Образование движется вперёд

07.10.14 22:16 | Классная работа | 12м. 31 c.
Образование движется вперёд
Андрей Базилевский: «У педагога, как ни у кого другого, есть социальная ответственность. Сейчас важно не только хорошо научить, но и воспитать патриота»

Сегодня статус и место учителя в обществе обсуждаются на всех уровнях. Казалось бы, школа - это самое динамичное сообщество, а образование - самая обсуждаемая, опекаемая отрасль. Тем не менее, немало и тех, кто по-прежнему говорит, что статус учителя «нужно поднимать», другие, наоборот, считают, что сейчас в образовании пора остановиться, передохнуть, привыкнуть к новому и переосмыслить старое. Но отрицать то, что учитель и школа совершенно не такие, как были даже пять лет назад, нельзя. Об учителе, изменениях, реформах - разговор с заместителем председателя правительства края, кандидатом педагогических наук Андреем БАЗИЛЕВСКИМ.

- Андрей Александрович, награждая лауреатов нацпроекта «Образование», лауреатов премии губернатора, вы подчеркнули, что именно учитель - центральная фигура образования, назвали цифры, сколько средств тратится на образование, а это объективно больше, чем в другие сферы, педагоги у нас - самая многочисленная профессия в крае, да, думаю, и стране тоже. Как вы считаете, что изменилось в жизни рядового учителя?

- В системе образования края я давно, был и заместителем министра - Людмилы Филипповны Обуховой, сам возглавлял министерство, сейчас курирую отрасль уже на другой должности. Так что все проблемы, все изменения я знаю хорошо. Система образования отличается тем, что все такие традиции строго соблюдаются. Многие говорят, что это консерватизм. Я ничего плохого в этом не вижу. Ведь возможно именно благодаря своему консерватизму и тем людям, которые работали, она сохранила свою помощь и потенциал. Конечно, есть другая проблема, что любые изменения, даже очевидно самые положительные, встречаются с опаской. Все помнят, как болезненно педагоги воспринимали компьютеризацию, повышение квалификации в этом направлении. Зато сейчас всё наоборот! Я очень хорошо помню, как на прямой линии в вашей газете учитель, между прочим, в возрасте, сначала спрашивала, когда у нее появится индивидуальное рабочее компьютерное место, а год спустя - планшетный компьютер! Говорит, мне так удобнее работать!

Тем не менее, да, было трудно. И дай бог здоровья тем, кто работал до нас и получал маленькую заработную плату, когда не было оборудования, люди возмущались, но… работали! И мне никогда не было стыдно за учителей нашего края. Они всегда работали на совесть. Многое в крае мы начали первыми, например, вступили в эксперимент по ЕГЭ. Сначала многие сопротивлялись, но когда осознали, что это неизбежно, что лучше «попробовать» сейчас, чем страдать от неизвестности потом, стали в этом направлении работать. И наш край никогда не попадал в какие-либо негативные рейтинги, у нас много стобалльников. И они подтвердили свои результаты - поступили в лучшие вузы и отлично учатся!

Возвращаясь к девяностым, к началу двухтысячных… Да, кто-то ушел, были недовольные, но это право любого человека - поменять профессию. Но основная масса сохранилась, учителя - это особые люди, они идут на работу, потому что знают, их ждут дети.

Но, конечно, жизнь менялась и вносила коррективы. Многие учителя ждали перемен, менялись сами, видели, как меняется общество. То, что случилось за последние 5-6 лет, последние майские указы президента, касающиеся школы, начали процессы реорганизации, модернизации... Сейчас эти слова никому не режут слух, как и слово «инновация». Потому что это реалии современной жизни. Нравятся нам слова или нет.

