поиск
12 октября 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Завуча в школе не зря называют «универсальным солдатом»

23.11.2019
Просмотры
1879
Завуча в школе не зря называют «универсальным солдатом»
Елена Донских из Комсомольска-на-Амуре вошла в сотню лучших завучей страны
Впервые в России прошло всероссийское состязание заместителей директоров школ «Завуч года - 2019». За это звание с весны и до конца лета в онлайн-формате, выполняя задания на знание основ образовательной политики, профессиональных трендов и задач, боролись более 4300 человек.
Жюри определило лучшую сотню. И трое - это завучи Хабаровского края: Елена Донских из Центра образования Комсомольска-на-Амуре, Лариса Лаврик из школы № 4 Ванино и Елена Ходжер из школы № 5 Амурска.
- Конкурс - новый, поэтому участники даже не особо представляли, какие будут задания, каков формат. Конкурс проводила редакция журнала «Справочник заместителя директора школы», - рассказывает Татьяна Ващенко, старший методист Хабаровского краевого института развития образования.
- Это единственный педагогический конкурс, где определяют не тройку лидеров, а сразу сто лучших. Оценивали участников 29 экспертов: специалисты министерств образования различных регионов, профессоры московских вузов, редакторы профессиональных изданий.
Задания были разные, и их было много: где-то нужно было ответить на вопросы и сразу увидеть оценку, были задания развернутые, касающиеся разработки педсоветов, на эрудицию и знание законодательства в сфере образования, о новшествах и трендах сферы…

Три кита - три хита

- Что делает в школе директор - всем понятно, что учитель - тоже, а какая нагрузка на завучах? Это только кажется, что у завуча в школе «формальная функция» - бумаги заполнять, расписание делать, обговаривать с учителями планы работы, - рассказывает директор школы № 4 Маргарита Селиверстова.
- Я тоже особо не задумывалась, пока вы не спросили, есть инструкция: у завуча строгий функционал, четко определенный. А вот не будет завучей - и директор один точно не справится, начнется неразбериха.
Не всегда «стандартная» инструкция работает: поэтому завучи - люди с широким кругозором. Завуч - это и связующее звено между учителями, и между родителями и педагогами.
И мотиватор участия в конкурсах, стажировках. Стратег школьной политики! Пока директор решает бытовые задачи, а их в школе немало, завучи делают все, чтобы школа «звучала» на всех уровнях. Именно они в курсе всех новшеств!
Директор четко определяет золотое правило любой школы: «три кита», на которых держится директор, и далее вся школа. Завуч по учебно-воспитательной работе, по воспитательной и административно-хозяйственной.
Где-то, конечно, названия и количество ставок варьируются (например, есть отдельная ставка по методической работе), но «классические» помощники - именно такие.
Лариса Лаврик в этой школе - тот «кит» по УВР, на которого нестрашно опереться во всех вопросах уже как десять лет. По специальности она - учитель английского языка.
Но сейчас часы не берет - нагрузка такая, что физически тяжело. Хотя пару лет назад вела, а сейчас учителей английского «полный комплект», и это, конечно, для школы огромный плюс!
Четвертая школа - большая. И в ведении завуча - учебные вопросы с пятого по одиннадцатый классы. ГИА и ЕГЭ, выпускные проверочные работы, что нового, «донести» до родителей, учителей, учеников, подготовиться к проведению, решать все вопросы с процедурами и проведением.
Можно, конечно, много рассуждать: а надо ли это детям, а хорошо ли. Но пока мы рассуждаем - завучи делают и стараются любое, даже самое сложное, новшество сделать понятным и для педагогов, и для детей. Разумеется, прежде всего разобравшись досконально сами.
- Образовательная программа - это ведь не формальный документ, чем лучше она сформирована и сформулирована, тем легче работать всем в школе. И в плановом порядке, и в случае каких-то замен.
В образовании меняются требования, а значит, и содержание обучения, это тоже важно, ведь все это делается ради детей, особенно когда учитель подходит с душой, тогда и высокий результат, - говорит Лариса Лаврик.
У завуча всегда должно быть все просчитано на пару ходов вперед. Расписание иногда приходится корректировать буквально перед уроками - вдруг кто-то заболел из педагогов.

Директор - стратег, а завуч - тактик

Школа - это ежедневное «поле боя», и она должна работать как часы. Каждый механизм в школе важен. И работать любому сотруднику непросто. И дети не слушаются, и педагоги выгорают, то крыша течет, то проверки, которых в школах куда больше, чем у предпринимателей, которые жалуются, что «бизнес кошмарят»…
Конечно, задача администрации школы поддерживать всех, выстраивать работу так, чтобы детям некогда было хулиганить, а педагогам было интересно. А проверка только баллы в рейтингах добавила!
- Если генерал (директор) определяет общую картину боя, то завуч - как прийти к победе. Здесь и расстановка сил, и решительность, и терпеливость. Но завуч - это, конечно, еще и «универсальный солдат», он умеет все и даже больше, - смеется Елена Донских.
- Я зам по научно-методической работе. Стараюсь отслеживать все конкурсы, это важно и для нас, как для школы и наших талантливых педагогов и детей, и для города - нужно держать высокую планку и задавать тон.
У меня еще есть и урочные часы: изучаю новые технологии и методики и, конечно, первым делом, «пробую» на своих учениках. Хороший опыт обязательно распространяю среди коллег. Да и опыт коллег помогаю сделать доступным для других.
Елена Сергеевна - из образовательной династии. Шутит, что с детства она уже «в педагогике»: мама, преподаватель педколледжа, и тоже учитель биологии и географии, когда дочь не с кем было оставить - брала с собой.
Да что там, на полевые практики - тоже! С детства появилась любовь не только к учительству, но и к исследованиям, научной составляющей профессии мечты.

