Кому все-таки важен ребёнок-сирота?

15.08.13 0:00 | Детский вопрос | 4м. 44 c.

В нашем прошлом выпуске мы опубликовали письмо Виктории Побережной. Приемная мама писала о том, что приказом № 50 Министерство образования РФ отменило льготы для детей-сирот при поступлении. Узнали они об этом, когда принесли документы дочери в приемную комиссию, информации нигде не было. Приказ подписан в апреле, вступает в силу с 1 сентября, но прием шел уже только по конкурсу аттестатов. Виктория Владимировна обратилась в прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации. На момент публикации ответа она еще не получила.

Сейчас по стране идет проект «России важен каждый ребенок». И проблема, о которой писала приемная мама из Хабаровска, не осталась незамеченной. Депутат краевой Законодательной думы Людмила Перкулимова была в составе рабочей группы, которая посетила приемные комиссии нескольких хабаровских учреждений среднего профессионального образования, чтобы познакомиться с условиями приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Побывали в технологическом и техническом колледжах, автодорожном и машиностроительном техникумах, техникуме железнодорожного транспорта и техникуме геодезии и картографии.

- Мы увидели неконкурентоспособность детей из учреждений общественного воспитания и приемных детей, которые не воспитывались в семье с 2-3 лет, а были взяты в семьи в подростковом возрасте, - рассказывает Людмила Сергеевна. - И эта неконкурентоспособность обусловлена объективными причинами. Возьмите воспитанников детских домов: во время самоподготовки в учебной комнате сидит не один ребенок, как дома, где и папа, и мама контролируют и помогают ему, а все вместе. Как поняли, так и сделали домашнее задание. В школе сейчас ни один учитель-предметник, за редким исключением, не уделяет дополнительного внимания детям - отвел свои уроки, и все. Очень популярно репетиторство. Во многих уставах школ написано, что есть платные услуги, педагог может дополнительно заниматься с ребенком за деньги и вести углубленное изучение предмета. Понятно, что куда легче заниматься с одним-двумя, чем вести урок с тридцатью учениками. Но для категории детей из детских домов такой возможности просто нет - кто там будет нанимать ребенку репетитора?! Кроме того, неконкурентоспособность этих детей усугубляется еще и тем, что практически никто из них не может поступить на внебюджетное обучение - платить за них некому: ни в приемных семьях, ни в детдоме таких денег нет.

Во время встреч с рабочей группой специалисты приемных комиссий рассказали, что за первые две недели после начала приема документов им пришлось услышать от законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, немало возмущенных и удивленных фраз: никто не знал об отмене льгот. И все говорили о более низком образовательном уровне таких абитуриентов - средний балл аттестата 3 - 3,6. И даже те, у кого довольно высокий средний балл (4,2 - 4,5), в общем рейтинге «не добирают» до бюджетных мест одну-две позиции: при наличии, к примеру, десяти бюджетных мест эти дети занимают 11-12-е место. Учитывая невысокий балл абитуриента, практически все приемные комиссии проводили предварительное собеседование, предлагая ему обучение по специальностям с более низким рейтингом или подсказывали, в каком еще учреждении начального образования можно получить аналогичную профессию.

Судя по предварительным результатам приема документов, большим спросом у этой категории поступающих пользуются специальности, на которые количество бюджетных мест ограничено: делопроизводитель-архивариус, строительство автомобильных дорог, а на те специальности, которые не пользуются спросом, бюджетных мест достаточно. Самое большое число выпускников детских домов (до 7-9 человек) последние три года поступают в Хабаровский технический колледж на специальности делопроизводство, сварщик, строительство и эксплуатация зданий. А в Дальневосточном техникуме геодезии и картографии рабочую группу порадовали: директор и секретарь приемной комиссии сказали, что с 50-м приказом не знакомы и абитуриентов из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, консультируют о возможности поступления вне конкурса. Однако было и совсем другое отношение к таким ребятам.

