Маленькое землетрясение на уроке можно сделать своими руками

04.02.2017 | Знай наших! | 4м. 39 c. | 546
Маленькое землетрясение на уроке можно сделать своими руками
На уроке Кирилла Горохова дети могут своими руками создавать горы и озера

Педагог Хабаровского детского эколого-биологического центра Кирилл Горохов победил во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Попасть в финал ему помогли камни, песок и собственные руки.

Искусство запускать волчок

Двухчасовой урок «Введение в геологию» показался жюри достойным победы. Ведь одним из условий конкурса было предложить такой сценарий урока, находки которого могут пригодиться любому педагогу. А «изюминкой» занятий Кирилла Горохова является активное обучение, когда дети становятся не просто слушателями, а участниками процесса.

- Мы используем собственные ладони, чтобы понять, как возникают горы, - говорит Кирилл Геннадьевич. - Ребята имитируют землетрясение, выясняют с помощью простейших макетов из камней, песка, кистей для рисования, как образуются горные озера. Они определяют, каким оборудованием можно определить горные породы и минералы. Это исследование, в котором каждый может попробовать поцарапать образцом металл и стекло, капнуть кислотой, разделить песок на фракции. Дети примеряют на себя - то роль геолога, то  одной из природных стихий - ветра, воды.

Такие наглядные живые уроки называют уроками будущего. Уже давно в образовании (одной из самых консервативных сфер) зреет мечта: сделать обучение более интересным, гибким, приспособленным к современным реалиям. Недаром во всем мире все больше открывают музеев или научных центров, где ребенок изучает физику, химию или биологию в огромных лабораториях, похожих на игровые комнаты. Играя, он учится. Недаром говорят, что лучше всего человек запоминает предмет, когда он делает это с радостью.

- На конкурсе я рассказывал коллегам о наиболее интересных для меня системах дополнительного образования, - говорит Кирилл Геннадьевич. - К примеру, в Японии образование окружает человека постоянно. Выходишь в парк, и тут же - площадка, где можно понаблюдать за насекомыми. В любом большом торговом центре есть образовательная площадка. Это не требует глобальных затрат, нужно только немного отойти от стандартов. Японские дети умеют заводить волчок и катать обруч. Для них - это развитие моторики и изучение законов физики. Когда ребенок берется за волчок, педагог рассказывает ему о физических законах. Там все больше стараются сделать образование живым, интерактивным, отойти от компьютеризации. Думаю, что это правильный путь. Для развития творческой личности нужна всесторонность.

«Год экологии» - не игра

По образованию Кирилл Горохов - педагог биологии и химии. Учителем он изначально быть не хотел, но с самого детства его интересовала природа, поэтому он и поступил в Дальневосточный гуманитарный университет. 

- Мне повезло с учителями - и в школе, и в университете, - говорит Кирилл. - Когда я начал заниматься туризмом, одним из инструкторов у нас был геолог, он обращал внимание на все, что окружает. Мы не просто ходили в походы, но и многое узнавали об окружающем мире. С 1999 года я руковожу спортивно-туристским клубом «Тигрис», его особенность - экологический подход.

В Хабаровский детский эколого-биологический центр он пришел сразу после окончания вуза. В центре была своя база, здесь работал методист Юрий Иванович Исаев, который великолепно преподавал экологию. Так сложилась со временем своя авторская программа, которая не раз переписывалась и менялась.

Направление Кирилла Горохова - экология и туризм. Он водит своих воспитанников в походы и экспедиции, вместе они исследуют пещеры Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области. В походах стараются применять экологию как прикладную науку. Например, в последний январский команда не просто прошла маршрут, но собрала материал для создания его паспорта.

- Год экологии начался, но мы в центре его не ждали, а просто работали в этом направлении и продолжаем работать, - говорит педагог. - Хотелось бы, чтобы все не ограничилось красивыми лозунгами и зрелищными, но не продуманными акциями. Были такие случаи, когда наш центр приглашали на акцию массовых посадок.