Серьезные подвижки начались с приоритетного национального проекта «Образование», с установки самого современного оборудования. Учителя получали солидные денежные вознаграждения в рамках нацпроекта, компьютерное оборудование. Школы получали по миллиону. Это реально изменило менталитет людей. Появилась гордость за свою работу. Школы, получившие поддержку, стали конкурентоспособными. Об этом говорят сами педагоги. Даже на награждении, накануне Международного дня учителя, одна из педагогов лицея «Ритм» подчеркнула значимость нацпроекта, престиж своего лицея, а ведь находится он не в центре города, а родители готовы возить своих детей. Другие учреждения, сельские школы тоже поменялись. Сейчас об этом уже можно говорить - прошло достаточно времени, можно оценить те преобразования.
В этом году 38 автобусов получили школы - школьный маршрут стал нормой. Мы понимаем - создание качественных центров для повышения уровня знаний наших детей - это важная и актуальная во все времена задача. Хотя, конечно, начальная школа, детский сад должны остаться в каждом селе, это даже не обсуждается. Я не буду говорить, сколько мы справили новоселий за эти годы - это десятки перерезанных ленточек. В селах появились благоустроенные школы, детские сады, открываются спортзалы и стадионы…

Сейчас продолжается другой процесс - меняются стандарты образования, внедряются новые технологии. И это тоже правильно - дети ведь у нас стали совершенно другими, дома компьютеры, гаджеты, что-то традиционное уходит на второй план. Учитель не может работать, как раньше, у него просто не получится. Наши педагоги тоже изменились, понимают все изменения, хоть что-то, конечно, не совсем принимают.

Возрастали требования в том числе и самоподготовки, самосовершенствования. И логично, что все это должно было отразиться на материальном благополучии учителей. Поэтому то, что произошло за последнее годы в рамках исполнения майского указа президента по доведению средней заработной платы до средней по уровню экономики, наверно, явилось такой логичной точкой, которая завершила сбор конструкции. Теперь зарплата каждый год растет. Да, все это ощущают по-разному, это тоже нужно понимать. Если в северных районах края она, конечно, выше, то в Хабаровске и южных районах - ниже. Но сейчас у педагогов есть возможности получать больше, в школе нет уравниловки, за квалификацию, больший объем работы можно больше получать.

- А о чем сейчас вообще уже не говорят учителя?

- На мой взгляд, о техническом оснащении школы. Интернет в школе - это норма, интерактивная доска - тоже. Если мы первое время, вы помните, делали показательные выступления на интерактивной доске, проводили семинары, и школа, которая установила интерактивную доску, это уже было при мне в 2007 году, была  передовым учебным заведением. Сейчас это норма. Если раньше учителя просили даже, чтобы им не ставили в кабинет такую доску - ведь надо изучать ее возможности,  что-то для неё придумывать, тратить время, чтобы разобраться в технике, - то сейчас говорят друг другу по-другому: как это так, почему у вас нет интерактивной доски! Мы говорили о современных лабораториях, комплексах физики, химии для научного цикла - это было что-то! Такая техника, например, поступала небольшим комплектом в один район - и там происходила буквально битва - в какую школу поставить?..

Так что сейчас есть все условия для работы. Ну и плюс заработная плата, которая сейчас позволяет в некоторых районах иметь лист ожидания на работу педагогом.

Мы, можно сказать, сменили имидж. И Год учителя, который был объявлен в стране, очень сильно повлиял на это. Потому что учителю важны не только материальное оснащение и хорошая заработная плата, ему еще нужно и признание общества.

- А какой он, современный педагог?

- Он, прежде всего, человек публичный и известный. Он публичный политик, публичный артист, он человек, который отдает себя. Роль учителя в обществе очень изменилась. Если раньше к нему прислушивались дети и родители, то теперь и политики. Особенно если учесть, сколько педагогов у нас идет работать во власть. Прежде всего, учителя становятся депутатами. И имеют веское слово на всех уровнях власти. Но теперь и ответственность за любое слово - выше. Нельзя сказать «нас не слышат». Постоянно проходят встречи глав края, государства именно с педагогами. Буквально на днях я смотрел трансляцию подобных диалогов конкурса «Учитель года», президент встречается с лучшими представителями профессии страны! Сейчас в отрасли бытует термин «образовательный политик» - учитель задает тон в этой сфере!

