В Питерский ВУЗ из Эльбана ведёт экологическая олимпиада
10.02.2022
730

Участники, призеры и победители олимпиады по экологии из Николаевска-на-Амуре: Мария Рачеева, Галина Федотова, Полина Кокуева, Савелий Вихялев и Дарья Пирогова с наставником Зоей Соболевой (в центре)
Десятиклассник Савелий Вихляев из школы № 2 Николаевска-на-Амуре стал победителем в региональном этапе олимпиады по экологии. Среди девятиклассников также победила ученица школы № 5 из столицы Николаевского района Полина Какуева, а среди одиннадцатиклассников - Влад Мартыненко из лицея «Ритм» Хабаровска. Вообще, региональный этап олимпиады проводится по 22 предметам.
Между прочим, именно экология - одна из немногих дисциплин, которой нет в школьном расписании. Поэтому ее выбирают только те, кому по душе. И кого, конечно, увлекают и вдохновляют педагоги.
Вдобавок дети не только решают задания, но и представляют свои исследовательские работы.
Звезды зажигаются
Руководитель и Савелия, и Полины - учитель Зоя Соболева из школы № 2 - и сама необыкновенный педагог. Из Хабаровска кандидат биологических наук полтора года назад переехала по программе сберегательного капитала для учителей.
Теперь со своими учениками и подопечными по всему краю общается посредством цифровых технологий. Но в ее переезде есть несомненный плюс: на сцене «Созвездия», где награждают призеров и победителей, звучат имена из Николаевска. Дети везде очень талантливы, уверена она.
С 2013 года она - член жюри, а с 2015-го - председатель предметно-методической комиссии по экологии, а еще руководитель сетевой команды учителей, которые составляют задания на школьный этап.
Также Зоя Соболева сопровождает победителей регионального этапа на всероссийском, ведет вебинары для одаренных детей со всего края.
- Конечно, олимпиада - это огромный труд и небольшое везение, - уверена Зоя Соболева. - Например, два года подряд Влада Мартыненко опережала Индра Бальжинимаева из хабаровского лицея «Ритм».
В прошлом году она стала победителем регионального этапа. Так бывает, что появляются новые звезды, и это неожиданно, но всегда здорово. Но все равно мы всех «наших» детей знаем, следим за их судьбой.
- На олимпиаде по экологии я уже в третий раз, - рассказала Индра после награждения в «Созвездии». - В первый год на региональном этапе стала призёром, затем в 10-м классе - победителем. Для меня это было неожиданно.
Мне кажется, это всё благодаря проекту «Погружение», там была хорошая подготовка, и я получила очень много знаний, которые мне сильно помогли.
При подготовке к олимпиаде по экологии нужно читать не только школьные учебники и пособия, а также статьи, публикации об экологических проблемах и актуальные новости, потому что каждый год на олимпиаде добавляются задания, связанные с нынешними проблемами.
- А вообще, я планирую поступать в медицинский, - призналась Индра.
Савелий Вихляев уверен, что большая заслуга в его победе - конечно, учителя Зои Юрьевны. А заниматься экологией в его школе может любой ученик, было бы желание!
- Экология мне нравится тем, что это очень практичная наука, все знания можно применять в жизни, - рассказывает Савелий. - Большинство заданий в олимпиаде - тоже реальные случаи, насущные проблемы.
Участие - это хорошая возможность помочь себе в будущем при поступлении. Призеры и победители всероссийского этапа поступают в профильные вузы без профильных экзаменов!
Свое будущее я бы хотел связать с экологией, в которой много направлений, начиная от менеджеров проектов, заканчивая специалистами в сфере экотуризма.
На практическом этапе все ребята защищают свои проекты, Савелий представлял исследовательский проект на тему: «Флуктуирующая асимметрия как показатель степени загрязнения атмосферного воздуха на территории некоторых населенных пунктов Николаевского района».
- Образно говоря, - замечает он, - брал березовые листы с разных территорий, зрительно делил его на две части и сравнивал их: чем больше асимметрия, тем больше загрязнение. Это известная методика биоиндикационных исследований.
Билет в профессию
Зоя Соболева всегда с теплотой рассказывает о своих учениках. Кто-то выбрал своё будущее в экологии или биологии. Кто-то пошел по другой стезе, но в чем она уверена: любая школьная олимпиада - это шанс проявить и показать себя, найти единомышленников и друзей ребенку из любой школы края.
Многие «олимпиадники» затем дружат еще много лет, учатся в одних вузах, пусть даже на разных специальностях. Их замечают и представители вузов - приглашают к себе на обучение, внимательно следят за судьбой старшеклассников.
- Я всегда рассказываю детям о перспективах. Не все понимают, а где потом работать, если стать экологом, а можно ли этим достойно зарабатывать на жизнь, - говорит Зоя Соболева.