Она попробовала себя и как «учитель учителей»: работала и в колледже, и в вузе, но вернулась в школу - здесь ей интересно.
- Наша директор школы - такой «паровоз», поэтому в школе уже много лет создана хорошая научная, более того - инновационная среда, - рассказывает завуч. - Это очень правильно для будущего детей, которые к моменту профессионального обучения должны уметь многое. Сейчас координирую обязательные исследовательские работы для 9 и 11 классов, их проекты связаны как раз с будущей профессией.
Дети - участники всевозможных олимпиад и, конечно, всероссийских проектов, например, «Школа на ладони» (лига Роснано), много исследований, связанных с нанотехнологиями и технопредпринимательством. И выпускники выбирают наукоемкие профессиии, а этим гордятся и учителя, и, конечно, дирекция!
У ребят уже много лет есть практика на базе медицинских учреждений (и диагностического центра города, и центров здоровья), где они могут «попробовать» себя профессионально: общаются и смотрят работу врачей, медсестер, лаборантов.
Им доверяют даже какие-то простейшие манипуляции и исследования (конечно, в рамках закона и под присмотром взрослых), например, помочь приготовить гипс, измерить рост и вес пациентов.
- Я очень люблю наш центр образования, у нас интересно, это я вам еще про исследования в области астрономии не рассказала, про инновации в детском саду, про наш музей, а это заслуживает особого внимания, да и каждый педагог - наша гордость, - продолжает Елена Донских. - Но и формальной работы, без которой невозможно в школе, хватает: в том числе, касающейся повышению квалификации учителей, отчетов о работе, планов… Но без этого движения вперед не будет. 

В школе - завуч, после - волонтЁр

Елена Ходжер, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, шутит, что не участвовать в конкурсе у нее не было ни единого шанса. О нем сообщили два человека, а третий источник информации - журнал, который как раз и проводил конкурс. В 2008 году педагог окончила Российский педагогический университет имени Герцена.
Сама она родом из небольшого поселка в Николаевском районе, а после педколледжа в райцентре, который окончила с отличием, решила продолжить образование в Санкт-Петербурге, ранее там училась ее сестра. Была возможность сдать вступительные в Комсомольске-на-Амуре, и она их блестяще сдала!
- После вуза я вернулась в родной край, и это было осознанное решение, я считаю, что мое место здесь. Работала и в Николаевске, и в Солнечном, и в Хабаровске проработала год в Институре развития образования, но поняла, что мое - это школа, работа с детьми, - рассказывает она. - А от предложения работать замдиректора  тоже не отказалась, это ведь и работа с учителями, которая не менее важна и интересна, но в любимой школьной среде.
- Завуч своим примером должен показывать, что он не боится ничего нового, готов во всем участвовать, проявлять инициативы, - рассказывает педагог. - А вообще, мы, заместители, подобный конкурс ждали очень давно. Есть и «Директор года», и «Учитель года», всероссийский конкурс для педагогов дополнительного образования есть - «Сердце отдаю детям», и мы, завучи, как раз всегда поддерживаем и помогаем нашим учителям в подготовке, но вот мы сами были обделены вниманием.
Елена Владимировна человек увлеченный. Ей не только нравится ее учительская стезя, но и та работа, которая отвечает за «духовное» в школе - раскрытие талантов и помощь детям в самоопределении.
- Мы говорим о поддержке педагогов, о взаимодействии с родителями, завучи - это те, кто помогает и тем, и другим, и детям, - замечает Елена Ходжер. - Конечно, огромный документооборот - это большая нагрузка, но все больше «бумажная работа» уходит в цифру, а это облегчает жизнь всем.
А после уроков у лучшего завуча России занятий хватает - она волонтер регионального представительства фонда «Холокост», активист различных учительских сообществ. А еще - администратор сетевого сообщества педагогов-коучей в крае.
Нашим краевым лидерам пришли дипломы - их имена будут опубликованы на различных профессиональных ресурсах. Но, конечно, главная благодарность - это теплые слова коллег и высокие показатели в школах, где они работают. Как сказали наши лауреаты: конкурс - это, прежде всего, соревнование с самим  собой. И каждая из них уверена: «профи» в крае куда больше, просто с безумной занятостью не каждый смог поучаствовать.

Мария ИВАНОВА.