И переломить статус учителя очень трудно. Да, летят камни в его огород. Но такие камни летят в сторону любого человека, особенно который занимает важную и нужную нишу в обществе. Сколько обсуждают врачей? Мне кажется, не меньше. Я не буду называть сериалы, чтобы никто не возвращался их смотреть. Да, обсудили, возмутились и забыли. Сейчас ситуация поменялась. Все понимают, что без качественного образования у нашей страны нет будущего. А оно начинается именно со школы. Это подчеркивает и президент страны Владимир Путин, об этом на частых встречах с педагогами говорит губернатор края Вячеслав Шпорт. Есть проблемы, но они решаются!

Тем не менее, не нужно забывать об ответственности и качестве работы, сейчас у нас более 8 тысяч педагогов, сегодня мы должны давать реальный продукт - качество знаний наших ребят. И еще немаловажно, а это на первом месте в законе об образовании, - мы должны воспитывать гражданина. Сегодня должно быть соответствие вкладываемых ресурсов и обращения государства и общества к профессии педагога с соответствующей отдачей. Кто-то должен уйти или поменять сферу деятельности, кто-то - повысить квалификацию. Как только учитель остановится - он должен уходить. Это утверждение касается не только педагогов, но всех.

- Андрей Александрович, учителя получили свободу и существенную власть. Об этом, кстати, говорили на международной педагогической конференции, которая прошла в Хабаровске в октябре. Но теперь педагоги задают другой вопрос: в отрасли нарастает неравенство, как с ним бороться?

- Что вы имеете в виду под неравенством? Что кто-то получает больше, а кто-то меньше? Я уже говорил, что на севере зарплаты значительно больше, чем в Хабаровске. Но там и условия тяжелее. Хотя никто не запрещает учителю поехать работать туда. Там и жилье дадут служебное, нагрузку какую захотите, вакансии есть! Кто-то работает на результат и добивается его, логично, что человек и в заработной плате должен лидировать.

А вот уравниловки уже не будет! Мы очень тяжело и болезненно вводили новую систему оплаты труда. Теперь учитель получает то, что действительно заработал. Но недовольные будут всегда, конечно. Раньше учителя говорили мне: я не повышаю квалификацию, не получаю высшую категорию, потому что не вижу разницы. Учитель с высшей получает почти столько же, сколько и с первой. Сейчас все изменилось. Разница в зарплате - существенная. Другой учитель возмущался: у меня результаты олимпиад, мои дети учатся хорошо и подтверждают результаты, но получаю я столько же, сколько мой коллега, которого после уроков дети уже не могут найти в школе… Где справедливость?

Сейчас коллектив решает сам, кому и за что дать надбавку. И очень важно удержать ту ситуацию, когда коллектив сам решает. В некоторых школах, чтобы никого не обидеть, начали опять распределять всем поровну. Вот такой компанейшины быть не должно! Мы перешли на индивидуальную систему оплаты труда, повышения квалификации. Тот, кто работает лучше и интереснее, должен иметь больше стимулов и бонусов, иметь привилегии. И оцениваются педагоги все равно неодинаково. Учитываются и расположение школы, и ее комплектность. Малокомплектные сельские школы у нас не обижены. Во всем должен оставаться здравый смысл.

Мы подошли теперь к новому этапу - эффективный контракт. По-прежнему работает тезис: деньги в обмен на обязательства. Мы все равно оставляем положение о том, что школа сама решает, кому и сколько платить и какой выбрать образовательный курс. Вы помните, сколько было разговоров об учебниках, но ни тогда, ни сейчас чиновники их не выбирали - коллектив школы сам определяет, что ему нужно. И сейчас образовательная организация вправе решать вопросы жизнедеятельности сама. Да, в этом много плюсов, но это и огромная ответственность. И отказываться от нее нельзя. Школы получили свободу, но должны научиться справляться и успешно функционировать с ней.

Но судя по тому, как меняется количество жалоб и предложений, мы приходим к тому, что появляется понимание, что родительский коллектив и коллектив школы, ребяческое сообщество - это единая система и им легче договориться в собственном доме. Другое дело: критикуешь - предлагай. Этому лично меня учили со школы. Этот тезис как был актуален, так и остается.