а, все это здорово, но на деле оказывалось, что привезли саженцы кедра, у которых обрублены корни, а это означает, что дерево не приживется. Или привозят рассаду, но забывают землю и воду. Для чего такие мероприятия? Да, они красивые, но за красотой забывается смысл, и мы объясняем детям, что это не экология, а игра в нее. В Год экологии все надо делать с умом, а не ради красивой картинки.

Что движет дождевым червем?

Это - не первая победа педагога, в 2010 году он принял участие во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и стал там абсолютным победителем. Школьников, которым он давал открытый урок, поразил образец окаменелых останков кальмара, которым больше 400 миллионов лет. 

Уже тогда возникла идея создать интерактивную площадку, где ребята работают как настоящие палеонтологи, участвуя в «раскопках» и извлекая окаменелости из слоя осадочных пород. Они могут рассмотреть отпечатки папоротников и аммонитов на сланце и угле, подержать в руках окаменевшее дерево и раковину древнего моллюска со склонов пика Ленина.

- Раковины древних аммонитов привезли с Сахалина, - говорит Кирилл Геннадьевич. - Знакомые из Перми прислали зубы акул. Кусочки окаменевшего дерева есть в Хабаровском крае. И вот результат этих занятий: одного из наших воспитанников, четвероклассника, пригласили на Всероссийскую олимпиаду по палеонтологии в Москве.

Палеонтологическая площадка, метеопост и многое другое - все это создается детьми под руководством педагога. Если ребенок видит, что его идею могут выслушать и поддержать, ему действительно становится интересно.

К примеру, одна из воспитанниц центра, девятиклассница, разработала простую, но очень эффективную методику определения физиологической готовности спортсмена к нагрузкам. Однажды она задумалась: почему на уроках физкультуры происходят несчастные случаи и дети внезапно погибают?

- Сама подыскала литературу, а мы с нашим методическим и спортивным опытом помогли воплотить ее идею в семиминутную модель, - рассказывает педагог. - Она не была принята на конференции, но, на мой взгляд, это тот случай, когда знания ребенка ставят в тупик серьезных ученых мужей. Мы же используем ее несколько лет и считаем эффективной.

Или вот мальчик занимается проблемой дождевых червей. Он хотел знать,  почему в дождь они вылезают на поверхность. Есть общепринятое мнение, что червяк задыхается в переполненной водой земле. Но мальчик обнаружил во время походов, что черви прекрасно себя чувствуют в лужах, а из земли - решил он - выбираются из-за давления грунта. Согласятся ли ученые на этот раз с восьмиклассником?

Исследования продолжаются.

Неудивительно, что ребята, которые занимаются в центре, побеждают на конкурсах и олимпиадах. Юных ботаников пригласили в Институт водных и экологических проблем. А на недавней краевой олимпиаде по экологии все шесть воспитанников центра заняли первые и призовые места.

- Дети к нам приходят разные, - говорит Кирилл Геннадьевич. - Но если им интересно заниматься, то не важно,  из какой ребенок семьи, хорошо учится в школе или его считают хулиганом. В любом случае он становится немного «ученым», исследователем… И еще - много вещей можно в туризме делать без денег. Например, привозим мы детей на Воронеж, показываем разломы, которые уходят в дно древнего моря, вулкан, который видно из Хабаровска. На это много денег не нужно, главное - заинтересовать ребенка, вот в этом и заключается задача педагога.

Марина ЛИТВИНОВА.
Фото предоставлено К. Гороховым.

Автор: Марина ЛИТВИНОВА






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке



03.05.2024 00:26
Тамара Хачатрян сердце отдаёт детям
Традиционно испытания проходили в заочном и очном форматах.

03.05.2024 00:19
В Хабаровске выбрали народного предпринимателя
Голосование за звание народного предпринимателя завершилось в Хабаровском крае. Наибольшее число голосов набрал Евгений Шестюк, учредитель и председатель совета директоров ООО «Мясооптторг», продукция которого под брендом «Мясное подворье» известна не только жителям края.