Педагог: новые компетенции

27.09.12 0:00 | Классная работа | 3м. 57 c.

Яна Морозова, директор школы посёлка Алонка:

-Для меня главная компетенция - это способность каждый день учиться вместе со своими учениками. Также нужно уметь организовать их самостоятельную активность и вовлекать их в разные виды деятельности в зависимости от их индивидуальных особенностей. А у нас в каждом классе от двух до шести учеников - тут невозможно не увидеть способности, особенности и склонности каждого. Способность к рефлексии - тоже очень важная компетенция.

Анализировать свой характер, свои поступки и результаты нужно уметь и педагогам, и школьникам.

Что ещё актуально? Владение компьютерными технологиями.

Кроме этого, мы заметили у наших ребят такую особенность: в родной школе и своём посёлке они смелы и активны, но стоит уехать за его пределы на какие-то более масштабные соревнования, как эта активность начинает падать, дети просто теряются. Поэтому мы постоянно участвуем в краевых и даже международных конкурсах, регулярно ездим в международный детский лагерь, который находится на территории Северной Кореи. Таким образом мы учим их не замыкаться на себе и своём маленьком мирке, ориентироваться на более широкие пространства.

Что касается компетенции директора... Думаю, тот директор хорош, у кого коллектив хороший. Поэтому нужно со знанием дела разрешать конфликты, без которых в коллективе никак. Нужно уметь принимать не только своё «я», но и «я» каждого учителя и ученика.

Постоянное повышение квалификации - например, в сфере образовательного менеджмента - это тоже крайне значимо. Директор должен следить за качеством образования и поддерживать его на должном уровне. Я уж не говорю про материальную базу. Так что директор в школе - это и управленец, и психолог, и завхоз.

Людмила Казарина, директор хабаровской школы № 87:

- Международная конференция, которая сегодня начинается, очень хорошо подчеркивает главное: учитель должен быть счастливым. И на работе, и, прежде всего, в семье. Ведь учитель - это особая профессия, по сути педагог - родитель и наставник не только своим детям. Я и сама учитель, часто рассуждаю как мама, жена, это помогает по-другому смотреть на многие проблемы. Если счастлив учитель - счастливы дети, если директор - то вся школа.

Для директора школы важны профессионализм, харизматичность, ему нужно быть хорошим менеджером. Школа, независимо от расположения,  может и должна стать конкурентоспособной.

Нужно дать понять родителям, что вот, рядом с домом, есть учреждения, где ребенку рады, где он сможет стать личностью. Наша школа стремится именно к этому.

И это задача директора, прежде всего. Что касается личностных компетенций, директор должен быть коммуникабельным. Ведь он ведет переговоры со всеми участниками образовательного процесса. И, конечно, управленец должен быть максимально открытым: люди простят все, кроме неправды.

Поэтому в нашей школе все открыты для диалога. Ведь только вместе с родительской общественностью, мы сможем решить насущные проблемы школы, выстроить троекторию развития детей.

Уинстон Черчиль говорил: «Начальник есть психотерапевт для подчиненных, завхоз для зданий, в которых происходит действие, и груша для битья - для вышестоящего начальства». И это в точку!

Денис Шаталов, специалист отдела образования администрации Комсомольска-на-Амуре, председатель общественной организации «Учитель года Хабаровского края»:

- Основная идея этого подхода в сочетании двух понятий - компетенция и компетентность. Компетенция - это направление, в котором нужно развивать человека или развиваться самому. А компетентность - это уже свойство личности, его способность применить полученные знания и умения в рамках данного конкретного направления. У компетенций есть классификация. Если говорить о самых актуальных, о главных, то я думаю, что это прежде всего информационно-коммуникационные и языковые компетенции.

Каждый из нас общается, и умение добыть, воспринять и приобрести информацию - одно из самых ценных в современном обществе. С точки зрения педагога, это значит, что нужно не закладывать в ученика готовую информацию, а создавать такие условия, в которых ребёнок сам будет мотивирован на её поиск и задавать направление этого поиска. Иначе мы просто перекрываем возможности для творчества как ученику, так и самому учителю. Конечно, нужно не только искать и добывать, но и фильтровать информацию. Именно поэтому подобный подход и вводится в школе.

Теперь о языковых компетенциях. Безусловно, речь идёт о том, чтобы осваивать языки не только естественные, иностранные, но и специальные, условные, принятые в разных сферах жизни. Человек должен воспринимать нужную информацию (видите, мы опять о ней!) в любом виде. Важность языковых компетенций я проверил на собственных учениках: если условия задачи по физике прописаны в учебнике не чётко, а, допустим, в форме рассказа, многие теряются и не могут их вычленить. Нужно, чтобы таких проблем не возникало ни у взрослых, ни у детей.

Елена Михайлина, директор школы № 5, город Амурск:

- Наша школа является пилотной площадкой по переходу на новые образовательные стандарты в основной школе (5-9 классы). Чтобы выжить в современном мире, нужно не просто обладать знаниями, а уметь самостоятельно их добывать.

Научить ребёнка постоянно учиться - вот сегодня основная задача педагога. Почему мы раньше говорили о знаниях, умениях и навыках - так называемых ЗУНах, - а теперь говорим о компетенциях? Потому что раньше эти ЗУНы в учеников закладывались: на уроках отрабатывались упражнения, а потом повторялся пройденный материал.  

Сегодня на смену этим методам пришёл новый деятельностный подход: ребёнок должен трудиться сам, а учитель - выступать в роли консультанта. Сегодня ученики на уроках получают план работы и выход в Интернет, а дальше они должны действовать сами - с подсказками учителя, но не под его руководством.

А ещё сегодня важно научить школьников формировать и отстаивать свою точку зрения, свой взгляд на тот или иной вопрос, и он совсем не обязательно должен совпадать со взглядом учителя, критика или автора учебника. Конечно, педагогам, которые привыкли к авторитарной системе преподавания, очень сложно перестроиться и перейти на новый уровень: задать ученикам направление и держаться в стороне, предоставив им определённую свободу. Некоторые не выдерживают и даже уходят из профессии. Но в современной школе ученик от учителя должен получать удочку, а не рыбу.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.