Как создать свою Землю и увидеть мир с высоты
04.08.2017
428
Наталья Немеш: «Я учу своих учеников искать истину»
Три года назад учитель истории и обществознания Жанна Кирьянова поменяла город на село. Проработав двадцать лет в хабаровских школах № 6 и 43, она переехала в поселок Хор и начала работать в школе № 3. И нисколько об этом не пожалела, потому что оказалась в самом центре педагогических инноваций, а в этом году стала одним из победителей краевого конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями.
Школа № 3 вошла в краевой инновационный комплекс, здесь внедряют коучинговый подход в образовании: провели методическую неделю, фестиваль метапредметных уроков, мастер-классы, педагогические советы и родительские собрания, краевой семинар.
Коучинг вобрал в себя знания из разных областей жизни: спорта, бизнеса, психотерапии. Главная идея - у всех детей равные шансы быть успешными в получении образования. Об этом говорят и современные федеральные образовательные стандарты.
- Педагог-коуч не ставит оценок, а помогает ребенку самостоятельно оценить свою работу, приобрести уверенность в себе, - говорит Жанна Кирьянова. - Коучинг помогает развивать коммуникативные навыки, умение общаться намного важнее цифр, дат и формул. Учитель старается, чтобы ребенок каждое новое знание связывал с собственным жизненным опытом.
На уроках истории любое событие можно обсудить с точки зрения развития общества. Даты всегда можно выучить, но для учителя-коуча важнее живой разговор с учениками, которые размышляют, спорят. Так рождается интерес к истории, которая оказывается не набором сухих фактов, а миром ярких многогранных событий.
- Я не навязываю им свой взгляд на жизнь, стараюсь, чтобы они высказывали свои мысли, идеи, - говорит Жанна Борисовна.
Деньги, которые Жанна Кирьянова выиграла на конкурсе, она собирается вложить в свое образование.
- Я хочу получить фундаментальное коучинговое образование, мечтаю о том, чтобы в школе появилась коуч-служба, - говорит Жанна Борисовна. - Она нужна и детям, и взрослым. Уверена, что педагог-коуч - это профессия будущего, и мне хочется не просто остаться в профессии, но и идти в авангарде, открывая новые, интересные методы обучения и развития. Рада, что у меня есть единомышленники, поэтому мой успех считаю успехом всей моей школы.
Создать свою Землю на «отлично»
Татьяна Медведева - единственный учитель из Хабаровска, который попал в список победителей, и единственный учитель географии. Она преподает в школе № 32 и работает в Хабаровском краевом институте развития образования, обучая на курсах повышения квалификации своих коллег.
На конкурс лучших учителей Татьяна Медведева представила свою программу внеурочной деятельности по географии для пятиклассников «Школа юного географа».
- Эта программа основана на «Школе географа-следопыта» Александра Летягина, автора учебника географии 5-6 класса издательской группы «Вентана-Граф», - рассказывает Татьяна Валентиновна. - Александр Анатольевич часто приезжает к нам в край, был в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, и мы, учителя географии, с ним тесно сотрудничаем. Его рубрика в учебнике - это практические задания, опыты, эксперименты, которые дети выполняют сами или с родителями. Но задания разработаны не к каждому уроку, поэтому я их дополнила и превратила в целый курс, который длится учебный год. По моей программе работают многие учителя и в крае, и в России.
В процессе этих занятий у детей дома появляется целая географическая коллекция - свой домашний вулкан, который можно даже сделать действующим, вставив внутрь колбу со специальной смесью; конструктор литосферных плит, работающая мини-метеостанция. Дети работают вместе с родителями, создавая свою планету из картона, папье-маше, монтажной пены. В «Школе юного географа» ученики получают только пятерки. Если работа не получилась, учитель предлагает ее либо доделать, либо просто не получить оценку. Почти все хотят «создать» свою Землю на «отлично».
- В этом году мы впервые открыли десятидневный летний биогеоэкологический лагерь, - говорит Татьяна Валентиновна. - Учились работать с компасом, GPS-навигатором, квадрокоптером, делали аэрофотосъемку. После таких занятий дети всегда спрашивают, что будет дальше, приносят фото и видео своих работ. География становится интересной наукой.
