Стандарт педагога: мифы и рифы

20.08.14 0:00 | Классная работа | 5м. 35 c.
Стандарт педагога: мифы и рифы
Педагог всегда был и будет в центре внимания

Одна из важнейших тем, которая волнует сегодня педагогическое сообщество России, - введение новых стандартов профессиональной деятельности педагога. Этот стандарт уже утвержден и начнет работать с 1 января 2015 года.

В течение семи месяцев (начиная с июня 2014 года) в 21 пилотном регионе проходит обсуждение стандарта: каким ему быть, как применять в современной школе. Хабаровскому краю выпала честь стать одним из таких регионов.

Августовский педсовет предоставил свою площадку для этой серьезной работы. В ней приняли участие около 50 человек из различных районов края. Представители районных управлений образования, руководители и педагогические работники, представители профессиональных профсоюзов, родители заполнили 50 анкет, которые будут учтены при подготовке рекомендаций к профессиональному стандарту педагога.    

Нужна ли еще одна реформация в образовании? В последние годы преобразования в этой области происходят одно за другим. Вслед за новыми ФГОС (федеральные стандарты), которые приняты в начальной школы, уже появились стандарты для средней и старшей школы, за ними следуют дошкольные учреждения.

В меняющемся мире XXI века и педагоги должны соответствовать требованиям времени. В России издавна сложилась система подготовки учителей, исходя из того, что школа - единственный источник информации.

Но сейчас это уже не так. Сегодня нужен скорее помощник ученику в поиске информации и организатор работы по ее освоению, а не просто транслятор готовых знаний. В этом ключе нужно реформировать не просто педагогические вузы, но всю систему подготовки учителей.

Профессиональный стандарт разработан рабочей группой под руководством известного педагога и общественного деятеля, доктора педагогических наук, заслуженного учителя РФ Евгения Ямбурга.

- Проект профессионального стандарта педагога не традиционный штамп или очередная бюрократическая бумага, - считает Евгений Ямбург.  - Он четко определяет миссию, функции, компетенции, повседневные обязанности и сферу приложения творческих сил специалиста и одновременно отвечает требованиям фундаментальности, наукоемкости, широты охвата процессов. Он поможет в работе с кадрами, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

- Разработчики допускают, что в ходе работы возможны корректировки положений,  - говорит проректор по УМР (учебно-методической работе) Хабаровского краевого института развития образования Татьяна Мельникова.  - Это документ рамочный, он содержит базовые компетенции педагога. Нельзя профстандарт отделять от документов, которые были приняты ранее: эффективного контракта, документов, касающихся аттестации. Как управленцы мы понимаем, что работать надо со всеми документами в комплексе.

До сих пор в России никакой реформы образования не происходило, считает Ямбург. Была реформа экономики образования, управления, которая основывалась на бухгалтерском подходе. Однако подушевое финансирование никакого отношения не имеет к содержанию и способам реформирования школы сущностным образом.

Профессиональный стандарт выполняет две очень важные функции. С одной стороны, позволяет в системной форме представить требования работодателей, что имеет большое значение для подбора, расстановки и наиболее эффективного использования педагогических кадров. С другой стороны, служит основой для формирования федеральных государственных образовательных стандартов и повышения квалификации педагогов.

Необходимо добавить больше школьной практики для студентов, обеспечить разные варианты входа в профессию, привлечь к подготовке педагогов сами школы. Для этого можно создать на базе школ, гимназий, лицеев специализированные кафедры вуза, укомплектовав их наиболее квалифицированными учителями-методистами, имеющими высокие достижения в педагогической деятельности и готовыми передавать студентам свой уникальный опыт - организовывать мастер-классы, педагогические мастерские. В этих школах можно проводить занятия по психолого-педагогическому и методическому циклам.

В этой области педагогическим вузам предстоит большая работа. Они это понимают и видят «опасные» места.

