В школе - как на сцене жизни

24.04.13 0:00 | Классная работа | 6м. 11 c.
В школе - как на сцене жизни
Анатолий Кузнецов - «классный папа» своих пятиклашек

Мне с наставниками в жизни повезло во всех смыслах. И приходя на конкурс «Учитель года», я всегда с радостью встречаю своих наставников, с удовольствием поздравляю победителей приоритетного национального проекта «Образование», а еще знакомлюсь с педагогами, ученикам которых, так же, как и мне, когда-то повезло с учителями. И если меня спросить, каким я вижу мужчину-педагога в школе, то мое представление пуля в пулю совпадет с образом абсолютного победителя конкурса «Учитель года» Анатолием Кузнецовым, учителем русского языка и литературы гимназии № 1 Комсомольска-на-Амуре.

С ним можно поговорить обо всем. И не только об учебе. Он увлекается театром, современной литературой, поэзией, музыкой. Сам играет на гитаре и пишет стихи. Говорят, хорошего педагога-мужчину нужно еще постараться найти! Анатолия Юрьевича искать не нужно: он в школе до вечера, несмотря на то, что уроки у него только в первую смену. Занимается с «неуспевающими», рисует газеты со своими пятиклашками, репетирует, вместе с ребятами пишет стихи...В школу он пришел не сразу. Окончил 8 классов, пошел в техникум и выбрал хорошую специальность: «Техобслуживание и ремонт автомобилей». Техникум научил учиться, относиться с уважением к труду. А потом так получилось, что пошел в народный театр - это всегда нравилось, увлекало. Вдобавок стал работать с текстами, сам начал писать. И ребята из театра сказали, что у него несомненный талант, посоветовали учиться в институте. Поступил на специальность «Учитель русского языка и литературы». А потом... пошел в школу.

- А если бы у вас была возможность, что бы вы изменили в современной школе?

- Я бы сделал в школе проще систему аттестации, дал бы педагогу возможность выбора: либо сдавать экзамен, либо портфолио. Педагоги работают в разных школах, с разными детьми. Нужно дать возможность самим принять решение. Я слышал, что в других регионах такая возможность есть. А нам приходится делать и то, и это. Мне кажется, что это дополнительная нагрузка для педагога, которому и так хватает бюрократической работы.

- Анатолий Юрьевич, знаю, что вы работаете в гимназии даже больше с обычными детьми, чем с одаренными. Сейчас вы - лучший учитель края. Изменится ли у вас нагрузка, может, теперь будете работать только с одаренными школьниками?

- Ян Амос Коменский говорил: «Надо учить всех всему». Какой бы ребенок ни пришел - надо с ним работать, выкладываться по полной. Мне сложно сделать выбор, какие дети мне больше симпатичны как учителю. Да все! Как я могу выбирать? Иногда научить чему-то «слабенького» ученика, пробудить в нем любовь к учению - дороже всех наград, которые мог бы принести ученик - победитель олимпиад. Другое дело, что в современной школе не у всех детей вообще есть мотивация учиться. Одни стараются, а другие приходят в школу «отбывать наказание» - потому что идти сюда велела мама. Предварительно не объяснив, что же делать в школе, зачем это нужно. И задача учителя - направить, объяснить, что мы живем в такое время, когда знания котируются.

- Вы говорите, у многих ребят сейчас нет мотивации учиться? Боюсь, угрозами или какими-то административными наказаниями ситуацию не переломить.

- К ребенку нужен индивидуальный подход. Ведь каждый - это маленький микрокосмос. И у каждого свои жизненные задачи и установки. Кто-то мечтает стать водителем современного автомобиля, кто-то летчиком, кто-то инженером. И дети спрашивают меня: а зачем нам нужна литература? И не нужна вовсе! Не понимая, что литература - это кругозор, речь, мышление, память. А еще есть такое отношение и к другим дисциплинам. Дети говорят, мол, я хочу стать переводчиком, зачем мне математика? А ведь она - гимнастика ума, через цифры этот предмет развивает логическое мышление. Все школьные науки важны! И в этом ребенка нужно убедить. Приходится приводить примеры из жизни не только  ученых, но и известных им людей.

А найти «кнопку» удается через эмоциональный мир ребенка. Нужно понять, к чему у него склонность. Может быть, он сам не осознает на сегодняшний момент, к чему у него тяга. А учитель должен это увидеть! Современные дети любят компьютеры, значит, им нужно давать задания в этом ключе. Но чем опасен Интернет - в нем много «пустых» ресурсов. Поэтому компьютерная грамотность - это сейчас, по сути, вторая грамотность, учитель должен привить вкус и к электронным источникам.

- Какой вы видите школу будущего?

- Школа должна быть творческой лабораторией полного дня. На мой взгляд, это направление нужно развивать у детей независимо от их склонности в науках. И даже сказал бы так, что для ребят с математическим складом ума очень важно не упустить эту сторону развития личности.

В школе должны быть мастерские, чтобы ребенок мог себя реализовать через трудовую деятельность. Вы говорите про школу будущего, а я бы в эту школу взял и что-то «старое». Например, пусть бы дети по окончании учебы получали еще и рабочую профессию: токаря, слесаря, станочника, повара. Это уже в любом случае сможет его, грубо говоря, «прокормить». Еще в любой школе должен быть свой театр. На уроках проходят множество литературных произведений и не всегда они ребятам интересны, а так бы они взглянули на это по-другому.

