Ирина Кальницкая: на отлично учат русский язык дети мигрантов
поиск
29 апреля 2025, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Ирина Кальницкая: на отлично учат русский язык дети мигрантов

26.01.2024
Просмотры
588
Ирина Кальницкая: на отлично учат русский язык дети мигрантов
Ирина Кальницкая: «Я ещё ни разу не сталкивалась с каким-то отрицанием, нежеланием обучаться русскому»
С самого начала своей профессиональной деятельности Ирина Кальницкая определила для себя чёткое кредо. Секреты профессионального мастерства просты: вера в людей, вера в себя, потребность смотреть чуть выше горизонта ежедневных дел. Сегодня она – преподаватель методики русского языка Хабаровского педагогического колледжа имени Калараша, руководитель кафедры «Теория и методика дошкольного и начального образования»,  трижды лауреат Премии губернатора Хабаровского края  в области профессионального образования.

Родилась будущий педагог в Поярковском поселении Амурской области, где временно в командировке трудился её отец. Но позже семья вернулась в Хабаровск, откуда родом были родители девочки. Ирина Кальницкая считает его настоящей своей малой родиной.

– Я себя не мыслю вне Хабаровского края, – говорит учитель. – Часто езжу по командировкам как главный эксперт чемпионата «Профессионалов» и вижу много разных городов. 

Сразу после окончания учёбы на филологическом факультете, в 1996 году, Ирину Кальницкую пригласили работать в педагогическом колледже, где тогда не хватало преподавателей русского языка и литературы. С тех пор педагог ни разу не меняла места работы.

НЕ ЧУЖОЙ ЯЗЫК

В профессиональной деятельности Ирины Кальницкой довольно много направлений, например, она обучает детей чистописанию, является автором ежегодного конкурса «Каллиграф». Но, пожалуй, одно из самых интересных на сегодня – это методика обучения русского языка как неродного для детей из семей мигрантов, которых сегодня очень много в хабаровских школах.

– Обучение русскому языку как неродному – это новое интересное направление, – рассказывает Ирина Кальницкая. – Иностранные несовершеннолетние граждане, как их называют, конечно же, нуждаются в помощи. Поскольку многие из них совсем плохо знают русский язык, что негативно сказывается на учёбе по всем остальным предметам.

Сначала таких детей обучали на базе колледжа, собирали группы по субботам. А с 2023 года Ирина Кальницкая пошла по другому пути, начав подготовку волонтёров из числа своих студентов. Поскольку детей, приехавших из других республик, много в Хабаровском крае, не все могут посещать эти особенные занятия в колледже.

– В этом году продолжаем готовить наших студентов, чтобы отправлять их по школам в помощь учителям русского языка, – продолжает Ирина Кальницкая. – К каждому иностранному ребёнку индивидуальный подход, поскольку изначально уровень знаний русского языка у этих детей разный.

Есть дети, для которых русский язык является абсолютно чужим. По словам Ирины Кальницкой, на период адаптации к иной языковой культуре при помощи педагогов уходит порядка трёх-четырёх месяцев. Интересно, что эти ребята действительно тянутся к знаниям, с большим интересом относятся к учёбе.

– Я ещё ни разу не сталкивалась с каким-то отрицанием, нежеланием обучаться русскому, – говорит Ирина Кальницкая. – Они очень охотно занимаются. Потому что, если раньше – лет двенадцать назад – иностранные дети учились в Хабаровске полгода-год, а затем возвращались с семьями на родину, то теперь такие семьи ориентированы оставаться на Дальнем Востоке, в России.

По наблюдениям педагога, эти дети буквально схватывают всё на лету. Причём, младшим школьникам русский язык даётся гораздо легче, чем старшим.

Ирина Кальницкая приводит пример: совсем взрослые мигранты, несмотря на то, что много лет прожили в России, продолжают говорить с акцентом. А их дети, пройдя языковую адаптацию, говорят по-русски абсолютно чисто.
ХОТИМ ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ

В помощь педагогам – активная речевая среда вне образовательных учреждений. Ребёнок слышит русскую речь повсюду: на улице, в транспорте и магазинах. Плюс дети общаются со сверстниками, играют. Естественно, навыки, полученные под началом преподавателей, закрепляются.

По словам Ирины Кальницкой, менталитет иностранных детей абсолютно не отличается от русских сверстников. Они также играют в компьютерные игры, читают книжки, также хотят дружить, общаться.

Почему же сегодня большинство семей мигрантов принимают твёрдое решение остаться в Хабаровском крае, чтобы их дети окончили здесь школу, поступили в техникумы, институты, стали специалистами? Ирина Кальницкая напрямую связывает это с улучшением качества жизни в регионе за последние годы.

– Однозначно, есть развитие, движение вперёд, – считает преподаватель. – Об этом можно судить по обеспеченности детскими садами (вижу Хабаровский край прежде всего со своей позиции педагога). Достаточное количество педагогических кадров. Да, есть некоторые проблемы, но такого дефицита, какой был ещё лет десять назад, нет.

Активно развивается система наставничества в школах. Молодой педагог, пришедший преподавать сразу после обучения, уже не чувствует себя неуверенно. Все перечисленные факты говорят о повышении престижа педагогических профессий в крае.

Юлия ВОЛКОВА.