ФГОС: перезагрузка системы образования

20.08.14 0:00 | Классная работа | 5м. 23 c.
ФГОС: перезагрузка системы образования
Ирина Дергачева (слева) и Наталья Чернышева представляют опыт работы

Одной из основных тем, обсуждавшихся на краевом августовском педсовете, были новые федеральные государственные стандарты. С этого года первой ступенью образовательного процесса стали детские сады, в которых теперь воспитывать ребенка надо будет в соответствии с определенными требованиями. Начальная же школа в крае уже внедрила все новшества и работает по ним в штатном режиме. Следующей осенью ее первые выпускники, полностью обучавшиеся по этим стандартам, пойдут в пятые классы, где их также будут учить по-новому.
Первая ступень

Несмотря на то, что дошкольное образование теперь подчиняется госстандарту, оно не является обязательным, а его основной задачей является не подготовка ребят к школе, а их индивидуальное развитие. Поэтому никаких экзаменов малышам детских садов сдавать не придется. Главная же установка для педагога - научить ребят самостоятельности, общению в коллективе, и самое важное, пробудить у них интерес к учебе. Именно эти навыки и пригодятся первокласснику, который придет в «обновленную» начальную школу.

Несколько дошкольных учреждений в Хабаровском крае с начала этого года уже начали апробировать эти стандарты. Одной из таких инновационных площадок стал ДОУ № 23 Комсомольска-на-Амуре. Опытом обновления образовательного процесса в этом детсаду поделилась с педагогами заместитель заведующего Галина Серикова:

- Я рада, что наконец на дошкольное образование обратили внимание. Весь фокус в том, что мы и до появления стандарта по наитию пытались работать в том же направлении. Включали в образовательный процесс проектную деятельность и педагогику «ТРИЗ» - теорию решения изобретательских задач. Эти технологии постепенно учат детей учиться, развивают их познавательную активность, инициативность. В результате ребенок начинает сам изучать неизвестные ему вопросы, систематизировать окружающий мир, комплексно, со всех сторон, рассматривать его объекты, а потом самостоятельно приходит к определенным выводам. Благодаря всему этому наши выпускники потом успешны в школе. Поэтому мы и должны изменить развивающую среду в группах дошкольных учреждений под новые стандарты.

Гаджеты в помощь

Сегодня активно идет внедрение новых образовательных технологий, проектов в начальном школьном звене. Введением ФГОС у себя на площадках уже несколько лет занимаются такие пилотные учреждения Хабаровского края, как гимназии № 6 и № 5, школы № 30 Хабаровска, школы № 18, 37 Комсомольска-на-Амуре, школа № 4 Николаевска-на-Амуре, школа № 1 поселка Эльбан Амурского района, школа № 3 им. А. И. Томилина Советской Гавани.

- Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что они ориентированы не только на предметный, но и на метапредметный, личностный результаты. Это и умение вступать в коммуникацию с людьми и миром, самовыражаться, логически мыслить. Школа должна воспитать у ребенка потребность в учебной деятельности, умение самому находить и обрабатывать нужную информацию, применять ее на практике, а не просто получать готовые знания от учителя. Поэтому меняется и система оценки знаний ученика. Только пятибалльная шкала уже не подходит, некоторые школы используют несколько методов оценивания,  - рассказывает проректор Хабаровского краевого института развития образования Жанна Кузнецова.  - Уже сегодня, по предварительным данным, мы видим, что уровень и мотивация к учебе у будущих выпускников из пилотных школ гораздо выше, чем у их сверстников из параллельных начальных классов, в которых обучаются по старым стандартам.

В основную школу новые стандарты придут 1 сентября 2015 года. И педагоги среднего звена уже готовы к тому, что к ним поступят ребята с совершенно другими интересами и запросами, качеством знаний, дети, на которых каждый день обрушивается огромный поток информации. Для работы с такими учениками в школах обустраивают новое образовательное пространство, педагоги стараются осваивать новые интересные технологии и методики. Например, сложную технологию критического мышления, которая помогает научить думать нестандартно, видеть не одно, а несколько правильных решений, осмысленно прочитывать информацию. Включают в образовательный процесс исследовательскую и проектную деятельность.

