Евгений Щукин о новых пошлинах на авто, «челночном» бизнесе и «сером коридоре»

10.08.99 0:00 | АРХИВ | 4м. 41 c.

Государственный таможенный комитет (ГТК) России в последние месяцы выступает одним из главных ньюсмейкеров в стране. То порадовал возможностью провезти за рубеж без декларирования не 500, а полторы тысячи долларов, то, наоборот, отобрал последние льготы на ввоз автомобилей, плюс нововведения для «челноков» и прочих физических лиц, ввозящих груз из-за границы. Опять же руководитель ГТК Ванин активно стремится превратить комитет в министерство. Прокомментировать весь этот информационный поток мы попросили руководителя Хабаровской таможни генерал-майора Евгения Щукина.

- Начнем, пожалуй, с известного 783 постановления, касающегося перемещения заграничных товаров, в том числе автомобилей, физическими лицами.

- На мой взгляд, оно более демократично. По сравнению с постановлением 808 от 1996 года, которое установило беспошлинный потолок в 50 килограммов, или сумму в 1000 долларов. Эти «вешки» сохраняются, но теперь, если стоимость груза не превышает 10 тысяч долларов, а вес 200 килограммов, то применяется единая ставка - 30 процентов от стоимости, но не менее 4 евро за килограмм. Ранее было 50 процентов и не менее 7 экю за килограмм.

Для груза свыше 200 килограммов, или стоимостью свыше 10 тысяч долларов пошлина исчисляется по существующим ставкам для этой категории товара, но при этом человек освобожден от заполнения грузовой таможенной декларации - платеж идет по таможенному приходному ордеру. Не надо человеку будет предоставлять справки, сертификаты, если видно, что товар везется не для коммерческих целей.

По новым правилам будет удобно везти единую неделимую тяжелую вещь. Скажем, бытовую технику или мебель.

Кроме того, теперь отдельно следующий багаж облагается такой же пошлиной, что и сопровождаемый. Ранее «отдельный» стоил дороже, что приводило к массе криминальных моментов или к неудобству граждан, вынужденных багаж сопровождать.

У нас есть два месяца для подготовки к реализации этого постановления, которое вступит в силу 16 сентября. Будут разработаны подробные правила для людей, чтобы не было разночтения у таможни и граждан.

- А что касается автомобилей?

- На наш взгляд, ввозить их, согласно новым правилам, будет проще. В финансовом смысле стирается грань между достаточно новыми и более старыми автомобилями: дешевле обойдутся достаточно новые автомобили - трехлетней давности, но дороже более старые машины.

Допустим, машина с объемом до полутора тысяч сантиметров. Ее таможенное оформление обойдется в 0,87 евро за «кубик», то есть в 1366 долларов, независимо в 1990 или 1996 году она выпущена. В то время, как по старому постановлению за новую малолитражку нужно заплатить 1800 долларов, а за старую около тысячи. За машину с объемом двигателя более 2,5 тысячи кубических сантиметров по-новому надо заплатить 1,4 евро за кубик. То есть минимум 3754,7 доллара. По-старому такой автомобиль на бензиновом ходу обошелся бы как минимум в сумму от 2194 до 6382 тысяч долларов в зависимости от года выпуска.

Очевидно, правительство таким образом решило простимулировать ввоз более свежих машин.

Новые машины будут попадать под ставки таможенного тарифа.

- Поясните, пожалуйста, ситуацию с льготниками, и чем она чревата для автомобильного рынка. Есть мнение, что отмена льгот повысит цены на рынке авто, поскольку исчезнут эти беспошлинные дешевые машины, составляющие существенную долю в общем импорте.

- Для Дальнего Востока это не так актуально. Во-первых, насыщенность нашего рынка высока за счет массы обычного импорта. Новые правила, на мой взгляд, только увеличат поток ввозимых автомобилей - заплатив достаточно небольшую пошлину, можно привезти почти новую машину себе или на продажу. Те же моряки и летчики будут их возить.

Прекратит действовать льгота через полгода с момента опубликования постановления. То есть в январе будущего года.

- Евгений Николаевич, в последнее время средства массовой информации часто упоминают о некоем «сером коридоре», который, как говорят, решил упразднить бывший глава комитета Драганов, на чем и «погорел»: товар пошел и вовсе по «черному коридору», то есть контрабандой, и таможня «завалила» план по сборам. Теперь в центре «серый коридор» вернули. А у нас?

