- Нередко мы становимся свидетелями ситуаций, когда водители нарушают правила дорожн ого движения. Последствия могут быть ужасны. Но на дороге - не только водители, но и пешеходы, которые тоже зачастую нарушают правила и... чаще всего остаются безнаказанными. Закон по большей части на их стороне. И если водитель сбил человека по причине его грубых нарушений (он выбежал на полосу хоть пьяным, хоть в попытке самоубийства и т.д.), он, после подачи иска пешеходом, в ста процентах случаев должен возместить ему ущерб.
Садясь за руль, человек должен понимать, что возложил на свои плечи колоссальную ответственность. Чтобы человек понес ответственность, у него должна быть вина. Вина подразумевает наличие противоправных действий водителя: то есть у него имелась возможность избежать все это, но он ей пренебрег, в связи с чем произошло ДТП. То есть должна быть причинно-следственная связь, как говорят юристы. И если этой причинно-следственной связи нет, тогда и ответственности быть не может.
Но есть исключения, которые дает Гражданский кодекс в части возмещения вреда здоровью. Транспортное средство относится к источнику повышенной опасности. И водитель отвечает за вред, причиненный даже... без вины. То есть если человек сбил пешехода, который выскочил в неположенном месте, то в дальнейшем расходы на лечение могут быть взысканы с водителя.
Допустим, если пешеход выбегает на оживленную магистраль, где есть полосы встречного движения. Два варианта - первый - водитель, уходя от столкновения, врезается в встречную машину. Виновник - тот, кто выехал на полосу встречного движения. Потому что при возникновении опасности правила дорожного движения разрешают только тормозить, маневрировать нельзя, ведь, выехав на «встречку», можно нанести больший вред. Надо тормозить... и сбивать, получается, пешехода. Если технической возможности избежать столкновения нет и это будет доказано, то ответственности водитель нести не будет. А пешеход будет наказан, но... вне юридической практики.
Многие годы суды становились всегда на сторону пешехода. И в моей практике иных решений не было. Но в 2012 году появилось определение Конституционного суда, которое четко разъясняло, что и водитель может требовать возмещение ущерба, хотя в законе этот аспект был указан. Не стоит забывать про моральный аспект: человек страдает больше, чем автомобиль. У многих водителей не поднимается рука подать иск, со сбитого человека взыскать ущерб. Хотя суд сказал прямо - отвечать должны обе стороны. При совершении противоправных действий, так как пешеход тоже является участником дорожного движения, он также должен руководствоваться правилами дорожного движения: должен убедиться в безопасности перехода в неположенном месте, а лучше сделать это там, где разрешено, то есть своими действиями не вызывать негативных последствий.
Сейчас у меня на руках решение суда, в пользу моего подзащитного взыскали средства за вред, нанесенный транспортному средству, который был получен от наезда на пешехода. На загородной дороге в неположенном месте выбежал на дорогу солдат-срочник. Водитель двигался с разрешенной скоростью, он принял все возможные меры, чтобы избежать столкновения, но не смог, совершил наезд. Парень отделался только ушибами. А транспортное средство было сильно повреждено. Приехали сотрудники ГИБДД, оформили ДТП, привлекли к ответственности солдата как пешехода за нарушение правил дорожного движения. Ответчиком стала воинская часть, где служил парень.
Тем не менее, суд первой инстанции - Хабаровского района в иске отказал, посчитав, что иск подан необоснованно. Была подана жалоба в краевой суд, который определил, что есть причинно-следственная связь между действиями военнослужащего и причиненного вреда автомобилю, и вынес решение в пользу моего клиента. Было доказано, что солдат переходил дорогу, грубо нарушая правила.
Проблемы на дороге возникают еще и от того, что правил дорожного движения пешеходы не знают. Дело в том, что многие люди не сталкивались с последствиями ДТП и не понимают, что, перебегая дорогу, ставят на карту свою жизнь.
Дорожная культура должна формироваться с детского сада, это должно передаваться от родителей к детям. Есть и другая объективная причина, почему люди нарушают правила дорожного движения - слабо развитая городская инфраструктура. Есть места, где пешеходные переходы находятся очень далеко друг от друга, пожилой человек не пойдет в обход. Часто бабушка с тяжелой корзиной не заберется и на надземный переход, а выйти на дорогу у нас очень просто. За границей ставят высокие ограждения, что человек просто так не сможет оказаться на проезжей части. Поэтому необходимо воспитывать дорожную грамотность и обязательно развивать дорожную инфраструктуру. Одно без другого попросту не работает. Ну и уважать всех, кто на дороге, в том числе и за рулем.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
22.07.2022 10:43
Телом можно убить…
Водители, лишенные прав, снова севшие за руль, и не раз, будут строго наказаны. На днях президент Владимир Путин подписал законы, ужесточающие санкции в отношении таких шоферов.
26.04.2024 00:00
Собственник хабаровских птицефабрик Людмила Кузнецова:
Не зря говорили с президентом
– Близится светлый праздник Пасхи. В эти дни все по традиции приводят в порядок свои мысли, очищают души, стараются делать добрые дела, делиться с теми, кому трудно.
19.04.2024 00:00
Председатель товарищества собственников жилья «Тихий дом» (Хабаровск) Светлана Зайченко:
Чисто там, где не мусорят
– Пришло тепло, сошёл снег, и сразу обнажились все неприглядные «сюрпризы», оставленные за зиму как животными, так и, к сожалению, людьми.
Нет комментариев