- Например, мы уже обсуждали с Савелием его планы на 11-й класс. Всегда рассказываю о конкретных ребятах, привожу примеры. Поддерживаю годами связь со своими выпускниками.
Многие действительно находят себя в экологии и очень рады, что олимпиада открыла им новый мир. Ведь ребята думают, что экология - это работа, например, с отходами или какая-то отчетная, с минимальной исследовательской составляющей. Это не так!
- На региональном этапе я познакомилась с Сергеем Лисенковым из Эльбана, он очень талантливый парень, но я не была его учителем. Увидела в парне потенциал и предложила ему в 11-м классе выступить, серьезно подготовиться, - говорит Зоя Соболева.
- Он обещал подумать и… решился! Сказал, что хочет поступать по направлению «Телевидение и радио», но поучаствовать в олимпиаде по экологии все равно хочет.
Так, Зоя Соболева «побывала» в Эльбане. Парень провел ей экскурсию по Интернету. Выбрали объект для исследования и начали подготовку также дистанционно. И в 11-м классе он стал победителем региональной, а затем призером всероссийской олимпиады.
- Дальше началось самое сложное, Сергей был на распутье - куда поступать, ведь у него были другие планы и грант на учебу в другом вузе совсем не по экологии. А на всероссийской олимпиаде ему предложили поступать в Санкт-Петербургский госуниверситет, направление «Экология и природопользование», на «бюджет», - говорит Зоя Соболева.
- И вот сейчас Сергей уже учится в магистратуре на втором курсе в этом вузе, он младший научный сотрудник и побывал в крупной экспедиции по изучению островов в Сахалинской области. Я за него очень рада, горжусь! И, главное, он не жалеет.
Покорить краевую столицу
А завтра краевых звездочек наградит губернатор края Михаил Дегтярев - в регионе завершился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. В нем приняли участие более тысячи талантливых и одаренных старшеклассников, которые набрали достаточное количество баллов во время муниципальных туров.
В текущем году конкурс проводится на базе общеобразовательных школ, Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, краевого детского центра «Созвездие» и Краевого центра образования.
- Участие в олимпиаде дает школьникам важное преимущество. При поступлении в высшее учебное заведение более высокое место в рейтинге абитуриентов займет именно победитель или призер интеллектуального конкурса.
Кроме того, достойно выступившие на заключительном этапе получают денежную премию имени генерал-губернатора Гродекова, - рассказала консультант отдела специального образования и здоровьесбережения министерства образования и науки Хабаровского края Валентина Плотникова.
Напомним, в Хабаровском крае по поручению губернатора Михаила Дегтярева реализуется Стратегия развития региона до 2026 года. В нее входит проект «Одаренные дети», предусматривающий наряду с другими мероприятиями развитие и поддержку олимпиадного движения.
Между прочим, именно экология - одна из немногих дисциплин, которой нет в школьном расписании. Поэтому ее выбирают только те, кому по душе. И кого, конечно, увлекают и вдохновляют педагоги.
Вдобавок дети не только решают задания, но и представляют свои исследовательские работы.
Звезды зажигаются
Руководитель и Савелия, и Полины - учитель Зоя Соболева из школы № 2 - и сама необыкновенный педагог. Из Хабаровска кандидат биологических наук полтора года назад переехала по программе сберегательного капитала для учителей.
Теперь со своими учениками и подопечными по всему краю общается посредством цифровых технологий. Но в ее переезде есть несомненный плюс: на сцене «Созвездия», где награждают призеров и победителей, звучат имена из Николаевска. Дети везде очень талантливы, уверена она.
С 2013 года она - член жюри, а с 2015-го - председатель предметно-методической комиссии по экологии, а еще руководитель сетевой команды учителей, которые составляют задания на школьный этап.
Также Зоя Соболева сопровождает победителей регионального этапа на всероссийском, ведет вебинары для одаренных детей со всего края.
- Конечно, олимпиада - это огромный труд и небольшое везение, - уверена Зоя Соболева. - Например, два года подряд Влада Мартыненко опережала Индра Бальжинимаева из хабаровского лицея «Ритм».
В прошлом году она стала победителем регионального этапа. Так бывает, что появляются новые звезды, и это неожиданно, но всегда здорово. Но все равно мы всех «наших» детей знаем, следим за их судьбой.
- На олимпиаде по экологии я уже в третий раз, - рассказала Индра после награждения в «Созвездии». - В первый год на региональном этапе стала призёром, затем в 10-м классе - победителем. Для меня это было неожиданно.
Мне кажется, это всё благодаря проекту «Погружение», там была хорошая подготовка, и я получила очень много знаний, которые мне сильно помогли.
При подготовке к олимпиаде по экологии нужно читать не только школьные учебники и пособия, а также статьи, публикации об экологических проблемах и актуальные новости, потому что каждый год на олимпиаде добавляются задания, связанные с нынешними проблемами.
