Стандарты - новые, а результаты уже есть

22.12.11 15:50 | МАСТЕРская | 9м. 41 c.
Стандарты - новые, а результаты уже есть
Педагоги тоже любят учиться

В Хабаровском крае с первого сентября 2011 года начали действовать федеральные государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования (ФГОС). Все учреждения края, как и России, на них уже перешли. Какие выпускники нужны региону? И оправданы ли такие стремительные реформы в профобразовании?

Строим дом из знаний

- Говорить о необходимости введения новых стандартов уже, пожалуй, даже не надо. Меняется жизнь, а следовательно, и те реалии, которые существуют вокруг нас, - рассказывает Злата Богомаз, проректор по профессиональному образованию Хабаровского краевого института развития образования. - Сейчас в стране переход на совершенно другой тип экономики

- инновационную. Соответственно, чтобы идти по этому пути, необходимы перемены, в том числе и в подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров. Была поставлена цель: готовить конкурентоспособных выпускников, которые будут востребованы на рынке труда. Соответственно, и система профессионального образования должна изменяться. Стандарты предъявили новые требования к педагогам, к процессу обучения, к материально-технической базе.

- ФГОС, прежде всего, отличаются новой структурой. Акцент делается не на знаниевый подход, а на системно-деятельностный. Современные стандарты задают границы возможного. Нормируется только инвариантная (федеральная) часть, а относительно вариативной части стандарт определяет только временные нормативы реализации содержания образования, обеспечивающего индивидуальные интересы и потребности обучаемых. - продолжает Злата Анатольевна. - Во ФГОС уже подробно не прописываются конкретные детали, технологии. Зато уточняются процедурные условия, обеспечивающие качество образования, например, требования привлекать к обучению преподавателей-практиков, использовать информационно-коммуникационные технологии, электронно-библиотечные системы, современное оборудование.

ФГОС сейчас направлены, во-первых, на приближение образовательного учреждения  к жизни. Во-вторых, они создают условия для конкурентоспособности будущих выпускников. Прерогативой образования становится не информативность и энциклопедичность, а возможности научиться работать с различными источниками с целью отбора поиска и извлечения информации для создания собственных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.

Стандарты отвечают на вопрос: а каким должен быть специалист? И это не свод правил. Эту систему можно представить как дом, который строят из модулей, блоков. Если у работодателя появились новые требования, то их должны учесть. Например, добавить новый модуль - в доме появилась пристройка. Или убрать тот, который не нужен, - будет меньше комнат. План дома поменялся, но результат останется. И результат будет такой, каким видит заказчик дома, которому в нем жить.

Так и в образовании: чтобы чему-то научить, нужно быть мобильным и педагогу. Поэтому, начиная с прошлого года, преподаватели и руководящие работники прошли повышение квалификации.

Причем в современных условиях есть возможность проходить повышение квалификации, организовывать стажировки не только в крае, но и на площадках других регионов. Например, некоторые преподаватели и руководители изучали организацию системы профессионального образования в Германии, Финляндии. Но главное то, что и к нам приезжают на стажировки, изучают опыт региональной системы образования.

Система профессионального образования должна иметь опережающий характер. И в этой связи, работодатель задает рамки, какой специалист ему нужен сейчас, через два-три года. И гибкая структура стандартов позволяет нам учитывать потребности рынка труда.

Диалог ведут работодатели

Важное и актуальное содержание профессионального образования - это реализация ФГОС с участием объединений работодателей. В нашем регионе учреждения сотрудничают с «Союзом работодателей Хабаровского края». И теперь эти отношения вышли на новый уровень, ведь сейчас начинается долгосрочное взаимодействие училищ, техникумов, колледжей и предприятий. Чего хотят работодатели, какие трудности возникают при переходе на новые требования в обучении? Это и обсудили на краевой научно-практической конференции «Реализация ФГОС в системе начального и среднего профессионального образования Хабаровского края: опыт, проблемы, перспективы», которая прошла в декабре.

- Цель конференции, - рассказывает Злата Богомаз, - представить опыт работы учреждений профессионального образования по реализации основных профессиональных образовательных программ, показать эффективные механизмы взаимодействия с работодателями, рассказать о проблемах и показать положительный опыт учреждений в условиях реализации ФГОС.

В конференции приняли участие старший научный сотрудник Федерального института развития образования Екатерина Есенина, которая представила основные направления развития профессионального образования в России в современных социально-экономических условиях, а также Михаил Азарёнок, заместитель генерального директора исполнительной дирекции регионального объединения работодателей «Союз работодателей Хабаровского края», который в своем выступлении раскрыл новые возможности для работодателей в подготовке высококвалифицированных кадров в условиях введения ФГОС.

Были организованы дискуссионные площадки, которые работали на базе учреждений профессионального образования (Хабаровский педагогический колледж, Хабаровский технический колледж, Хабаровский промышленно-экономический техникум, профессиональное училище № 4, профессиональное училище № 40), на которых руководящие и педагогические работники обсудила актуальные проблемы профессионального образования.

- На каждой дискуссионной площадке были проведены мастер-классы по определенной тематике, - рассказывает Злата Богомаз. - Прошли презентации инновационного опыта, проведены методические практикумы, организован диалог с работодателем, в рамках которого представлен опыт совместной деятельности образовательных учреждений и социальных партнеров по формированию содержания профессионального образования в условиях реализации ФГОС, рассмотрены актуальные вопросы в подготовке квалифицированных кадров для экономики края.