- Есть такой институт- таможенных брокеров, созданный по постановлению правительства. Эта служба берет на себя посредническую миссию между участником внешнеэкономической деятельности и таможней. Участник ВЭД заключает договор с таможенным брокером, и тот от его лица отвечает перед таможней за то, что груз соответствует декларации. Таможня работает с этими фирмами на доверии, но периодически проверяет. И если брокер проколется, то несет ответственность вплоть до уголовной, не говоря о лишении лицензии. Сейчас в крае четыре таможенных брокера. Это мировая практика. Во всех странах есть таможенные терминалы для грузов.

- Не эта ли доверительная политика приводит к недовыполнению таможней плановых заданий?

- Причины здесь в другом. По Хабаровской таможне произошло падение внешнеэкономического оборота на 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Причем импорт, который дает куда больше таможенных платежей, чем экспорт (ставки пошлин выше, плюс акцизы, плюс НДС), упал более, чем на 60 процентов. И дело тут не только в том, что после обвала рубля заграничный товар стал слишком дорог и уступил место отечественным. Произошла глобальная переориентация товарных потоков.

Львиную долю импорта на себя замкнула Москва: если раньше в Хабаровск потоком шло мясо из Китая, то сегодня наши фирмы везут его из других стран в основном через Москву, там же и оформляя. Американские окорочка, которые раньше доставлялись на Дальний Восток пароходом, сегодня тоже почему-то везут через столицу. Очевидно, так дешевле.

Естественно, в Москве же груз и проходит таможенное оформление, поскольку железнодорожный тариф для экспортно-импортного груза втрое выше, нежели для внутреннего. К нам приходят фирмы и просят открепление на оформление груза в Москве. И не дать его мы не имеем права. Кстати, сумма, которую мы потеряли на этих откреплениях, как раз равна сумме, которой нам недостает до выполнения планового задания.

Тарифы, в принципе, поставили внутренние таможни в неравное положение с пограничными. А некоторые таможни, дабы привлечь к себе импортный поток, сознательно шли на занижение таможенной стоимости грузов. Скажем, стоят китайские яблоки 90 центов за килограмм, а в Уссурийске их провозят за 50 центов. Сейчас по дальневосточным таможням мы выработали единую политику.

С другой стороны, в Хабаровском крае пунктов пропуска мало: бикинский еще строится, да и действовать может лишь в период навигации и когда возможна ледовая дорога. Все идет через Приморье или Биробиджан. Единственно, что часть наших предпринимателей везут груз через другие территории, но оформляют уже в Хабаровске.

- Говорят и пишут, что ГТК в целом выполняет план, немного хитря: перечисляет в бюджет средства из авансовых платежей предприятий, которые еще «не оприходованы». В Хабаровске эта практика не популярна?

- У нас организаций, способных перечислить авансовые платежи, крайне мало. Разве что артель «Амур» да «Хабаровскнефтепродукт». Но на таможенных складах находится энное количество грузов, оформлять которые бизнесмены не торопятся. (А храниться добро может на таможенном складе до трех лет.) Мы обратились к этим участникам ВЭД с просьбой оформить груз сейчас. Те, кто твердо стоит на ногах, все оформили, но, к сожалению, далеко не все фирмы в хорошем финансовом состоянии.

- Центр на вас не давит?

- Поначалу грозили жесткими санкциями. Потом согласились с цифрами. К тому же опыт прошлых лет показывает: в первом полугодии отстаем, во втором - наверстываем.

Раиса ЕЛДАШОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

15.05.2024 13:09
Про гарантии присяжных заседателей

15.05.2024 12:05
Киосинкуй стал доступнее для школьников 

15.05.2024 12:00
Новая система для молочой продукции заработала в Хабаровском крае

15.05.2024 11:32
Лучшие боксеры приехали в Хабаровск

15.05.2024 11:06
Потому что мы — семья: «Ростелеком» запускает душевный социальный кинопроект

15.05.2024 08:14
Научат строить корабли и самолёты

15.05.2024 08:10
«Я б в айтишники пошёл!»

15.05.2024 08:01
Тигра поймали и увезли

15.05.2024 08:00
Навигация открыта в Комсомольске-на-Амуре

14.05.2024 18:26
Жители Хабаровского краяв упрощенном порядке чаще всего оформляют жилые дома и земельные участки

14.05.2024 14:25
В Вяземском отметят 90-летие: весело и познавательно

14.05.2024 14:24
Получить новую профессию в Хабарвоском крае и сразу трудоустроиться



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов