Школа как территория добра

Школа как территория добра

Трагедия в Москве, в Отрадном, где школьник захватил в заложники учеников, убил учителя и полицейского, заставила не только ужаснуться. Вопрос о причинах произошедшего не дает покоя миллионам российских граждан. Проблема безопасности в наших школах становится всё более актуальной, - с этим согласна депутат Хабаровской городской думы, директор многопрофильного лицея Ольга Кодина:

- Причины московской трагедии еще анализируются, среди возможных называют и то, что мальчишку непомерно загружали учебой, и он не выдержал нагрузок, говорят о его личных неудачах, о том, что его не уважали одноклассники, о проблемах в семье, о доступности огнестрельного оружия, о том, что слишком много в информационном поле сведений об убийствах, о провоцирующем действии компьютерных игр. Вообще-то проблема, к несчастью, не нова - о том свидетельствует опыт США, других стран.

И, скорее всего, причин в десятки раз больше. А в Отрадном - целый трагический комплекс: личная трагедия ребенка, его психоэмоциональное состояние (то, как жилось ему в семье - ведь никто, по сути, не выражал удивления по поводу того, что взрослого парня до сих пор водила в школу бабушка), и трагедия всех остальных, кто оказался втянут в эту «воронку». Боюсь, не принеси он огнестрельное оружие, свой страшный замысел он смог бы осуществить любым другим путем.С этим еще будут работать специалисты.

Неотложная наша задача - обеспечить безопасность детей и всех участников образовательного процесса в школах и других учреждениях.

- Кое-какие «звоночки» уже звучали - и достаточно громко: все помнят взрыв на территории детского садика в Комсомольске-на-Амуре… Что-то начало предприниматься после этого?

- Решать задачу обеспечения безопасности начали гораздо раньше, а не только в связи с событиями в Комсомольске-на-Амуре или трагедией в Москве. С 1 января 2014 года в нашем многопрофильном лицее введена новая должность - заместитель по безопасности и правопорядку. И мы шли к этому достаточно долго. Потому что вопрос безопасности очень широк.

Это и антитеррористическая безопасность (после ряда известных событий она особенно актуализировалась), и безопасность нравственно-этическая, экологическая, психологическая… Аспекты можно называть и называть. Естественно, один педагог, который занят с детьми, просто не в состоянии обеспечить весь этот комплекс.

- А кто же тогда - заместитель директора школы по безопасности, если не педагог? Он - бывший сотрудник правоохранительных органов?

- Большое заблуждение, что на такой должности может находиться человек, чья задача лишь «впускать и не выпускать». Основная задача такого специалиста - организовать и спланировать всю работу по безопасности в школе так, что в нее вовлечен весь педагогический коллектив. По большому счету это - грамотный менеджер, управленец.

Его обязанности широки - от решения вопроса пропуска в образовательное учреждение, контроля до выявления проблем, с которыми сталкиваются и дети, и учителя.

- Кто же это может быть? Медик? Психолог, наконец?

- Это действительно непростой вопрос. Да, в крае разработаны примерные должностные обязанности заместителя директора образовательного учреждения по безопасности, но с этим еще немало работы. Ведь должность совершенно новая, надо, как мне думается, разрабатывать специальную программу.

Наверняка каждый руководитель образовательного учреждения по-своему «видит» эту должность применительно к своей школе. Именно это мы сейчас в нашем лицее и решаем как первоочередную задачу: определяем, что и по каким параметрам должно входить в сферу компетенции заместителя директора по безопасности.

Мы изначально определились, что это должен быть обязательно человек с юридическим образованием. Потому что вопросы безопасности именно в том широком смысле, о котором мы говорим, напрямую связаны с законодательством. Мой заместитель по безопасности - не бывший «силовик», он работал в системе правосудия. Он легко ориентируется в правовых документах, умело организует деятельность по тем решениям, которые, пройдя его юридическую «экспертизу», нами приняты. Естественно, мы вместе с нашим новым сотрудником пока в начале пути.
- А приоритеты уже ясны?

- Да. Сегодня мы основной упор делаем на профилактику правонарушений в образовательном учреждении. Кроме того, статистика неумолима: в школах очень много травм, особенно если в школе одновременно находится тысяча человек! Кто-то побежал, кто-то кого-то толкнул - опасная ситуация может возникнуть буквально на пустом месте. Мы должны так организовать пространство и время детей, чтобы не допускать такой «случайной» беды.

- Что уже сегодня вменено в обязанность вашему новому заместителю? Набирать штат охранников, устанавливать «рамки» металлоискателей….

- К сожалению, сегодня ни в бюджете города, ни в бюджете края , ни в каких-либо нормативных документах наличие специалистов охраны в образовательных учреждениях не предусмотрено. При этом всевозможные проверяющие нам всегда очень настойчиво рекомендуют заключать договоры с частными охранными предприятиями. С одним таким ЧОПом мы работаем уже третий год. Оплата их работы финансируется из двух источников: добровольные пожертвования родителей и те средства, которые лицей выручает за оказание платных образовательных услуг.
- Но решение проблемы невозможно только силами самой школы. Что делается в этом направлении городом?

- В соответствии с принятыми администрацией Хабаровска решениями в бюджете на обеспечение школьной безопасности выделялись средства - мы как депутаты за это голосовали обеими руками! Многие образовательные учреждения уже оснащены по периметру камерами наружного видеонаблюдения. Это хорошо, но мало. Мы в лицее пошли дальше: совместно с родительской общественностью организовали на внебюджетные средства еще и видеонаблюдение на первом этаже.

Лелею надежду и на то, что камеры и оборудование, которыми оснастят кабинеты для контроля за проведением ЕГЭ, не будут потом демонтированы, а останутся служить безопасности детей. Это потребует решения даже не на городском, а на государственном уровне, но хочу заметить: депутаты городской думы обладают правом законодательной инициативы, к нам прислушиваются. Должна быть федеральная программа, которая регламентирует подобные меры, предусмотрит их финансирование.

- То, что происходит в стенах школы, вы контролировать все-таки можете. А что происходит в семьях - большой и порой очень больной вопрос…

- Сегодня мы не имеем права, как это было раньше, обследовать семьи, вторгаясь в ее пространство. Но и психолог школы, и классные руководители, и учителя-«предметники» домашние проблемы ребенка, даже если он их вербально не озвучивает, очень хорошо видят. Меняется манера его общения со сверстниками, повышается возбудимость или, наоборот, он замыкается в себе, становится менее успешным… К сожалению, сами родители порой закрывают на это глаза, боятся выносить «сор из избы»…

В школе невозможно создать квалифицированную психологическую службу по семейным конфликтам. Школьный психолог - это не конфликтолог, он работает над решением проблем адаптации ученика к коллективу, к самой школе, к процессу обучения. Второе направление его работы - психологическое сопровождение деятельности педагога: его задача - дать педагогу те инструменты, которые помогут ему и работать, и выявлять проблемы. И как раз благодаря этому в контакте с семьей выявить сложности, направить ребёнка к тому узкому специалисту, который для него более всего актуален. Так должна поддерживаться психологическая безопасность ребёнка. Но родители как раз должны быть нашими первыми и главными союзниками в ее обеспечении.





Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

16.09.2019 09:29
Набор социальных услуг или деньги

16.09.2019 09:27
Навигация возобновится

16.09.2019 09:19
За вывоз мусора придётся платить отдельно

16.09.2019 09:10
Кровопийц привлекают тёмная одежда и острые запахи

16.09.2019 08:47
Сельские школы приобщают к цивилизации



27.11.2018 00:00
Чтобы было движение к лучшему
На входе в здание управления Хабаровского речного торгового порта, помимо реквизитов самого предприятия, размещена табличка, на которой подробно расписан регламент работы депутата Хабаровской городской думы по избирательному округу № 25 Юрия Павловича Обухова - эта «ипостась» ничуть не менее значима для него, чем должность генерального директора крупного предприятия.

27.11.2018 00:00
В интересах большинства жителей города
До завершения финансового года осталось совсем немного времени. Но подводить окончательные итоги рано: бюджетный процесс идет непрерывно, практически на любом его этапе возможны, а порой и необходимы анализ ситуации и корректировки.


Работаете ли вы по специальности?




14.08.2019 09:50
Большая вода 2019
2019-08-06 19.56.29.jpg 2019-08-10 15.43.00.JPG
 
Яндекс.Метрика