Как выбрать свою дорогу в вуз

24.03.16 0:00 | Классная работа | 7м. 49 c.
Как выбрать свою дорогу в вуз
В некоторых вузах студентам, которые при поступлении получили высокие баллы по ЕГЭ, выплачивают повышенную стипендию

В этом году в Хабаровском крае сдают единый государственный экзамен 6137 человек. Это немного больше, чем в 2015 году (6034). В это число сдающих ЕГЭ входят выпускники прошлых лет, их примерно 200 человек. Многие планируют поступать в вузы, поэтому сейчас главная задача выпускников - подготовиться к ЕГЭ и сдать его как можно лучше.
Ведь учиться надо только на бюджете, как считает председатель краевой приемной комиссии Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО Александр СИН.
О том, как рассчитать свои силы при подготовке к ЕГЭ, берут ли в вузы с тройками и как подготовить востребованных в экономике специалистов, читайте в интервью.
Как сдать ЕГЭ
по математике?
Задачка на деление
- Александр Земсуевич, расскажите, пожалуйста, изменились ли правила приема в вузы в этом году?
- Самое главное новшество 2016 года в том, что порядок приема теперь будет меняться не каждый год, а всего раз в три года. Хотя, конечно, будут вноситься мелкие изменения по льготникам, квотам, баллам и т. д. При этом практически особых изменений в правилах приема этого года нет, они являются обобщением опыта приема в вузы за предыдущие годы.
Так же, как и раньше, абитуриенты могут подавать документы сразу в несколько вузов (до пяти) по трем специальностям в каждом. При приеме по очной и очно-заочной формам обучения документы сдаются не позднее 20 июня; для тех, кто поступает на обучение без прохождения вступительных испытаний - до 26 июля; срок завершения приема документов от тех, кто поступает по результатам дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности - не ранее 7 июля; срок завершения приема документов от поступающих по результатам иных вступительных испытаний - не ранее 10 июля.
Хочется обратить особое внимание абитуриентов на ЕГЭ по математике. С прошлого года его разделили на две части: базовый и профильный уровни. Сдавать можно либо один по выбору, либо сразу оба экзамена. Задания базового уровня проще, и за их выполнение ставят не баллы, а оценку, как обычно принято в школе по пятибалльной системе. Профильный уровень сложнее, его оценивают в баллах по стобалльной системе.
В чем отличие? Базовый уровень по математике нужен для получения аттестата и поступления на обучение по образовательным программам высшего образования, у которых в перечне вступительных испытаний отсутствует предмет «Математика».
Но не все знают, что математика нужна при поступлении на большинство направлений и специальностей. И не только технических, но и экономических, психологических, архитектуры и дизайна архитектурной среды. К тому же, специальности, где нет математики профильного уровня во вступительных экзаменах, имеют очень небольшие контрольные цифры приема, то есть там мало бюджетных мест и в связи с этим высокий конкурс, и, следовательно, труднее поступить на бюджетное место.
Как быть абитуриенту? Я обратил внимание на то, что в прошлом году на сдачу профильной математики записалось 79%, а на базовую - 60%. В этом году все наоборот - профильную математику будут сдавать 70%, базовую - 81%. Это означает, что 51% - это те выпускники, которые подстраховались и решили идти на два экзамена. Почти 30% выпускников сдают только математику базового уровня. Почему это происходит? Дело в том, что профильный уровень действительно сложный, и многие его в том году не сдали, причем даже осенняя пересдача ЕГЭ им не помогла. В этом году школьники более реально оценивают свои силы. И собираются сдавать по два экзамена сразу.
Мой совет: готовиться в течение года и правильно рассчитать свои возможности. Если подготовка хорошая, то лучше выбрать математику профильного уровня и усиленно к ней готовиться. Ведь сдавать сразу два экзамена достаточно тяжело физически и психологически, они следуют друг за другом: 2 июня сдается базовая математика, а 6 июня профильная. Экзаменуемый просто вымотает себя и потеряет силы, психологический настрой на экзамен, которые обязательно ему понадобятся для дальнейших испытаний.