- Мне очень понравились приемные комиссии везде, кроме техникума железнодорожного транспорта, где были откровенные настороженность и неприятие, - рассказывает Людмила Перкулимова. - Вот там отношение к этой категории детей однозначное, нам сказали: «Мы даже на платной основе не возьмем ребенка из приемной семьи!». Секретарь приемной комиссии объяснила: «А вдруг что-то случится с приемными родителями?!». Но ведь и с родными может случиться все что угодно! То есть уже поставлен заслон: нельзя! Они их даже вообще не рассматривают, сразу предлагая идти в какие-то другие учебные заведения, мол, здесь сложно, не надо... У них вполне достаточно других абитуриентов.

Получается, что мы вычеркиваем эту категорию из нормальной жизни. Хотя, конечно, есть учреждения, куда ребята и поступят. Но вообще, исходя из сложившейся ситуации, поступать туда, куда они пожелают, как было раньше, они уже не смогут. Только конкурс аттестатов.

Изменения серьезные, которых никто не ожидал. Раньше все было определено: я пришел, у меня есть льгота, берите меня. И дети из детских домов привыкли, что все им преподносилось в готовом виде. Это другая сторона вопроса - иждивенчество таких ребят в большой степени: я - льготник, учите меня, а я могу не ходить на занятия, могу не сдавать в срок... - ты обязан меня тянуть: я - сирота! Согласитесь, все же наши колледжи и лицеи не учреждения социального обслуживания, там готовят СПЕЦИАЛИСТОВ. И если рассматривать этот вопрос в таком ключе, то принятый приказ - мера нормальная. Надо, чтобы дети из данной категории уже сегодня знали: льгот нет, льгота только одна - учись хорошо, и тогда ты куда-то поступишь.

- Но здесь уже возникает другой вопрос, - продолжает Людмила Сергеевна. - В связи с принятым приказом надо менять систему школьной подготовки детей. Я говорю о выпускниках детских домов и тех приемных детях, кого в семью взяли в подростковом возрасте. Нужно предусматривать какие-то еще дополнительные занятия, чтобы учителя уделяли им больше внимания. И не должно быть разницы в отношении к детям - будь то ребенок домашний, приемный или воспитывающийся в детском доме. К сожалению, часто к ним относятся как к заклейменным. А ведь отставание детдомовского ребенка от домашнего объяснимо объективно. Ребенок живет вне семьи, это другая психика, ему недочитали, его недолюбили, ему недорассказали, с ним недогуляли... - то есть не дали того, что он должен был получить в семье.

Когда ребенка до трех лет усыновляют, берут под опеку или в приемную семью, он будет воспитан и обучен нормально и после школы поступит и в вуз, и в техникум или колледж. А вот о выпускниках детских домов надо подумать и что-то решать на уровне края. Если ребенок по баллам недотягивает до бюджетного места, может быть, надо для определенной категории предусмотреть какие-то дотации, чтобы он мог поступить на ту или иную специальность. Может быть, вести целевой набор ребят из числа детей-сирот: предусмотреть целевые места, на которых учить, и направить выпускников потом туда, куда нужно государству, предоставив им там жилье. Может, посмотреть систему поощрительных мер для учителя, который выводит детей-сирот на более высокий уровень подготовки по образовательной программе. Все, кто занимается с этой категорией детей, должны внимательно подойти к тому, чтобы ребенка подготовить к самостоятельной жизни, дать ему по душе, по силам и по интеллекту специальность, с которой бы он по жизни мог жить с радостью. Эта категория детей нуждается в поддержке. Много вариантов, есть над чем думать, и надо думать всем, - подчеркнула депутат.

Марина Дерило.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



13.06.2023 10:26
Как родителям сопровождать взросление сына
Нужно ли быть с мальчиками строже и сдержаннее или их стоит чаще обнимать и жалеть

08.06.2023 15:06
Как и зачем прививать ребёнку любовь к сказкам
Сказочные истории - первые литературные произведения, с которыми сталкивается ребенок с самых первых месяцев жизни.