И хотя это самый редкий предмет, который сдают на ЕГЭ, у Татьяны Медведевой на уроках одиннадцатиклассники стараются. После уроков у ее кабинета выстраивается целая очередь школьников, которые готовы пересдать задания, чтобы улучшить оценку.
- Просто я люблю свою работу, живу своим предметом, и мне нравится, когда у моих детей все получается, - говорит Татьяна Медведева. - Я думаю, что у ребенка всегда должен быть шанс получить хорошую отметку, я даю этот шанс каждому.
Она еще и классный руководитель у самого умного класса в школе - шестого «А». В этом году класс занял первое место во внутришкольном конкурсе «Умники и умницы».
Но и сам учитель тоже не расслабляется. Дети сегодня приходят с такими вопросами, что надо быть в курсе всего. Педагог всегда должен учиться, а если он остановился, значит, выгорел и пора на пенсию, считает Татьяна Валентиновна. Любить детей в школе и себя в школе - такова ее миссия как учителя.
Литературный бал для физиков
Два учителя комсомольского лицея № 1 в этом году признаны лучшими - Наталья Немеш и Наталья Рожко.
Наталья Александровна Немеш учит детей русскому языку и литературе. Ее судьба чем-то похожа на судьбу учительницы из фильма «Расписание на послезавтра», где директора продвинутой математической школы играл Олег Даль, а учителя русского и литературы - Маргарита Терехова. Дети в этой школе считают, что им, будущим Эйнштейнам и Капицам, литература не пригодится, а героиня Маргариты Тереховой убеждает их в обратном.
В лицее № 1 тоже углубленно изучают математику и физику, но здесь никого не надо убеждать, почему нужно читать классиков и грамотно писать.
- Это раньше мир делился на физиков и лириков, - говорит Наталья Александровна. - Сейчас нужна универсальность. Наши математики хорошо учатся по русскому языку, в этом году у нас - четыре стобалльных результата по ЕГЭ, по четыре участника регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе и русскому языку, а Маргарита Воротникова стала призером Всероссийского этапа.
Шесть лет назад Наталья Немеш организовала в лицее филологическое научное общество. Ей хотелось научить детей быть исследователями, при этом не имеет значение, в какой области работаешь - «физической» или «лирической». Например, был мальчик, который научился красиво говорить, и ему это пригодилось для защиты своего математического проекта.
- Я учу их искать истину, - говорит Наталья Александровна. - Работа идет не только в школе, но и дома, когда мы с моим учеником заходим в Интернет, каждый со своего компьютера. Я помогаю ему в море ссылок и сайтов учиться работать с информацией, находить что-то полезное по его теме.
Со своими исследованиями ребята выходят на школьную конференцию. У Натальи Александровны есть ученица Лиза Глазкова, сейчас одиннадцатиклассница, которая пришла в филологическое научное общество в пятом классе. На первой конференции ей не дали даже места, потому что она была еще очень маленькой. Но Лиза постепенно росла как исследователь, она начала писать фантастические рассказы. Сама подготовила портфолио для центра одаренных детей «Сириус» и попала на литературную смену, общалась там с писателями, критиками. Один из ее рассказов посвящен девушке, у которой растут крылья, и Лиза размышляет о том, что каждый должен учиться летать.
Даже в самые трудные, перестроечные годы, когда Наталья Немеш начинала в школе поселка Де-Кастри, она не думала бросать свою работу. Две смены, сложные дети, низкая зарплата - все это отступало перед ощущением, что она находится на своем месте, что есть результаты и у нее получается.
Для того чтобы летать, кто-то должен этому научить. Это задача учителя, считает Наталья Немеш. Для нее нет большей радости, чем встречать своих бывших учеников. Самый любимый выпуск - первый - недавно пригласил ее на вечер встречи.
- Они отмечали пятнадцать лет окончания школы, - говорит Наталья Александровна. - И я вдруг поняла, что лучше моей профессии нет ничего на свете.
Марина ЛИТВИНОВА.
В этом году в краевом конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями участвовали 40 человек. При оценке конкурсантов учитывалось наличие авторских методических разработок по собственным предметам, учебные достижения и результаты внеурочной деятельности школьников, создание условий для получения детьми позитивного социального опыта и формирования активной гражданской позиции.