Еще одна особенность нынешнего года - растет количество желающих сдавать физику. В России процент роста больше, у нас в регионе поменьше. В 2015 году физику в крае сдавало 1557 человек (26%), в нынешнем году 1659 человек (27%). И это правильно, потому что львиная доля бюджетных мест планируется государством и отдается сегодня именно для приема на технические специальности, где нужна физика при поступлении. И эта устойчивая тенденция позволит системе высшего образования подготовить современных и востребованных специалистов для экономики региона, промышленности и бизнеса.
Хочется обратить внимание на то, что во всех вузах сегодня действует программа стимулирования высоких результатов обучения в школе - программа повышенных стипендий для поступивших, которые получили высокие баллы на ЕГЭ. Каждый вуз устанавливает свое количество баллов. Так что на экзаменах надо стараться.
Также хочется отметить, что в 2015 году правительством Хабаровского края учреждена губернаторская стипендия в размере 50 тыс. руб. для выпускников-стобалльников, поступивших в вузы Хабаровского края. В 2015 году из 57 выпускников-стобалльников 24 стали студентами вузов Хабаровского края и по результатам прошедшей зимней экзаменационной сессии получат эту замечательную губернаторскую стипендию. Поэтому выпускников-стобалльников 2016 года призываю последовать примеру этих студентов.
Троечников в вузы не пускать?
- Александр Земсуевич, говорят, что скоро с тройками в аттестате в вузы не возьмут. Так ли это?
- Это не совсем так. При поступлении в вузы смотрят не на аттестат, а на результаты ЕГЭ. Единый госэкзамен проводится по всей России в одинаковых условиях. Все ученики равны, различаются только их знания, показанные при сдаче ЕГЭ, которые как раз напрямую связаны с аттестатом. Ведь если школьник учился на тройки, то и ЕГЭ, как бы ни старался, хорошо не сдаст.
Но отсев слабых учеников начинается даже раньше 11 класса. Сегодня девятиклассники в конце учебного года сдают ОГЭ (основной государственный экзамен). Это два обязательных предмета - русский язык и математика и еще два предмета на выбор. Но во многих школах десятые классы - профильные, поэтому экзамены должны соответствовать этому профилю. К примеру, если школа набирает лингвистический класс, то ребятам надо сдать английский язык и обществознание, если физико-математический, то, соответственно, математику и физику и т. д.
Так, уже с девятого класса идет отсев более слабых учеников. Некоторые родители надеются, что после 9 класса дети «пересидят» в техникуме или колледже, а потом будут штурмовать вуз. Но и это непросто, ведь если девятиклассник не справился с заданиями ОГЭ, как он будет сдавать ЕГЭ через три-четыре года после окончания школы? Да, сегодня выпускники на базе среднего профессионального образования имеют право поступать по результатам ЕГЭ или по вступительным испытаниям, проводимым вузом самостоятельно. Но говорят, что скоро это правило отменят, и в будущем все будут поступать только по результатам ЕГЭ.
Ужесточаются правила даже для победителей олимпиад, которые раньше поступали без экзаменов. Сегодня такой абитуриент должен представить результаты ЕГЭ не ниже 75 баллов (65 баллов в 2015 году). Кроме того, согласно закону вуз сегодня имеет право поднять порог минимального количества баллов по любому предмету. Что это означает? Для каждого предмета есть минимальное количество баллов, необходимое для получения аттестата и поступления в вуз. Но если вуз увеличивает баллы, уже не все выпускники могут поступить в данный вуз. Пока вузы этим правом слабо пользуются, но могут это сделать в любое время на законных основаниях.
- Получается, что с каждым годом все труднее получить высшее образование?
- Конечно, можно согласиться с тем, что не всем нужно получать высшее образование. По статистике, примерно 20% выпускников сдают два обязательных предмета ЕГЭ, получают аттестат и практически учебу в вузе не продолжают. А из поступающих в вуз почти 17% так и не становятся студентами.
Но и те, кто поступил, могут проходить дальнейший отбор: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и докторантура. В развитых странах в среднем 84% молодежи учится на уровне бакалавриата и только около 15% студентов попадает на уровень магистратуры, а на уровень докторантуры - лишь 2%.
Бакалавриат, как правило, проходят все, и, к примеру, у нас в основном за 4 года, а в мировой практике этот период можно растягивать хоть на 10 лет. Задача системы высшего образования - создать все условия для того, чтобы человек мог учиться всю жизнь, все больше повышая свой уровень образования.
Только Хабаровский край, только бюджет
- Сколько бюджетных мест определено для выпускников края?