Хотелось бы, чтобы в школе появились свои народный оркестр, танцевальный ансамбль, хор. И во многих школах Комсомольска-на-Амуре это есть! И есть специалисты, которые занимаются с детьми в учебном заведении. И дети тянутся к этому, просто не все родители готовы водить детей куда-то в кружки, и у ребенка мир замыкается на школьных уроках. У меня есть труба, иногда я играю на ней в школе, дети сбегаются, просят показать, как играть на духовых инструментах. И сам играл в оркестре и вижу, что это бы им понравилось.

Обязательно должны быть спортивные секции, где бы ребят тренировали. Пусть не по всем видам спорта, по самым популярным. У школ должны быть свои бассейны. Конечно, должно быть и техническое творчество. Причем нужны какие-то нестандартные секции. Например, в школе, где учился я, был клуб картинга.

- А каково место учителя в этой школе?

- Учитель всегда играет центральную роль в процессе образования. И на самом деле каждый учитель уникален как личность. Просто многие не знают про эти грани. И в школе будущего он тоже должен развиваться, быть не только носителем знаний по конкретному предмету. У нас у всех много хобби, которые можно развивать в школе и увлечь ими детей, но уже не на уроке, а после.

Взять нашего учителя биологии, она и цветовод, увлекается икебаной, ландшафтным дизайном. Почему бы с ребятами не придумать «свою» школу, свой двор? Украшать стены обязательно должны поделки ребят. И школа станет родным местом, ведь то, что сделал сам, всегда любишь больше.

Наверняка учителя музыки хотели бы вести какие-то кружки, которые были бы и им интересны, преподаватели естественно-научных дисциплин - экспериментальные лаборатории, дети могли бы заниматься на природе, наблюдать жизнь не со страниц учебников, учителя-филологи - студии чтецов, литературные гостиные, театральные студии, клубы юных поэтов и журналистов.

Много говорят о том, что учитель должен лишь наблюдать, направлять процесс. Я этого не принимаю. Все-таки учитель отвечает за развитие каждого ребенка, он не может просто «модерировать» этот процесс, находясь сторонним наблюдателем. И даже уроков мало, чтобы чему-то научить. Поэтому многие учителя совершенно добровольно остаются и занимаются с детьми. Бесплатно. Просто потому, что у них такая миссия.

Сейчас уже идут попытки налаживать связь школ с учреждениями культуры, но пока немногим это удается. И опять же все упирается в деньги. Учителя и руководители кружков  - бескорыстные люди, но работать бесплатно полный день… Наверное, это неправильно.
Коллега из Японии рассказывала, что учителя там работают как «обычные люди», с 8 до 17, и в это время готовятся к урокам, проверяют тетради. И кроме основной работы выполняют еще много дополнительной, и все это оплачивается. Вот так и должно быть. Зачем тогда идти на какой-то платный кружок, если всё есть в школе? Зачем репетиторы, если после уроков с ним позанимались?

- Если бы у вас была возможность выбрать другой жизненный путь, то какой?

- Затрудняюсь ответить, но однозначно бы не пошел в предприниматели! Может, стал бы актером в театре, ведь сам играл, заведовал литчастью в городском драмтеатре, мне эта работа нравилась. Журналистом бы вряд ли стал…

- Говорят, что учитель это сразу «все в одном»... Может, вам удалось все эти жизненные пути соединить в одном?

- Не берусь судить об этом. Это трудно, я не думаю, что у меня хватило бы личностных качеств, чтобы все совместить и так хорошо, как хотелось бы. Но на уроках стараюсь постепенно внедрять элементы театрализации, разрешаю выбирать героя, который ближе детям, шьем костюмы, учим роли. Стараюсь, чтобы  ученики максимально вживались в роль, умели обосновывать свою позицию. Почему герои поступали так, а не иначе. Так принято и в настоящем театре, актеры всегда должны понять позицию своего героя.
- А ваши ученики любят читать?  Сейчас две тенденции: с одной стороны, читать становится модно, с другой - по-прежнему чтение - это нелюбимое занятие…

- Дети не особо охотно читают, да и в семьях их к этому не сильно-то приучают. Знаете, есть такая фраза «Нечтение есть преступление».  Приходится убеждать, показывать, заинтересовывать, но иногда даже заставлять и поощрять. Но цель того стоит. Приходится ломать стереотипы и доказывать, что  «чтение - это круто»,

- Если бы у вас была возможность на один день стать волшебником, что бы вы изменили в мире?

- Изменил бы фундаментальные основы, то есть увеличил бы количество добра, через межличностные отношения. Люди наши, не только дети, к сожаленью, слишком озлобленные, слишком заняты собой, житейской суетой, а ведь это не самое главное в жизни. «Наполнить смыслом каждое мгновенье» - так нужно жить. Смысл жизни - творить добро. Даже после войны были люди добрее, а ведь страшное горе пережили. Если бы я был волшебником, то придумал бы способ преодолеть это отчуждение. А дальше бы уже человеческими силами справился.

Мария ИВАНОВА.  Фото Вячеслава РЕУТОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.