Победителями стали девять преподавателей из Амурского, Ванинского, Николаевского, имени Лазо районов, а также Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Это учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории, обществознания, географии. Трое из них неоднократно принимали участие в конкурсе и становились призерами. Каждый из победителей получит по 200 тысяч рублей.
Школа № 3 вошла в краевой инновационный комплекс, здесь внедряют коучинговый подход в образовании: провели методическую неделю, фестиваль метапредметных уроков, мастер-классы, педагогические советы и родительские собрания, краевой семинар.
Коучинг вобрал в себя знания из разных областей жизни: спорта, бизнеса, психотерапии. Главная идея - у всех детей равные шансы быть успешными в получении образования. Об этом говорят и современные федеральные образовательные стандарты.
- Педагог-коуч не ставит оценок, а помогает ребенку самостоятельно оценить свою работу, приобрести уверенность в себе, - говорит Жанна Кирьянова. - Коучинг помогает развивать коммуникативные навыки, умение общаться намного важнее цифр, дат и формул. Учитель старается, чтобы ребенок каждое новое знание связывал с собственным жизненным опытом.
На уроках истории любое событие можно обсудить с точки зрения развития общества. Даты всегда можно выучить, но для учителя-коуча важнее живой разговор с учениками, которые размышляют, спорят. Так рождается интерес к истории, которая оказывается не набором сухих фактов, а миром ярких многогранных событий.
- Я не навязываю им свой взгляд на жизнь, стараюсь, чтобы они высказывали свои мысли, идеи, - говорит Жанна Борисовна.
Деньги, которые Жанна Кирьянова выиграла на конкурсе, она собирается вложить в свое образование.
- Я хочу получить фундаментальное коучинговое образование, мечтаю о том, чтобы в школе появилась коуч-служба, - говорит Жанна Борисовна. - Она нужна и детям, и взрослым. Уверена, что педагог-коуч - это профессия будущего, и мне хочется не просто остаться в профессии, но и идти в авангарде, открывая новые, интересные методы обучения и развития. Рада, что у меня есть единомышленники, поэтому мой успех считаю успехом всей моей школы.
Создать свою Землю на «отлично»
Татьяна Медведева - единственный учитель из Хабаровска, который попал в список победителей, и единственный учитель географии. Она преподает в школе № 32 и работает в Хабаровском краевом институте развития образования, обучая на курсах повышения квалификации своих коллег.
На конкурс лучших учителей Татьяна Медведева представила свою программу внеурочной деятельности по географии для пятиклассников «Школа юного географа».
- Эта программа основана на «Школе географа-следопыта» Александра Летягина, автора учебника географии 5-6 класса издательской группы «Вентана-Граф», - рассказывает Татьяна Валентиновна. - Александр Анатольевич часто приезжает к нам в край, был в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, и мы, учителя географии, с ним тесно сотрудничаем. Его рубрика в учебнике - это практические задания, опыты, эксперименты, которые дети выполняют сами или с родителями. Но задания разработаны не к каждому уроку, поэтому я их дополнила и превратила в целый курс, который длится учебный год. По моей программе работают многие учителя и в крае, и в России.
В процессе этих занятий у детей дома появляется целая географическая коллекция - свой домашний вулкан, который можно даже сделать действующим, вставив внутрь колбу со специальной смесью; конструктор литосферных плит, работающая мини-метеостанция. Дети работают вместе с родителями, создавая свою планету из картона, папье-маше, монтажной пены. В «Школе юного географа» ученики получают только пятерки. Если работа не получилась, учитель предлагает ее либо доделать, либо просто не получить оценку. Почти все хотят «создать» свою Землю на «отлично».
- В этом году мы впервые открыли десятидневный летний биогеоэкологический лагерь, - говорит Татьяна Валентиновна. - Учились работать с компасом, GPS-навигатором, квадрокоптером, делали аэрофотосъемку. После таких занятий дети всегда спрашивают, что будет дальше, приносят фото и видео своих работ. География становится интересной наукой.
И хотя это самый редкий предмет, который сдают на ЕГЭ, у Татьяны Медведевой на уроках одиннадцатиклассники стараются. После уроков у ее кабинета выстраивается целая очередь школьников, которые готовы пересдать задания, чтобы улучшить оценку.