- В этом году государственные вузы края получили 5572 бюджетных места, из них по очной форме - 4225. Почти 70% отдано инженерному направлению. Хочется отметить, что количество бюджетных мест в крае каждый год почти не меняется, это хороший показатель устойчивости системы и качества структуры высшего образования Хабаровского края.
- Изменились ли правила приема в гуманитарный университет (ДВГГУ), который в конце прошлого года стал институтом Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ)?
- Для абитуриентов нет. Подготовка кадров осталась на уровне 100%, контрольные цифры приема были получены год назад. Одно отличие - ДВГГУ теперь называется педагогическим институтом ТОГУ. Да, идет оптимизация структур управления, но это касается внутреннего устройства вуза, которая только на пользу всем, главной ее целью является улучшение уровня подготовки педагогических кадров для региона.
- Изменилась ли стоимость обучения студентов?
- По закону цену устанавливает учредитель вуза на основе расчета государственных расходов и бюджетного финансирования на соответствующее направление подготовки. При обучении на платной основе - цена должна быть не меньше этой суммы. Так что вуз может эту сумму увеличивать. Но последние три года цены практически не меняются, хотя экономическая ситуация в России сейчас сложная.
- Сейчас по России идет призыв вернуть в школы астрономию. Как это предложение воспринимают вузы?
- Действительно, когда-то астрономию убрали из школьной программы. Но сейчас сама жизнь диктует необходимость знать законы звездного неба. Завершается строительство космодрома, и для эксплуатации и сопровождения полетов нужны соответствующие кадры. Однако уровень знаний по астрономии оставляет желать лучшего. Она нужна при обучении на некоторых инженерных специальностях, формирует научную картину мира.
Это проблема. Поэтому для удовлетворения потребностей Хабаровского края в таких специалистах в ТОГУ с 2016 года открыт прием на профиль «Физика земли и планет». Подготовка по данному профилю будет проводиться совместно с Институтом тектоники и геофизики ДВО РАН. Для выпускников 2016 года, увлеченных астрономией и космосом, впервые предоставлена возможность стать студентом по данному направлению подготовки.
- В прошлом году Рособрнадзор приостановил действие лицензии на ведение образовательной деятельности или государственной аккредитации в нескольких десятках российских вузах и их филиалах. Как правильно выбрать вуз, чтобы не столкнуться с такой проблемой?
- При выборе вуза необходимо проверить наличие у него действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Причем сделать это лучше всего через сайт Рособрнадзора, где есть карта всех вузов России. Там можно получить актуальную и полную информацию о состоянии нужного вам учебного заведения.
Что касается Хабаровского края, то в двух негосударственных вузах аккредитация приостановлена, хотя запрета на прием нет. Но это временно, ведь если недочеты не устранят, то вуз лишат аккредитации. При этом опасность для студентов в том, что, во‑первых, они не получат диплома гособразца, а во‑вторых, юноши тут же потеряют отсрочку от армии и отправятся служить.
- Как приблизить систему высшего образования к потребностям рынка труда, чтобы специалисты, которых выпускают вузы, на самом деле были востребованы?
- В течение последних лет меняются образовательные стандарты, в их разработке уже принимают участие профессиональные союзы, объединения и организации. Также они теперь имеют свой голос при оценке качества работы вузов, прохождения госаккредитации. Начинает внедряться общественная аккредитация, к примеру, сейчас эти общественные организации активно занимаются модернизацией и повышением качества юридического образования в России. Это непросто, но должно связать реальность с учебным процессом, чтобы наши студенты были уверены в своем будущем, в востребованности полученных знаний, умений и компетенций на региональном рынке труда.
Марина ЛИТВИНОВА.
Фото В. ЦИБИЗОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио

08.05.2024 09:30
Алексей Младов открыл школу программирования в Городе юности

08.05.2024 09:00
Поезд Победы приехал в Хабаровск

08.05.2024 09:00
В ожидании пасхального фестиваля

08.05.2024 08:45
Золотые награды в память о наставнике

08.05.2024 08:29
Путешествие по затерянным островам

08.05.2024 08:24
Волонтёры помогут найти героев-фронтовиков

08.05.2024 08:06
Футбольная школа «Искра» - в шорт-листе



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.