Настоящего геолога не надо путать с кладоискателем!
06.04.2019
418

Юрий Бакулин проходил сотни километров с рюкзаком и геологическим молотком в поисках загадочного касситерита
Накануне Дня геолога корреспондент «Тихоокеанской звезды» напросился в гости к Юрию Ильичу Бакулину, с чьим именем связано открытие Комсомольского оловорудного района. В свои 83 светило отечественной науки по-прежнему держит руку на пульсе событий дела, которому посвятил жизнь. Однако рассказывает он о положении в отрасли с грустью.
- У нынешних реформаторов тезис какой - управлять должен не специалист, а менеджер, - сетует Юрий Ильич. - Как можно чем-то управлять, ничего об этом не зная? Так и в нашей отрасли - была единственная компетентная организация «Росгеология», нет же, разогнали всех специалистов и поставили руководителем бывшего директора банка. Боюсь, что для сегодняшнего уровня деградации в геологии сиюминутных решений не существует.
Тут надо постепенно, кропотливо восстанавливать систему подготовки кадров. Ладно, найдется управленец толковый, а где людей брать, которые будут работать? Да вузы есть на Дальнем Востоке, но куда деваются выпускники? Открою секрет - девять из десяти оказываются в нефтяной промышленности.
Думаете, дело в деньгах? Нет, не обязательно. Нефтяная компания вербует сотрудников еще студентами. Их привязывают курсовыми, практиками, дипломами. Разумеется, он туда и пойдет работать после учебы. А в других отраслях геологии этого механизма не существует, точнее, он разрушен. А как молодой специалист захочет стать геологом, если его не направить на этот путь?
Я, например, еще студентом имел осознанное представление о работе, ведь мы всегда проходили производственную практику. Первый раз на Кольском полуострове геологической работы вкусили. Вторая практика была в Новгородской области - бокситы разведывали. А сейчас куда студенты ездят? Куда они захотят без такой практики, как думаете?
Я, когда в семнадцать лет окончил техникум, сразу решил, что сюда. Приехал и, как дурак, еще неделю ждал, пока 18 стукнет, и до работы допустят. Тогда Дальний Восток для геологии был белым пятном на карте. Мы были первооткрыватели от науки - вот она лучшая мотивация для молодого человека, и приключение, и испытание.
Сначала, в 1954 году - Сахалин, съемки масштаба одна миллионная. Это самая первая стадия геологических исследований, мы тогда не искали олово или золото, искали то, что есть. Съемка была 30 тысяч квадратных километров - центральная и восточная части острова. Ходили от дороги и до моря, всю площадь надо было пересечь на расстоянии 10 километров.
На маршрут уходило по 15 дней. Все с собой. Пополнить запасы, точно магазинов не будет. Наловчились, брали минимум. Одежды в том числе. Предметы общего питания в ноше делили на всех, каши в основном. Хлеб не таскали - пекли в виде лепешек. Этакие французские булки на палочках. Угли раздуешь, втыкаешь - вкуснота.
Но все равно не менее 50 кило было на брата.
Что-то мы, понятно, съедали, но обратно идти всегда было сложнее - камней по-любому полный рюкзак насобираешь. Штанов на один маршрут хватало. Обратно приходишь - лохмотья. Сахалин - это ведь скалы, кусты, молодые, горные скорее даже не реки - ручьи огромные. Медведей раз по десять на день видели. Идешь вдоль прижима, а он навстречу, дорога-то одна.
Медведя отпугнуть можно, только если увидел раньше, чем он тебя, тогда издавай звуки. А если уже с глазу на глаз встретились, то тут, главное, не суетиться и не пугать косолапого. Побежит на тебя - считай, пропало. Проще с ним договориться, пропустить первым на правах хозяина. Как-то таборились с медведицей, она со своими носами и мы. Что делать, второй пригодной для ночевки площадки в округе не было. Уговор был таков - мы не трогаем ее, а она нас.
Когда прошел школу Сахалина, я окончательно решил: только геология. Нас отправили в Комсомольский район. Задача была поставлена найти олово. И мы его нашли. Но это не было случайностью, это был результат работы множества людей, ведь найти месторождение можно только там, где оно обязано быть.
Когда идет процесс смещения горных пород, какая-то их часть обретает подвижность, начинает рассеиваться, а на барьерах оседает и образует месторождение. Но как понять, где оно, - целая наука, а уже потом только в реке грунт промываешь - и вот оно сокровище - касситерит, оловянный камень.
Открытие Комсомольского оловорудного района было событием колоссальным, результативность работ имела огромное значение для страны. Россия - огромная держава, но олово - это Дальний Восток. Отныне только одна шахта в Солнечном производила 6-7 тысяч тонн металла для нужд растущего производства.