В образовании все новое идет не быстро. Помните, когда в Бикине открывали школу третьей ступени? Идея была сразу понятной: сделать условия для успешного обучения старшеклассников, сосредоточить ресурсы в одной школе, потому что все понимают, тогда невозможно было закупить лаборатории, доски во все школы, где учат одиннадцатиклассников сразу, тем более, если их училось в других школах понемногу. Сейчас мне не хочется вспоминать, но это яркий пример. Тогда перекрыли дорогу, писали жалобы, я много раз ездил, разговаривал с педагогами и родителями… Прошло уже много лет, эта школа третьей ступени работает. И каждый год они с гордостью говорят: а у нас стобалльники, а у нас дети на «бюджет» поступили.

Мы устроены так, что нам нужно сначала до основания все отвергнуть, потом посмотреть, а потом сказать - так и должно было быть. Но нельзя получить результат не пробуя. Где-то ошибиться можно, отступить назад, скорректировать. Я тоже сейчас кое-что изменил бы в своей работе на посту министра. Быть идеальным невозможно никому!

- Мы сказали много о том, что приобрел учитель. А что он потерял? Что школа потеряла?

- Нельзя больше указкой стукнуть по руке, выгнать из класса, нельзя сказать ребенку, что он неспособный. Просто потому что это больше «не работает». Еще раньше, я помню, были другие методы - например, стало нельзя вызвать на комсомольское собрание и за двойку по физике отчитать, отправить родителям на работу письмо, а после вывесить фотографию родителя на доску позора на предприятии. Конечно, с одной стороны, и хорошо, что этого больше нет. Но, с другой стороны, мы все-таки  потеряли влияние на родителей, взаимодействие с ними. Если честно, ничего бы плохого не было, если бы в банке или другой организации наряду с лучшими работниками месяца вывесили и работника, чей ребенок двоечник - может быть, тогда родители обратили бы больше внимания на своих детей. Потому что воспитание ребенка - это не только обязанности школы. Родители делают карьеру и считают, что их ребенка должны выучить, воспитать школа, учитель. А если родитель еще и заплатил за какой-нибудь кружок… то спрос будет несоизмеримым!

Я не хочу, конечно, проводить аналогию. Но мы смотрим заграничные фильмы, там показывают учреждения образования. Перед директором школы родитель стоит на цыпочках, выслушивает замечания… Потому что не дай бог что, родитель сразу будет оштрафован, наказан. Родители отвечают, в первую очередь, за воспитание своих детей. Я бы вернул общественное порицание родителей. Мы сейчас вручаем благодарственные письма папам и мамам за хорошее воспитание. А за плохое - нет.

- В обществе сложилась и другая ситуация, сейчас учителя говорят о своей незащищенности - вплоть до закона, что учителя нельзя оскорбить, поднять на него руку. Учителя боятся вступать в конфликт с семьей, даже если правда на стороне педагога. У нас же дети, родители знают все свои права и обязанности.

- Мы много сейчас обсуждаем вопрос, что в школах общественно-государсвтенное управление. Родители имеют много прав в школе, это так. Многие распоряжаются ими разумно. Есть много примеров таких школ! Но есть и другая сторона, например, они купили телевизор в класс, и потом, когда выпускаются, говорят, мол, пусть тот, кто пришел в наш класс, заплатит теперь нам за него. Правовая культура еще не налажена. Мы все знаем свои права, но никто не знает или не хочет знать свои обязанности, или знают, но не хотят их выполнять.

Что касается защищенности учителя. Это проблема не российская, но мировая. Это везде так. Но сегодня я бы поостерегся принимать какие-то нормативные акты. Тогда придется защищать каждого. Например, любого гражданина на дороге, врача, дворника, кондуктора в автобусе. Их всех могут оскорбить или обидеть! Проблема, о которой вы говорите, касается в принципе культуры развития общества. Потому что нужно выполнять правила. Эта агрессивность должна уйти со стороны общества. К сожалению, агрессия проявляется не только в школе, мы почему-то считаем модным проявлять агрессию. Считаю, что за агрессией мы скрываем какие-то комплексы.

- А почему? Раньше такого не было?