- Просто я люблю свою работу, живу своим предметом, и мне нравится, когда у моих детей все получается, - говорит Татьяна Медведева. - Я думаю, что у ребенка всегда должен быть шанс получить хорошую отметку, я даю этот шанс каждому.
Она еще и классный руководитель у самого умного класса в школе - шестого «А». В этом году класс занял первое место во внутришкольном конкурсе «Умники и умницы».
Но и сам учитель тоже не расслабляется. Дети сегодня приходят с такими вопросами, что надо быть в курсе всего. Педагог всегда должен учиться, а если он остановился, значит, выгорел и пора на пенсию, считает Татьяна Валентиновна. Любить детей в школе и себя в школе - такова ее миссия как учителя.
Литературный бал для физиков
Два учителя комсомольского лицея № 1 в этом году признаны лучшими - Наталья Немеш и Наталья Рожко.
Наталья Александровна Немеш учит детей русскому языку и литературе. Ее судьба чем-то похожа на судьбу учительницы из фильма «Расписание на послезавтра», где директора продвинутой математической школы играл Олег Даль, а учителя русского и литературы - Маргарита Терехова. Дети в этой школе считают, что им, будущим Эйнштейнам и Капицам, литература не пригодится, а героиня Маргариты Тереховой убеждает их в обратном.
В лицее № 1 тоже углубленно изучают математику и физику, но здесь никого не надо убеждать, почему нужно читать классиков и грамотно писать.
- Это раньше мир делился на физиков и лириков, - говорит Наталья Александровна. - Сейчас нужна универсальность. Наши математики хорошо учатся по русскому языку, в этом году у нас - четыре стобалльных результата по ЕГЭ, по четыре участника регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе и русскому языку, а Маргарита Воротникова стала призером Всероссийского этапа.
Шесть лет назад Наталья Немеш организовала в лицее филологическое научное общество. Ей хотелось научить детей быть исследователями, при этом не имеет значение, в какой области работаешь - «физической» или «лирической». Например, был мальчик, который научился красиво говорить, и ему это пригодилось для защиты своего математического проекта.
- Я учу их искать истину, - говорит Наталья Александровна. - Работа идет не только в школе, но и дома, когда мы с моим учеником заходим в Интернет, каждый со своего компьютера. Я помогаю ему в море ссылок и сайтов учиться работать с информацией, находить что-то полезное по его теме.
Со своими исследованиями ребята выходят на школьную конференцию. У Натальи Александровны есть ученица Лиза Глазкова, сейчас одиннадцатиклассница, которая пришла в филологическое научное общество в пятом классе. На первой конференции ей не дали даже места, потому что она была еще очень маленькой. Но Лиза постепенно росла как исследователь, она начала писать фантастические рассказы. Сама подготовила портфолио для центра одаренных детей «Сириус» и попала на литературную смену, общалась там с писателями, критиками. Один из ее рассказов посвящен девушке, у которой растут крылья, и Лиза размышляет о том, что каждый должен учиться летать.
Даже в самые трудные, перестроечные годы, когда Наталья Немеш начинала в школе поселка Де-Кастри, она не думала бросать свою работу. Две смены, сложные дети, низкая зарплата - все это отступало перед ощущением, что она находится на своем месте, что есть результаты и у нее получается.
Для того чтобы летать, кто-то должен этому научить. Это задача учителя, считает Наталья Немеш. Для нее нет большей радости, чем встречать своих бывших учеников. Самый любимый выпуск - первый - недавно пригласил ее на вечер встречи.
- Они отмечали пятнадцать лет окончания школы, - говорит Наталья Александровна. - И я вдруг поняла, что лучше моей профессии нет ничего на свете.
Марина ЛИТВИНОВА.
В этом году в краевом конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями участвовали 40 человек. При оценке конкурсантов учитывалось наличие авторских методических разработок по собственным предметам, учебные достижения и результаты внеурочной деятельности школьников, создание условий для получения детьми позитивного социального опыта и формирования активной гражданской позиции.
Победителями стали девять преподавателей из Амурского, Ванинского, Николаевского, имени Лазо районов, а также Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Это учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории, обществознания, географии. Трое из них неоднократно принимали участие в конкурсе и становились призерами. Каждый из победителей получит по 200 тысяч рублей.