- Более половины выпускников 11-х классов в этом году выбрали ЕГЭ по обществознанию. Это значит, что гуманитарное образование по-прежнему для молодёжи более предпочтительно, чем техническое, включая IT, медицинское и так далее.
Хотя информатику и профильную математику выбрало чуть большее число выпускников, чем раньше, всё же основная часть нацелена на юриспруденцию, экономику, госуправление, возможно, педагогику. При этом об остром дефиците кадров на предприятиях и в социальной сфере говорят работодатели и представители власти.
Что влияет на выбор будущей профессиональной деятельности среди молодёжи, насколько это совпадает с потребностями личности и общества, региона?
Выбор профессии - очень сложный, многоплановый процесс в социальном развитии подрастающего поколения. Он определён как объективными условиями жизни, так и субъективными представлениями учащихся о профессии. Объективно - это рынок труда, востребованность, оплата труда в разных профессиях, их востребованность. С субъективными представлениями школьников намного сложнее.
Начнём с того, что половина опрошенных нами выпускников 8-11-х классов края к концу обучения в принципе не определилась с выбором профессии. Те, кто определился, предпочитают выбрать высокооплачиваемую, престижную профессию, позволяющую сделать карьерный рост.
При этом нет понимания о неравенстве профессионального статуса на рынке труда в оплате и общественном признании. Нередко представления о престижности очень наивные.
Выпускница отвечает - хочу стать врачом. Надену белый халат, фонендоскоп, стану главным врачом и буду давать указания. Или: я буду управленцем, в хорошем костюме, галстуке и за офисным столом.
А то, что для этой профессии нужно освоить математические модели в управлении, выпускник школы совершенно не представляет или обучался по гуманитарному профилю в школе.
Говорить о выстроенной эффективной системе профориентации в стране и в крае, видимо, не приходится. Только 5 процентов опрошенных заявили, что на их выбор повлияла профориентация в школе. 78 процентов отмечают, что сделали выбор сами, что вызывает большое сомнение, только 28 процентов - по рекомендации родителей, 15 процентов - из СМИ, интернета.
Опыта трудовой деятельности практически ни у кого из выпускников нет, как и прежней системы трудового обучения в школе. На чём основываются представления учащихся при выборе профессии: что-то почитал, что-то услышал от учителей, родителей, друзей, представителей вузов и техникумов.
К сожалению, понимание престижности профессии у большинства выпускников связано с высокой оплатой труда. От этого впоследствии возникает вопрос: «А почему так мало платите?» Как неадекватный зарплатный запрос. Как следствие - молодые люди идут за вторым, третьим образованием, тратят на это свои средства, мигрируют из края в поисках работы.
В то же время на региональном рынке труда огромная потребность в рабочих высокой квалификации, технических специалистах высшего и среднего уровней. Мир осваивает новый технологический уклад, основанный на наукоёмких профессиях, цифровизации и искусственном интеллекте. И он востребует специалистов высокого класса.
Сознание выпускников в этот новый этап пока вписывается недостаточно активно, а должно. Им надо показывать современные высокотехнологичные производства, рассказывать об этой новой реальности и вовлекать в неё через различные формы.
Создавать технопарки и кванториумы, где старшеклассники могли бы участвовать в процессе, наполнять голову выпускника осознанными потребностями рынка труда, сопоставлять их со своими знаниями и умениями.
В идеале выбор профессии должен отвечать потребностям личностного развития и региона, края, с заявленными флагманскими проектами, связанными с развитием промышленности, медицины, образования. В крае наблюдается дефицит медицинских работников, педагогов, особенно в районах.
Эти профессии и надо «продвигать» в сознание школьников как высоко общественно значимые. На деле многие выпускники нацелены получить образование в Москве, Санкт-Петербурге и остаться работать в европейской части страны.
Нельзя сказать, что в плане профориентации ничего не делается. Есть конкурс «Ворлд Скиллз», есть Дни открытых дверей, ярмарки профессий и многое другое. В Комсомольске-на-Амуре созданы губернаторский авиасторительный колледж, инженерная школа, профильные «медицинские» классы.
Есть сеть организаций дополнительного образования, которые, считается, должны помочь в выборе профессии. Но, очевидно, этого мало. Половина школьников в дополнительном образовании выбирает спорт, что, конечно, хорошо для здорового образа жизни, но не имеет отношения к выбору будущей работы.
Ещё 17 процентов занимаются в творческих кружках, примерно столько же - в языковых. В компьютерных кружках занимаются всего 7,9 процента школьников, в технических - 5,5 процента.
Профессиональная ориентация в основном идёт исходя из представлений о ней руководства школ и мало от инициативы работодателей и бизнеса. Нет единой системы. Очевидно, что на уровне края должна быть разработана и внедрятся система профориентационной работы.
Может быть, даже на уровне государственной программы, которая стимулировала бы педагогические коллективы, родителей, предприятия и бизнес в профориентации детей на осознанный выбор профессии начиная с детского сада. Профессий для экономики и социальной сферы края.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
21.09.2023 14:59
Начальник отделения по пропаганде ГИБДД города Хабаровска: Юлия Трейгер:
Уже 24 человека погибло в Хабаровске в ДТП
- На сегодняшний день подведены итоги аварийности по восьми месяцам текущего года
07.09.2023 14:22
Режиссёр и сценарист анимационной студии «Мечталёт»: Глеб Павленко:
Невельской - герой нашего времени!
- На этой неделе стало известно, что Фонд кино окажет поддержку созданному нашей студией мультфильму «Невельской».
Нет комментариев