- Все были одинаковые и серые, ни на кого не обращали внимания. Сейчас у нас есть свобода. Во всем. И мы не знаем, что с ней делать. Мы начинаем теперь смотреть на других, ага, у кого-то что-то лучше, чем у меня. У многих достаточно амбиций, а что с ними делать, еще не придумали. Мы сами придумали себе какие-то ограничения, особенно это заметно среди молодых людей, имеющих небольшой достаток, вместо того чтобы пойти пахать и заработать деньги, начинают сидеть на лавочке и рассказывать, что все плохие и я не пойду туда работать, потому что там мало платят. Ну мало платят, иди в два места работы, в три. Мы еще не совсем привыкли нашу жизнь строить сами. Нам проще написать письмо, жалобу, чем пойти и сделать так, чтобы было хорошо себе и ребенку. Дома, на кухне, легко обсуждать, а стать, например, членом родительского совета - неохота. Это же надо тратить время, силы, иметь позицию.

И среди учителей, увы, есть люди агрессивные. И им, конечно, не место в школе. Потому что нельзя свое отношение к обществу выплескивать на детей и мотивировать их на то, что все плохо. Каждый человек должен нести ответственность за свои слова, поступки. Независимо от профессии и рода занятий. И сегодня во многих странах мира (и у меня мечта такая, чтобы и у нас стало так) учителя - государственные служащие. Со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Это может звучать, конечно, пафосно, но я это говорю искренне. Мы должны воспитывать патриотизм. Нас есть чем гордиться, за что любить нашу Родину. Сейчас видно, сколько людей мечтает о развале нашей страны. Сколько людей пытается повлиять и на наше образование, а учитель - это идеолог. Он по уровню влияния, особенно в сельском местности, - всё. Абсолютное большинство глав сел и поселений - бывшие учителя и директора школ. И депутаты. Это естественно! Потому что учитель - умный, вдумчивый, серьезный, он всегда поможет.
- А каким вы видите ближайшее будущее отрасли?

- Я понимаю, что у нас все равно будут проблемы. Но нужно сделать так, чтобы абсолютное количество педагогов были профессионалами, школы были в отличном состоянии, дети получали хорошее образование и воспитание. И мы готовы решать текущие задачи. Нынешний министр образования и науки Алла Кузнецова всю жизнь проработала в школе, она доктор педагогических наук, значит, вдобавок, ученый и хороший теоретик. Мне кажется, у нее правильное видение развития.

Я уже говорил, что за сферу образования в крае мне не стыдно. Недаром наш губернатор отчитывался на заседании представителей, единственный из РФ, представлял опыт работы края по развитию системы образования. Я уверен и в том, что сегодня люди, которые работают в системе, принимают линию правительства и понимают, что делается, что мы сегодня движемся поступательно.

И я горжусь нашими педагогами! Посмотрите, сколько учителя сделали на восстановлении школ, на субботниках, в домах для подтопленцев. Хотя были и жалобы - нам предложили пойти, а мы не пойдем. Сейчас заставить нельзя! Люди разные. Я принимаю их выбор.

Но понимаю, а какой пример они подали или не подали детям? У педагога, как ни у кого другого, есть социальная ответственность. И когда человек приходит в профессию, он должен это понимать.

Я думаю, система образования у нас хорошая, мы двигаемся дальше вперед, но все равно на праздниках, хоть я и не употребляю алкоголь, я говорю - давайте поднимем тост за наших детей. Потому что благодаря им у нас есть работа. А детей становится больше, и это тоже очень хорошо! Значит, программа развития детских садов работает. У меня в три раза уменьшилось количество жалоб на неустроенность. Но это уже другой разговор! И пусть День учителя прошел, но я все равно поздравлю педагогов края с этим праздником. Ведь, по факту, каждый день он и есть день учителя. Открывается дверь в класс - начинается урок, который, возможно, навсегда изменит чью-то жизнь, станет стартом для открытий, профессии, осознания своего места в мире. Спасибо вам, педагоги.

Мария ИВАНОВА.
Фото А. КРАСИКОВА,
Т. ИГОШИНОЙ, Ю. ЛАРЧЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.