- Мы предвидим риски, которые возникнут при переходе на новый стандарт, - говорит доцент, заведующий кафедрой педагогики профессионального образования Амурского гуманитарно-педагогического университета Елена Анкудинова.  - Первое: мы можем уйти только в практическую подготовку, не уделяя внимания научной деятельности. Второе: начнем «натаскивать» студентов на определенные умения, при этом потеряв общую систему. Третье: для того, чтобы стать профессиональным педагогом, студентам нужно войти в систему взаимодействия, которая включает в себя управленцев, учителей, детей, родителей. По сути, вхождение в продеятельность - вхождение в сообщество. И это не так просто. Наши студенты, конечно, участвуют в разных мероприятиях, но даже для того, чтобы пригласить школьного учителя на лекции в вуз, необходимо иметь четко прописанные условия. А их пока нет.

Педагогические вузы пока еще мало готовят выпускников к работе с одаренными детьми, инклюзивному образованию, профилактике девиантного поведения учащихся, обучению русскому языку в классах с большим удельным весом детей мигрантов (это требует специфических знаний и умений обучения русскому языку как иностранному).

- Сегодня учитель, как правило, к работе в таких условиях не готов, его этому не учат - ни в педагогическом вузе, ни в институте повышения квалификации,  - говорит Евгений Ямбург.  - В результате он оказывается беспомощным, например, перед ребенком с синдромом дефицита внимания. Таких детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, сегодня много.

Вывод: в полный рост поднимается проблема инклюзивного образования, то есть совместного обучения разных по состоянию здоровья детей. Решение ее требует новых компетенций от учителя, очень серьезного расширения психолого-педагогического контента подготовки педагогов.

Марина Литвинова.
Фото Дарьи СОКЛАНОВОЙ.

Вера МАСЛОВА, ведущий специалист по кадровым вопросам управления образования района им. Лазо:
- В некоторых учреждениях района уже готовы к принятию своего стандарта. Это разрешается и даже приветствуется.
Профессиональный стандарт хорош тем, что в нем прописаны те требования, которые будут предъявлены к учителю. При приеме на работу это станет удобным для работодателя.
Что хорошо - появилось еще и понятие этики. Ведь педагог - лицо общественное, он работает с детьми, поэтому должен обладать не только знаниями, но высокими личностными качествами. Вспомните: раньше сельский педагог был авторитетом для жителей, на него равнялись, с ним советовались. Поэтому новый профстандарт нужен, он поднимает престиж профессии.
Армен АСЛАНЯН, заведующий сектором кадрового обеспечения управления образования г. Хабаровска:
- Время меняется, меняются и требования к педагогу. Хотя наша советская школа всегда славилась. Но в последнее время мы начали ориентироваться на методы тестирования, которые не совсем хороши в определении качества знаний ученика. Хотелось бы увидеть систему образования более личностную, ориентированную на индивидуальность каждого ученика.
Оксана ШИРОКОВА, директор школы поселка Октябрьский Ванинского района:
- В этом году наша школа вошла в реестр краевой программы «Доступная среда». Открыли в школе сенсорную комнату, будем монтировать подъемник. Готовимся к введению инклюзивного обучения. Конечно, для этого нам нужны новые профстандарты педагогов, которые как раз включают в себя обучение детей с ограниченными возможностями.
Мне нравится в стандарте четко прописанное для каждого учителя-предметника его компетенции. Это очень удобно.
Елена АНКУДИНОВА, доцент, заведующая кафедрой педагогики профессионального образования Амурского гуманитарно-педагогического университета:
- Стандарт должен определить реформирование системы профессионального образования. Получилось так, что система подготовки педагогов разрабатывалась в 2010 году. Поэтому он отстает от новых требований к педагогам, которых стало больше.
Новый стандарт требует увеличить часы производственной практики в школе, также он позволит соединить подготовку высшего и среднего профессионального образования школ.
Ирина КАЛЬНИЦКАЯ, заведующая лабораторией начального образования Хабаровского педагогического колледжа:
- Стандарт необходим. Это не документ, который обязателен к исполнению, он только рекомендован. Сегодня в школе работают разные учителя, хотя образ учителя сформирован у нас с детства. Он должен быть справедливым, ярким, талантливым, добрым, умным. Этот образ нам нужен, мы к нему стремимся. Поэтому профстандарт представляет тот идеал, на который мы должны ориентироваться в нашей работе. Конечно, и образ учителя получился немного идеальным. Но если работник старательный, добросовестный, он сможет ему соответствововать.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.