- А вообще, я планирую поступать в медицинский, - призналась Индра.
Савелий Вихляев уверен, что большая заслуга в его победе - конечно, учителя Зои Юрьевны. А заниматься экологией в его школе может любой ученик, было бы желание!
- Экология мне нравится тем, что это очень практичная наука, все знания можно применять в жизни, - рассказывает Савелий. - Большинство заданий в олимпиаде - тоже реальные случаи, насущные проблемы.
Участие - это хорошая возможность помочь себе в будущем при поступлении. Призеры и победители всероссийского этапа поступают в профильные вузы без профильных экзаменов!
Свое будущее я бы хотел связать с экологией, в которой много направлений, начиная от менеджеров проектов, заканчивая специалистами в сфере экотуризма.
На практическом этапе все ребята защищают свои проекты, Савелий представлял исследовательский проект на тему: «Флуктуирующая асимметрия как показатель степени загрязнения атмосферного воздуха на территории некоторых населенных пунктов Николаевского района».
- Образно говоря, - замечает он, - брал березовые листы с разных территорий, зрительно делил его на две части и сравнивал их: чем больше асимметрия, тем больше загрязнение. Это известная методика биоиндикационных исследований.
Билет в профессию
Зоя Соболева всегда с теплотой рассказывает о своих учениках. Кто-то выбрал своё будущее в экологии или биологии. Кто-то пошел по другой стезе, но в чем она уверена: любая школьная олимпиада - это шанс проявить и показать себя, найти единомышленников и друзей ребенку из любой школы края.
Многие «олимпиадники» затем дружат еще много лет, учатся в одних вузах, пусть даже на разных специальностях. Их замечают и представители вузов - приглашают к себе на обучение, внимательно следят за судьбой старшеклассников.
- Я всегда рассказываю детям о перспективах. Не все понимают, а где потом работать, если стать экологом, а можно ли этим достойно зарабатывать на жизнь, - говорит Зоя Соболева.
- Например, мы уже обсуждали с Савелием его планы на 11-й класс. Всегда рассказываю о конкретных ребятах, привожу примеры. Поддерживаю годами связь со своими выпускниками.
Многие действительно находят себя в экологии и очень рады, что олимпиада открыла им новый мир. Ведь ребята думают, что экология - это работа, например, с отходами или какая-то отчетная, с минимальной исследовательской составляющей. Это не так!
- На региональном этапе я познакомилась с Сергеем Лисенковым из Эльбана, он очень талантливый парень, но я не была его учителем. Увидела в парне потенциал и предложила ему в 11-м классе выступить, серьезно подготовиться, - говорит Зоя Соболева.
- Он обещал подумать и… решился! Сказал, что хочет поступать по направлению «Телевидение и радио», но поучаствовать в олимпиаде по экологии все равно хочет.
Так, Зоя Соболева «побывала» в Эльбане. Парень провел ей экскурсию по Интернету. Выбрали объект для исследования и начали подготовку также дистанционно. И в 11-м классе он стал победителем региональной, а затем призером всероссийской олимпиады.
- Дальше началось самое сложное, Сергей был на распутье - куда поступать, ведь у него были другие планы и грант на учебу в другом вузе совсем не по экологии. А на всероссийской олимпиаде ему предложили поступать в Санкт-Петербургский госуниверситет, направление «Экология и природопользование», на «бюджет», - говорит Зоя Соболева.
- И вот сейчас Сергей уже учится в магистратуре на втором курсе в этом вузе, он младший научный сотрудник и побывал в крупной экспедиции по изучению островов в Сахалинской области. Я за него очень рада, горжусь! И, главное, он не жалеет.
Покорить краевую столицу
А завтра краевых звездочек наградит губернатор края Михаил Дегтярев - в регионе завершился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. В нем приняли участие более тысячи талантливых и одаренных старшеклассников, которые набрали достаточное количество баллов во время муниципальных туров.
В текущем году конкурс проводится на базе общеобразовательных школ, Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, краевого детского центра «Созвездие» и Краевого центра образования.
- Участие в олимпиаде дает школьникам важное преимущество. При поступлении в высшее учебное заведение более высокое место в рейтинге абитуриентов займет именно победитель или призер интеллектуального конкурса.
Кроме того, достойно выступившие на заключительном этапе получают денежную премию имени генерал-губернатора Гродекова, - рассказала консультант отдела специального образования и здоровьесбережения министерства образования и науки Хабаровского края Валентина Плотникова.
Напомним, в Хабаровском крае по поручению губернатора Михаила Дегтярева реализуется Стратегия развития региона до 2026 года. В нее входит проект «Одаренные дети», предусматривающий наряду с другими мероприятиями развитие и поддержку олимпиадного движения.