛЭП. Вылетали, работали.
– Что для вас главное в работе, есть ли основные принципы?
– Соблюдение безопасности полётов – это основной принцип функционирования всей авиационной системы, будь она в МЧС России, или в гражданской авиации. И, наверное, принцип такой – нарушать эти законы можно только в одном случае, для спасения жизни своих товарищей и людей. А так, это незыблемые законы, как говорят, написанные кровью, так оно и есть.
– Профессионализм для вас что?
– Для командира – это искусство принимать решения грамотно и постоянно совершенствоваться, понимать свои недочёты. Каждый полёт – это борьба со своими же ошибками для любого лётчика. Их анализ и непрерывность обучения.
– Есть приметы, в которые вы верите?
– У лётчиков, как и у моряков, их много. Например, не фотографироваться перед полётом. Я с уважением отношусь к самолёту и прихожу в чистой постиранной форме и всегда бреюсь перед вылетом.
Екатерина Потворова.
Экипаж самолёта Бе-200ЧС под руководством Артёма Войцеховского на протяжении трёх летних месяцев 2024 года выполнял задачи по ликвидации природных пожаров и защите населённых пунктов от огня в Республике Саха (Якутия). Было совершено 27 полётов. В воздухе экипаж провёл почти 100 часов. На очаги возгораний и кромку пламени сбросили свыше 1 тысячи тонн воды, произведя 117 заборов и сливов огнегасящей жидкости. Благодаря работе авиации удалось спасти от выгорания около 20 гектаров заповедного леса и снять угрозу для населённых пунктов Хандыга, Тёплый Ключ, Усть-Мая.
– В МЧС России я пришёл в 2017 году после окончания военной службы, – рассказывает Артём. – А вообще, в авиации уже 23 года. Летал на транспортных самолётах Ан различной модификации. После завершения службы стал думать о дальнейшем трудоустройстве. Меня заинтересовала возможность летать именно на Бе-200ЧС. Начинал вторым пилотом, потом стал командиром воздушного судна.
– Есть какая-то особенность в управлении этим самолётом? Ведь его ещё называют лодкой…
– По сути, это и есть лодка, так фюзеляж называют. Здесь инженерам-конструкторам пришлось сделать так, чтобы самолёт и плавал достаточно устойчиво, и летал хорошо. В управлении много нюансов. В посадке на воду, заборе воды на глиссировании, полёты на малых высотах. Всё это накладывает отпечаток на работу. С этим я раньше не сталкивался.
– Это интереснее?
– Конечно. Это более разнообразно. Наверное, как в военной авиации штурмовик.
– Какие чаще всего перед вами стоят задачи?
– Основная задача – это, конечно, тушение пожаров. Каждый полёт индивидуален и по-своему запоминается. Поэтому практически все свои полёты помню. Самый памятный, наверное, когда первый раз
полетели в горы на тушение пожаров. В горных районах есть свои нюансы, свои особенности выполнения этих полётов. И ещё запомнился первый забор воды в море. Это было в Приморье, попал в волну. Помню, как подпрыгивал в кресле на ремнях (смеётся). Меры безопасности мы соблюдаем. А вообще, над водной поверхностью мы летаем в специальных гидрокостюмах, есть спасательные жилеты под рукой.
– Страшно бывает?
– Бывают моменты, когда неприятно. Например, в горах нисходящий поток или наоборот восходящий. Это какие-то секунды, когда понимаешь, нет, так не надо. А такого, чтобы я летел, и было страшно, такого не было. Я стараюсь ни себя не подставлять, ни экипаж в такие моменты.
– Вы командир экипажа - это ответственная руководящая роль…
– Искусство командира экипажа – это не в технике пилотирования. Со мной летают ребята, которые пришли из Вооруженных сил, из госавиации, кто-то из гражданской авиации. И по пилотированию к ним вопросов нет. Искусство командира экипажа – уметь принять решение правильно. Вот это основное. Почему молодых не ставят? Есть же талантливые ребята, хорошо летают. Но особенно на Бе-200 есть такие нюансы, где, как говорится, надо «влезть в иголочное ушко». И надо принять решение грамотное, чтобы и выполнить задачу, и не подставить себя и экипаж. В этом и заключается искусство командира – проанализировать всю доступную информацию и принять грамотное решение.
– Новичков приходится учить или все уже опытные лётчики?
– В авиации вообще учишься постоянно. Если ты закончил учиться и перестал совершенствоваться, то сразу скатываешься вниз. Любой человек, который приходит на Бе-200, он новичок. Какой бы опыт за плечами у него не был. Приходят молодые ребята, учим. Приходят с опытом, тоже учим. Причём последних ещё сложнее переучивать с их навыками полётов на других модификациях самолётов.
В общем, процесс обучения идёт непрерывно. Передаем опыт, кто-то был в такой ситуации, кто-нет, друг с другом делимся, подсказываем.
– Лучших по профессии определяют по работе в течение года. Чем 2024-й запомнился вам?
– Было очень много полётов. Изначально наш экипаж полетел для обеспечения безопасности во время проведения международных игр «Дети Азии» в Якутию. Тогда и не предполагалось, что в такое короткое время возникнет серьёзная пожароопасная обстановка, столько лесных пожаров, которые будут угрожать населённым пунктам.
Бывало беспрерывно и по шесть дней подряд летали. И по два раза в сутки вылеты были и возвращались уже ночью, когда была необходимость. Тяжело было тушить, сильная задымлённость, что не характерно для региона, и ещё большая удалённость пожаров от аэропортов.
Якутия сама по себе сложный регион для Бе-200ЧС. С одной стороны, много водоёмов и много подходящих нам озёр, но на такую огромную площадь, как Европа, подходит только три аэродрома, с которых мы можем взлетать и садиться. Хотелось помочь людям, когда пожары угрожали населённым пунктам или объектам инфраструктуры, линиям ЛЭП. Вылетали, работали.
– Что для вас главное в работе, есть ли основные принципы?
– Соблюдение безопасности полётов – это основной принцип функционирования всей авиационной системы, будь она в МЧС России, или в гражданской авиации. И, наверное, принцип такой – нарушать эти законы можно только в одном случае, для спасения жизни своих товарищей и людей. А так, это незыблемые законы, как говорят, написанные кровью, так оно и есть.
– Профессионализм для вас что?
– Для командира – это искусство принимать решения грамотно и постоянно совершенствоваться, понимать свои недочёты. Каждый полёт – это борьба со своими же ошибками для любого лётчика. Их анализ и непрерывность обучения.
– Есть приметы, в которые вы верите?
– У лётчиков, как и у моряков, их много. Например, не фотографироваться перед полётом. Я с уважением отношусь к самолёту и прихожу в чистой постиранной форме и всегда бреюсь перед вылетом.
Екатерина Потворова.
Экипаж самолёта Бе-200ЧС под руководством Артёма Войцеховского на протяжении трёх летних месяцев 2024 года выполнял задачи по ликвидации природных пожаров и защите населённых пунктов от огня в Республике Саха (Якутия). Было совершено 27 полётов. В воздухе экипаж провёл почти 100 часов. На очаги возгораний и кромку пламени сбросили свыше 1 тысячи тонн воды, произведя 117 заборов и сливов огнегасящей жидкости. Благодаря работе авиации удалось спасти от выгорания около 20 гектаров заповедного леса и снять угрозу для населённых пунктов Хандыга, Тёплый Ключ, Усть-Мая.