Зелёный свет для талантливых

27.09.12 0:00 | Классная работа | 6м. 53 c.
Зелёный свет для талантливых
На уроке химии в Хабаровской гимназии №4 можно сделать столько открытий!

За последние годы все стремительно меняется: техника, образ жизни, способы производства… Стали другими мы сами. И сейчас сфера образования переживает системные перемены. Учить, как раньше, и учиться, как раньше, уже просто не получится. И задача образования - не просто угнаться за стремительно меняющимся миром, но и предвосхитить те перемены, которые вот-вот произойдут. Но как это сделать?

Педагогический дизайн

А сделать это довольно непросто. Ведь нужно объединить усилия не только управленцев системы, но и тем, кто реформы претворяет в жизнь, - педагогам. Этому помогает и приоритетный нацпроект «Образование», различные федеральные программы по модернизации образования, проводятся различные педагогические ассамблеи, создаются объединения лучших педагогов, участников конкурсов, это, например, ежегодный краевой слет «пеликанов». В свою очередь, на базе школ создаются экспериментальные площадки и ресурсные центры. Но главная задача всего этого - разработка новых подходов, повышение качества образования.

Что же такое инновации в образовании?  Говоря научно, инновация в образовании - это специфическая форма управления развитием образования, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию процесса в целом. В результате трансформируется и сама культура управления, поскольку инновационный способ развития предъявляет к ней особые требования.

А если говорить проще, в системе ищут новые средства «доставки знаний»,  способы совместной их «переработки» учителем и учеником. Казалось бы, есть и «старые» методы, проверенные, зачем нужно еще что-то?
- Сейчас дети другие, - отмечает Алла Кузнецова, ректор Хабаровского института развития образования. - И мотивация у них иная. К сожалению, они выросли в среде других ценностей. И принцип «подводной лодки»: пришел на урок и никуда не денешься, уже не работает. Ребенок размышляет так: я буду, например, экономистом, зачем мне ваша литература? Как его мотивировать? Сейчас даже появилось такое направление - «педагогический дизайн»: упаковка и доставка знаний.

Первая группа инноваций: технологические инновации, они неисчерпаемы.  Это непрерывный процесс поиска новых способов и средств обучения и воспитания. В федеральных государственных стандартах появилось новое требование: ребенок должен не только получить знания, но и научиться мыслить. Но как этого достигнуть, если самих педагогов этому не учили? Как преподнести это педагогам? Это инновации  в методической работе.
Есть еще одна линия. Нельзя одинаково общаться с детьми разного возраста. Необходимо уметь выстраивать свою систему работы в разных классах. Сейчас возрастные различия чувствуются особенно остро.

И еще один аспект касается урока.  Классический, как мы его представляем, еще более-менее сохранился в начальной школе. Но в основной и старшей школе работа должна выстраиваться по-другому - как мастерская, исследовательская лаборатория… И это не прихоть чиновников. Учителя сами чувствуют, что «как раньше» работать не получается. А как работать теперь? На этот вопрос также ищут ответ.

У каждого ребенка своя «дорога», и задача учителя помочь найти ее.  Это называется персонализация. Но суть не только в индивидуальном подходе к каждому, учитель должен научить ребенка самого находить эту дорогу, понимать свои потребности.

- Еще важный момент - кор­рекционно-компенсационная работа, - отмечает ректор. - Масса исследований показала, что, например, в тех странах, которые занимают лидирующие позиции по школьной успешности - Гонконг, Сингапур, Финляндия, Япония, - развита работа не только с одаренными детьми (это тоже особая область инноваций), у них очень мощная система компенсации отставания. Это не коррекционная работа с детьми с проблемами в развитии, а поддержка обычных детей, которые, например, пропустили уроки, не освоили программу из-за болезни; работа с детьми мигрантов и так далее - с теми, кому нужно немного помочь. В Финляндии вообще есть «дежурный учитель» для занятий с отставшими. У нас это теперь не принято.

Как единый организм

Но все новшества должны быть не сами по себе, а работать как единый организм - для этого и была создана инновационная инфраструктура в крае. С одной стороны, она передает информацию от федерального центра,  с другой - принимает от каждого педагога. Таким образом, накапливается и передается богатейший опыт педагогов-практиков, ученых. И все это для того, чтобы повысить качество образования.

Сейчас в Хабаровском крае создано два крупнейших центра, аккумулирующих передовой опыт: Хабаровский краевой институт развития образования и Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования, который вырос из Инновационного центра профессионального образования. А во главе - координационный совет по управлению инновациями при министерстве образования и науки края, который возглавляет министр Андрей Базилевский.

- Инновационная инфраструктура появилась в крае давно. Основная цель ее появления  - сделать канал, по которому инновационные предложения могут дойти до реализации, - рассказывает Алла Кузнецова.  - Мы живем в эпоху реформ, и большинство инноваций идут «сверху». Они довольно глобальные, системные, и их реализация - это важный процесс. Но они заглушают предложения «снизу». А если нет инициативы «снизу», то и предложения «сверху» по факту не принимаются и не распространяются, и получается, что инновации появляются только на бумаге.

На федеральном уровне инновационная система довольно проста: это сеть инновационных площадок - тех, кто выдвигает предложение, реализует его и дальше распространяет полученный опыт. В крае пошли другим путем, учитывая нюансы: ведь не все разработки подходят для внедрения на нашей территории, оправдывают потраченные на них средства и так далее.