Хорошее оснащение наших школ информационно-коммуникационным оборудованием позволяет педагогам использовать на уроках так горячо любимые детьми девайсы и гаджеты. Так, очень часто ученики работают в виртуальном пространстве, участвуют в развивающих видеоиграх. Сегодня уже никого не удивишь электронным дневником. Внедряется и электронный учебник, и это не просто копия бумажной версии: он дополнен видеофайлами, активными ссылками на интересные материалы.

Особое внимание теперь уделяется и внеурочной деятельности. По новым ФГОСам в школах обязательно должна быть выстроена система различных секций, кружков по интересам. А вот ходить или нет на такие занятия - свободный выбор каждого ученика.

- У нас работает своя модель «ШАГ» - школа активной гражданственности. Идея ее в том, что в школе должна быть создана воспитывающая образовательная среда, которая бы включала в себя и внеурочную деятельность. Миссия школы меняется. Теперь она становится социально-культурным центром, воспитывающим социально активного гражданина, - объясняет заместитель директора по воспитательной работе школы № 4 Николаевска-на-Амуре Светлана Холодова.  - Мы не для школы, а для жизни учимся. Выходя из школы, человек должен понимать, что он часть этого мира, быть конкурентоспособным, неравнодушным к тому, что происходит в его жизни, и должен уметь решать те проблемы, которые ставит перед ним общество.

Научить школьников применять полученные знания в практической жизни, что по новым ФГОС немаловажно, помогают социальные партнеры. Так, школа № 30 Хабаровска активно сотрудничает с Тихоокеанским государственным университетом, Хабаровской духовной семинарией, краевым музеем им. Гродекова. Благодаря этому ученики могут «похимичить» в настоящей лаборатории, познакомиться со старославянским языком, открыть для себя артефакты. Подобные однодневные погружения способствуют развитию познавательной активности ребят.

Особенным детям - особое образование

Впервые в этом году начался серьезный разговор о стандартах специального коррекционного образования. Детей с ограниченными возможностями здоровья теперь тоже начнут учить по-новому, но как это будет  - пока в проектной разработке. И в этом процессе огромная роль принадлежит Хабаровскому краю. Он стал одним из пилотных регионов, занимающихся апробацией госстандарта по коррекционному образованию.

- Стандарт, который мы пытаемся апробировать, сложное системное новшество, которого никогда не было ни на одной ступени образования,  - говорит Жанна Кузнецова.  - Наверное, многие слышали о Соне Шаталовой, девочке с диагнозом аутизм, которая в восемь лет писала прекрасные афоризмы. И вот когда сталкиваешься с тем, как проявляется интеллект у таких детей, понимаешь, что этот веер стандартов просто необходим. Только помогая нашим детям профессионально, мы сможем обеспечить им счастливое и гармоничное детство.

И первые шаги в этом направлении уже сделаны - проведена экспертиза. По ее итогам образовательные организации в крае по материально-техническим условиям к реализации стандартов готовы. Однако требуется серьезная подготовка кадрового ресурса. Пока в школах не хватает специалистов, которые бы имели специальное образование для работы с детьми с нарушениями здоровья.

- Для детей с ограниченными возможностями сейчас разрабатываются различные варианты обучения. В проекте стандарта будут учитываться разные индивидуальные особенности таких учеников. Если раньше все нарушения здоровья разделялись на восемь видов, то теперь в каждом из них будет разработано еще четыре стандарта. Потому что нередко один недуг сопровождается другим. Так, слепой ребенок может быть с задержкой психического развития,  - рассказывает начальник отдела общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Юлия Зотова.  - С появлением ФГОС для коррекционного образования поменяются содержание и условия обучения, технологии работы с такими детьми, которым будут обучаться все педагоги, независимо от специфики образовательного учреждения.

Уже с 1 сентября этого года в 51 школе и 5 коррекционных учреждениях в нашем регионе, ставших федеральными площадками, начнут апробироваться новые госстандарты. И уже с учетом практических исследований этих пилотных школ будет окончательно оформляться стандарт, по которому предстоит развиваться коррекционному образованию во всей России.

Дарья СОКЛАНОВА.
Фото автора.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.