Вот так, начав работу практически с нуля, он постепенно добывал знания и стал причастен к великому свершению. Все потому, что его направили, указали путь, подсказали, что надо искать: захотел на Сахалин - попал, захотел стать ближе к полезным ископаемым - послали, но не за оловом или золотом… Геолога не стоит путать с кладоискателем, ведь он ищет не сокровища, а знания.
Евгений ИВАШКИН.
- У нынешних реформаторов тезис какой - управлять должен не специалист, а менеджер, - сетует Юрий Ильич. - Как можно чем-то управлять, ничего об этом не зная? Так и в нашей отрасли - была единственная компетентная организация «Росгеология», нет же, разогнали всех специалистов и поставили руководителем бывшего директора банка. Боюсь, что для сегодняшнего уровня деградации в геологии сиюминутных решений не существует.
Тут надо постепенно, кропотливо восстанавливать систему подготовки кадров. Ладно, найдется управленец толковый, а где людей брать, которые будут работать? Да вузы есть на Дальнем Востоке, но куда деваются выпускники? Открою секрет - девять из десяти оказываются в нефтяной промышленности.
Думаете, дело в деньгах? Нет, не обязательно. Нефтяная компания вербует сотрудников еще студентами. Их привязывают курсовыми, практиками, дипломами. Разумеется, он туда и пойдет работать после учебы. А в других отраслях геологии этого механизма не существует, точнее, он разрушен. А как молодой специалист захочет стать геологом, если его не направить на этот путь?
Я, например, еще студентом имел осознанное представление о работе, ведь мы всегда проходили производственную практику. Первый раз на Кольском полуострове геологической работы вкусили. Вторая практика была в Новгородской области - бокситы разведывали. А сейчас куда студенты ездят? Куда они захотят без такой практики, как думаете?
Я, когда в семнадцать лет окончил техникум, сразу решил, что сюда. Приехал и, как дурак, еще неделю ждал, пока 18 стукнет, и до работы допустят. Тогда Дальний Восток для геологии был белым пятном на карте. Мы были первооткрыватели от науки - вот она лучшая мотивация для молодого человека, и приключение, и испытание.
Сначала, в 1954 году - Сахалин, съемки масштаба одна миллионная. Это самая первая стадия геологических исследований, мы тогда не искали олово или золото, искали то, что есть. Съемка была 30 тысяч квадратных километров - центральная и восточная части острова. Ходили от дороги и до моря, всю площадь надо было пересечь на расстоянии 10 километров.
На маршрут уходило по 15 дней. Все с собой. Пополнить запасы, точно магазинов не будет. Наловчились, брали минимум. Одежды в том числе. Предметы общего питания в ноше делили на всех, каши в основном. Хлеб не таскали - пекли в виде лепешек. Этакие французские булки на палочках. Угли раздуешь, втыкаешь - вкуснота.
Но все равно не менее 50 кило было на брата.
Что-то мы, понятно, съедали, но обратно идти всегда было сложнее - камней по-любому полный рюкзак насобираешь. Штанов на один маршрут хватало. Обратно приходишь - лохмотья. Сахалин - это ведь скалы, кусты, молодые, горные скорее даже не реки - ручьи огромные. Медведей раз по десять на день видели. Идешь вдоль прижима, а он навстречу, дорога-то одна.
Медведя отпугнуть можно, только если увидел раньше, чем он тебя, тогда издавай звуки. А если уже с глазу на глаз встретились, то тут, главное, не суетиться и не пугать косолапого. Побежит на тебя - считай, пропало. Проще с ним договориться, пропустить первым на правах хозяина. Как-то таборились с медведицей, она со своими носами и мы. Что делать, второй пригодной для ночевки площадки в округе не было. Уговор был таков - мы не трогаем ее, а она нас.
Когда прошел школу Сахалина, я окончательно решил: только геология. Нас отправили в Комсомольский район. Задача была поставлена найти олово. И мы его нашли. Но это не было случайностью, это был результат работы множества людей, ведь найти месторождение можно только там, где оно обязано быть.
Когда идет процесс смещения горных пород, какая-то их часть обретает подвижность, начинает рассеиваться, а на барьерах оседает и образует месторождение. Но как понять, где оно, - целая наука, а уже потом только в реке грунт промываешь - и вот оно сокровище - касситерит, оловянный камень.
Открытие Комсомольского оловорудного района было событием колоссальным, результативность работ имела огромное значение для страны. Россия - огромная держава, но олово - это Дальний Восток. Отныне только одна шахта в Солнечном производила 6-7 тысяч тонн металла для нужд растущего производства.
Вот так, начав работу практически с нуля, он постепенно добывал знания и стал причастен к великому свершению. Все потому, что его направили, указали путь, подсказали, что надо искать: захотел на Сахалин - попал, захотел стать ближе к полезным ископаемым - послали, но не за оловом или золотом… Геолога не стоит путать с кладоискателем, ведь он ищет не сокровища, а знания.
Евгений ИВАШКИН.