Наша краевая структура состоит из четырех компонентов, соответствующих инновационному циклу. Нужно разработать инновацию - это генерирующая подструктура. Нужно обеспечить их экспертизу, организовать их освоение,  подготовить кадры, тиражировать опыт… Это содействующая подструктура. И есть еще обеспечивающая часть - это те, кто «поставляет» кадры и информацию. И  последний компонент - это звено, координирующее весь этот процесс.

Поддержка производства инноваций и воспитание производителей инноваций - это те задачи, которые поставили перед собой авторы системы.

- У нас есть педагоги-иссле­дователи, которые самостоятельно ведут значимые для края изыскания,  они получили сертификаты, подтверждающие этот статус, - продолжает Алла Геннадьевна. - Для реализации различных проектов создаются команды, в которые входят не только педагоги. Например, сейчас реализуется  «Социальный лифт» - проект по развитию воспитательной работы и социальной адаптации детей из детских домов. «Цифровая школа» - в шестой школе Бикина,  при участии ООО «Ланит Партнер», управленцев отрасли,  преподавателей ДВГГУ.

Существующие краевые инновационные площадки - это те учреждения, которые, участвуя в конкурсе, доказали, что у них достаточно интересная идея, они знают, как ее разработать, но им нужна поддержка для реализации. Если их опыт оказывается удачным - он тиражируется и в другие образовательные учреждения. Чтобы стать инновационной площадкой, нужно доказать способность к этому, представить разработки по теме. Такой статус дается всего на год, в конце которого представляются результаты. Удачную работу продолжают.

Тиражирование опыта ведется разными способами. Это методические разработки в брошюрах и на сайтах, обучение педагогов на стажировочных площадках - «из рук в руки».

- У нас сейчас один инновационный комплекс - «Цифровая школа», который создан на базе бикинской школы старшей ступени № 6, краевые научно-исследовательские лаборатории «Гуманистическая педагогика» (возникла после семинаров Шалвы Амонашвили в Хабаровске), «Здоровый ребенок» (в основе лежат разработки московского врача и психолога Михаила Лазарева), «Одаренный ребенок» (сейчас планируется, что лаборатория преобразуется в центр), - продолжает Алла Геннадьевна. - Есть школы-лаборатории, которые, например, занимаются проблемами развивающего обучения Леонида Занкова.

Карт-бланш для ФГОС

Также работают в крае команды-спинауты. Этот термин заимствовали из бизнеса.

- Спинаут - это структурное подразделение какой-либо организации, достаточно автономное, которое получает карт-бланш (полную свободу действий)  на исследования (в том числе и на ошибки!), при этом имеет преференции в материальной, технической поддержке, - продолжает Алла Кузнецова. - В режиме спинаута у нас работал отдел по внедрению федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Когда мы начали апробацию, официально наш край не входил в число регионов, в которых стартовал этот эксперимент. Мы собрали команду, причем из разных населенных пунктов края, и за год они разработали такую интересную модель  внедрения ФГОС и подготовки педагогов, что их пригласили представить свой опыт на всероссийском семинаре-совещании в столице, где делились своими результатами официальные площадки. В чем преимущество спинаутов - если что-то не получится, то это не будет системной ошибкой, а если наоборот - то это даст возможность быстрее «попробовать» то, что рано или поздно все равно придется внедрять.

Точно так же в крае начались эксперименты и по другим направлениям модернизации системы образования.
Эффективно работают кросс-функциональные команды. Они создаются как на уровне районов края, так и на уровне школы. Возникают они тогда, когда разрабатывается сложная инновация и требуется решение множества задач, для этого требуются специалисты разных структур и сфер.

- Например, так мы работаем по внедрению ФГОС в основной школе. Мы создали центр системных инноваций, центр общего образования, - дополняет Алла Геннадьевна. - Есть 10 пилотных школы, которые начали апробацию ФГОС, включились в работу представители районных отделов образования, методисты. И уже есть результат: нашей моделью заинтересовались и другие регионы.

А родителям,  в свою очередь, нужно понять, что «экспериментальная программа» или «экспериментальная школа» - это совсем не значит, что ребенка будут учить непонятно чему и как. Система образования дает определенную гарантию, что такого не будет: никто не ведет «несанкционированных» экспериментов. Прежде чем к нему приступить, педагоги должны защитить свою концепцию, пройти экспертизу. И обязательно представить результаты.

Более того, те школы, которые ведут инновационную деятельность, получают прeферeнции: оснащают учебную базу по последнему слову техники. Например, те, кто занимается по системе Занкова, сразу получили компьютерное оборудование, приборы, интерактивные доски. Учителей регулярно направляют на курсы повышения квалификации.

- Если школа работает как экспериментальная площадка, - дополняет Алла Кузнецова, - для родителей и детей это только «плюс»: в школе учиться интересно и полезно во всех смыслах. Хотя учиться, конечно, будет не так просто.

Мария ИВАНОВА.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



05.10.2021 00:00
Будущее человечества - в руках учителя
Учитель - уникальная профессия, немыслимая без творческого поиска, добрых эмоций, такта, и чаще всего в нее приходят на всю жизнь.

05.10.2021 00:00
Миссия педагога: учить, вдохновлять, стремиться
Учитель истории и обществознания школы № 1 города Советская Гавань Людмила Ласунина в 2021 году вошла в число лучших педагогов, учащиеся которых достигли высоких успехов по предмету.