В какую школу пойдут дети мигрантов
поиск
15 марта 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В какую школу пойдут дети мигрантов

27.02.25
407
Ирина Кальницкая, преподаватель русского языка как иностранного:

 – Минпросвещения вводит обязательное тестирование детей мигрантов на знание русского языка для приёма в школы, оно начнётся по всей стране с 1 апреля 2025 года. Провести его, найти механизмы – это не так сложно. А вот что делать с результатами? А если уровень языка будет у детей низким? Как и где они будут учиться, ведь учиться они обязаны, как и все юные россияне. А главное, как обычный учитель будет заниматься с теми, кто не понимает русскую речь?

 Думаю, что тестирование детей-иностранцев на знание русского языка надо рассматривать не только как контрольно-оценивающую процедуру, но и как создание для ребёнка специальных возможностей для его адаптации, когда нужны дополнительное время, специальные пособия, помощь специалистов.

 На базе Хабаровского педагогического колледжа уже много лет реализуется проект «АзБуКа» – это занятия по русскому языку с детьми-иностранцами. По опыту могу сказать, что необходима индивидуальная тщательная и системная работа. Процесс обучения идёт быстрее, когда есть переводчик и тьютор - человек, который поддерживает ребёнка, помогает делать задания.

 Важно учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности детей: часть обучения надо проводить в игровой форме, подбирать яркий занимательный материал, использовать современные информационные платформы, сочетать виды речевой деятельности (аудирование, говорение, слушание, чтение).

 Мы проводили не только занятия по русскому языку, но и групповые занятия с психологом, направленные на формирование коммуникативных навыков. 

 Как указывает Минпросвещения РФ, тестирование будет проводиться по уровням образования: начальное образование, 5–9 классы, 10–11 классы.

 Согласно проекту приказа предполагается, что ребёнок со слабым знанием русского языка пройдёт курс обучения в течение нескольких месяцев и повторно сдаст тест.

 На мой взгляд, надо крайне внимательно отнестись к организации тестирования для учеников начальной школы в силу особенностей детей этого возраста: застенчивость, нерешительность, неконтактность с чужим взрослым. Также следует понимать, что погружение ребёнка 7–10 лет в русскоговорящую среду обеспечивало такую интенсивность освоения русского языка, какую не обеспечат отдельные занятия.

 Думаю, что следует решить вопрос о частичном погружении детей начального школьного возраста в интенсивную речевую среду.

 Несомненно, есть опасение, что ребёнок, не пройдя тестирование, не приступит к освоению программы по разным причинам: территориальная отдалённость, отсутствие денег у родителей, адаптационные
проблемы.

 Хорошо, если предшкольное обучение будет по принципу «школы полного дня» с возможностью вывести детей в театр, библиотеку, посетить мероприятия в образовательных учреждениях (принцип неполной инклюзии).

 Чтобы подготовить ребёнка к тестированию, надо максимально «окружить» его речевой средой. Просто обучение русскому языку будет недостаточным для успешной адаптации, нужен комплексный подход.

 Вопрос этот непростой, требующий осмысления, но пришло время апробации модели интенсивного погружения ребёнка-иностранца в русскую культуру, русский язык. Необходимо помочь и школьным учителям в работе с данной группой детей. И хочется надеяться, что тестирование - это только ступенька к новому механизму адаптации ребёнка-иностранца в России.