Евгения Исавнина (слева) и Александра Перфильева из ванинской школы №4 уверены, что победы - это результат работы с любимыми детьми
В этом году победителями всероссийского конкурса среди лучших учителей страны стали восемь педагогов из Хабаровского края. По Указу президента Российской Федерации, каждому из них, помимо почета и уважения, полагается поощрение - 200 тысяч рублей.
Особенно порадует эта новость жителей поселка Ванино, где, между прочим, работают сразу два лучших учителя страны - из одной школы № 4. Совпадение? Нет, упорный труд!
Евгения Исавнина, учитель начальных классов, в 2014 году была призером, в 2015 стала победителем и в этом году вошла в ТОП педагогов края во второй раз.
А вот учитель истории и обществознания Александра Перфильева впервые участвовала и сразу победила.
Этот конкурс сложен тем, что жюри не видят педагога и его учеников, комиссия знакомится лишь с педагогическими разработками, которые представлены на конкурс. Цифрами, тезисами и фотографиями нужно рассказать о главном: как помочь ребенку стать успешным во время учебы или после уроков, как заинтересовать его предметом и научить рассуждать, искать, находить новое.
И у Евгении Исавнивой это получается уже в третий раз. Почему? Это очень банально: любит свою работу, ей она интересна, и вместе с детьми педагог каждый день делает открытия. А еще с этого года она завуч по учебно-воспитательной работе среднего и старшего звена. Трудно пока, но интересно. Учитель не может оставаться на месте.
Как оживить учебник
В этом году Евгения Исавнина представила на конкурс тетрадь по литературному чтению к учебнику 3-го класса В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» учебно-методического комплекса Л. В. Занкова. Более того, такие тетради педагог уже составила по всем классам, кроме четвертого. И ими пользуются не только учителя нашего региона, но и всей России!
- До этого я разработала орфографические тетради, которыми также пользуются коллеги, - рассказывает педагог. - Когда стала работать по программе Занкова, обратила внимание, что рабочие тетради есть, но в них другой материал, не такой, как в учебнике.
Возникла необходимость составлять задания именно для учебника. Теперь мне, как учителю, очень удобно работать, детям - тоже, но главное, я вижу результаты и у маленьких учеников.
Программы развивающего обучения - Занкова или Эльконина-Давыдова отличаются от традиционных, материал там излагается по-другому, в отличие от традиционных, к которым мы привыкли.
По ним меньше подробных методических разработок, меньше «готового», и от педагога они требуют тщательной подготовки и большой отдачи. Но и работать с ними интересно.
В этом году у педагога первоклассники - спортивный класс, хоккеисты. Но, несмотря на общность увлечений, дети разные.
- Много говорят о том, что дети слишком активные, слишком развитые. Нет, я бы так не сказала. Дети в определенном возрасте примерно одинаковые, единственное, что у них прибавляются увлечения. Например, телефоны - вещь нужная, но что они с ними делают? Играют! Это не радует, - говорит учитель. - Они не умеют делать в телефонах что-то полезное. А я против игр! Зато использовать телефон в учебных целях разрешаю, и на уроках дети могут достать гаджет.
Например, они используют опцию «дополненная реальность». Евгения Владимировна была среди тех, кто апробировал использование ее на своих уроках.
- Благодаря смартфону можно считывать и делать qr-коды, есть программы, которые «оживляют» рисунки, - рассказывает педагог. - Детям очень нравится. Первоклассникам говорю, например, сейчас мы раскрасим, выполним задание, а потом ваш рисунок оживет.
Добрые дела - профессионально
У Евгении Исавниной и вне стен школы дел хватает. Она - волонтер. Живет этим сама, увлекла и школьников, которые не просто время от времени помогают тем, кому это нужно, а стали настоящими профи - получили официальный статус и документы добровольцев, зарегистрированы на сайте «Добро».
- Волонтерская работа помогает отвлечься от рутины, которая все равно есть в любой работе, - рассказывает педагог. - Добровольчество дарит эмоции, радость. Мы с детьми помогаем зоозащитникам, посещали дома для ветеранов - с концертами и постановками. Сотрудничаем с волонтерской организацией «Побережье».
У нее в школе есть кукольный театр, и, конечно, нужны были зрители. Кому показывать прекрасные спектакли, которые так увлекают детей? Она предложила совместную работу сообществам, которые работают с пожилыми людьми, с трудными детьми…
А когда в районе объявили о конкурсе по благоустройству общественных территорий и жителям нужно было определиться с местом, которое первым будет реконструировано, педагог вместе с детьми стали агитировать ванинцев голосовать за площадь Маяковского. Дети убеждали знакомых, собирали подписи. И площадь победила!
- Мы участвуем не только в посадках, но и в проекте по картрированию деревьев: измеряешь дерево, фотографируешь и вносишь на карту - это большой федеральный проект, - говорит Евгения.
- И когда будут вестись любые работы по благоустройству, эти сведения уже будут учитываться при планировании. Плюс учебные задачи: дети изучают окружающую среду, считают, узнают много нового. Также используют телефон - в учебных целях. И, конечно, видят результат своей деятельности!
К слову, хватает у учителя времени еще на другое хобби: занимается выращиванием сортовых орхидей - их уже около 100!
А Александра Перфильева в ванинской школе завуч, но и от учительских часов не отказывается - любит свои предметы.
Ведь именно история и обществознание дают возможности осмыслить происходящее, научиться анализировать и понимать, «фильтровать» информацию из разных источников.
На конкурс она представила программу внеурочной деятельности регионального содержания «По следам Амурской экспедиции», которую реализует с девятиклассниками.
Собственно, сама жизнь в Ванинском районе подсказала эту тему. Здесь много исторических мест, событий, которые навеки вписаны в историю России. И многие подростки - часть этой истории тоже.
- Почему «Амурская экспедиция»? Это важнейшее событие для страны, которое произошло у нас в крае, районе, именно она определила границы России в XIX веке (речь о военной и научной экспедиции под руководством Геннадия Невельского с целью освоения и изучения Дальнего Востока), - говорит учитель.
- Здесь, в пешей доступности места, где разворачивались эти события, я проводила для детей экскурсии, и так появилась идея для курса.
В этом году на августовской педконференции говорили о роли воспитания в школе. И такие курсы дают возможность не просто говорить о патриотизме, а почувствовать себя сопричастным к жизни, к истории предков.
В Ванино и Советской Гавани много мест, которые напоминают о вкладе людей в освоение Дальнего Востока. В бухте Постовой, например, сохранились могилы конца XIX века, памятные знаки.
Есть памятный знак Русского географического общества на перешейке Меньшикова. В шаговой доступности место, где затопили фрегат «Паллада».
- В основе, конечно, архивные материалы, которые не так-то просто получить, запросить, но нам помогают ученые, историки, активисты, - рассказывает педагог. - И это становится основой для собственных исследований учеников, с которыми они выступают на различных конференциях.
Разумеется, такая работа развивает критическое мышление, учит ребенка логике, «разговору» с людьми из другой эпохи.
Исследовательские работы дети представляют и на всероссийских конкурсах, становятся и победителями, и призерами, получают призы.
- Еще ребята исследуют свою родословную, и удается найти сведения даже об очень далеких предках. Каждое такое исследование мне и самой интересно. За каждой сухой архивной строчкой - судьба, жизнь, дети этим очень увлечены, - говорит Александра Перфильева.
- Однажды мы восстановили боевой путь члена семьи одного из учеников, нашли место захоронения - Курская область, родные этого не знали, - говорит педагог. - Связались со школой, которая шефствует над этим захоронением.
Много занимались историей репрессированных, японских военнопленных в Ванино, немецкими переселенцами.
Есть исследования, которые учитель вместе со школьниками буквально проводит с нуля. Это, конечно, больше касается локальной истории. Например, школьная команда сделала большое исследование о поселке Чистоводный: изучали архивные документы, разговаривали со старожилами.
А в свободное время педагог ходит… в походы с семьей! Любит свой район, его природу, историю и уверена, что в район могли бы приезжать люди со всего края: экскурсии, рыбалка, отдых.
- Сейчас уже есть такие энтузиасты. И к нам приезжают люди даже из Приморья на отдых, - говорит Александра Перфильева. - Всегда нравится у нас иностранцам. В районе есть что показать. И, конечно, люди у нас особенные, много энтузиастов. Наверное, поэтому и педагоги нашей школы часто побеждают в конкурсах.
Секрет у школы самый простой: любить работу, детей и место, где мы живем.
Автор: Мария ИВАНОВА.
Спасибо, Ваш комментарий отправлен.
Нет комментариев