На дискуссионных площадках удалось обсудить разные темы: модульно-компетентностный подход, научно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС, организация самостоятельной работы, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, организация воспитательной работы в учреждениях. На конференции подвели первые итоги по реализации ФГОС. Но впереди - большая работа по внедрению стандартов, по расширению направлений деятельности по взаимодействию с работодателями.

Залог успеха ученика - его педагог

В 2010 году в Хабаровском крае стартовали апробационные площадки по введению ФГОС - это профессиональные училища №4, 40 в Хабаровске и № 14 в Комсомольске-на-Амуре. В течение прошлого года на семинарах, мастер-классах они представляли результаты своей работы.

- На их примере мы видели все проблемы, которые возникали при переходе, при формировании программ, учебных планов, при введении новых методик и технологий, - комментирует Злата Богомаз. - Но основная проблема, которая была и в прошлом году, и в этом: не до конца разработанная нормативно-правовая база. Вторая проблема: на данный момент по многим профессиям и специальностям не разработаны примерные основные профессиональные образовательные программы. Поэтому в течение прошлого года была организована работа по разработке основных профессиональных образовательных программ. Этот процесс шел в течение года внутри учреждений, было также создано профессиональное сетевое сообщество.

Конечно, педагогам было непросто. Но в этом было много коллективного и персонального творчества. И продукт, который был создан, - эти программы, которые согласованы с работодателями. Они были представлены на «Ярмарке педагогического опыта-2011», проходившей в рамках августовской научно-практической конференции.
 А перспективы и задачи развития на ближайшее время вполне конкретные.

В крае принята комплексная целевая программа «Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы». Ее цель: формирование сбалансированной многоуровневой системы профессионального образования, адекватной потребностям регионального рынка труда.

А это значит, выполняется четкая установка, касающаяся всей молодежи края: успешное трудоустройство. А оно у нас более чем возможно: регион развивается, квалифицированные рабочие кадры будут востребованы.

Говорят модераторы секций

Елена Вологжина, замдиректора по научно-методической работе Хабаровского педагогического колледжа, модератор группы «Гуманитарные науки, образование, здравоохранение, культура»:

- Для начала отмечу, что федеральные образовательные стандарты имеют модульно-компетентностный характер содержания в сравнении с прежними. То есть это определенные тематические блоки, включающие и теорию, и практику. Каждый модуль может рассматриваться как отдельный мини-курс. И человек, который, например, приходит повышать квалификацию, может получить конкретные знания и навыки, ему необходимые. Вообще, в перспективе, тот, кто пройдет модуль, может получить сертификат. Пока это, к сожалению, нерешенный вопрос, который вытекает из одной проблемы - отсутствие примерных программ. Правда, профессии и специальности в области культуры и искусства их имеют. Сейчас учреждения сами разрабатывают программы, сертификация профессиональных модулей - дело ближайшей перспективы. В основном в колледжи и училища приходят ребята после 9 классов, поэтому еще есть время, чтобы программы прошли сертификацию.

В крае планируется создание экспертного совета, который рассмотрит эти программы и присвоит им статус примерных. В новом стандарте 30 процентов учебного времени - это вариативная часть, региональный компонент, в разработке которого участвуют работодатели. И даже если будут утвержденные федеральные программы, краевой совет нужен, чтобы оценивать разработки краевых образовательных учреждений.

А на конференции в работе нашей дискуссионной площадки стоит отметить опыт Хабаровского колледжа искусств за организацию самостоятельной работы учащихся, государственный медицинский колледж - в их учебном заведении отлично организовано взаимодействие с работодателями. Наши педагоги тоже поделились опытом организации внеурочной деятельности студентов, взаимодействия с социальными партнерами. Вместе с базовым предприятием, начальной общеобразовательной школой «Первые шаги» были разработаны и реализуются рабочие учебные программы по педагогическим специальностям.

Благодаря специфике направлений подготовки, врачи, учителя и работники культуры всегда были и остаются востребованными на региональном рынке труда.

Ольга Пустовалова, заместитель директора по учебной работе Хабаровского автодорожного техникума:

- Подобные конференции довольно продуктивны. В нашей секции (а она была по направлениям подготовки: авиационная и ракетно-космическая техника, транспортные средства, морская техника, сельское и рыбное хозяйство) подняли для обсуждения несколько проблем.

Острые вопросы в связи с введением новых стандартов обозначил заместитель директора по учебной работе Комсомольского-на-Амуре строительного техникума Александр Назаренко. Один из них касался уменьшения количества учебных часов на заочном отделении. Это вызвало дискуссию. Коллеги пришли к выводу, что это, в принципе, оправдано. На заочном ребят изначально мотивируют на самоподготовку. И несмотря на то, что у них немного учебных часов, у них очень хорошо проработана практика, ее достаточно, чтобы освоить все основные навыки, заложенные в учебных планах.
Второй вопрос касался содержания некоторых федеральных государственных стандартов. Например, по такому направлению, как «Сервис на транспорте». Оно есть в нашем учреждении. Стандарт разрабатывали железнодорожники, поэтому не учли некоторые нюансы. Например, в нем есть модуль, где подразумевается освоение одной из рабочих профессий: это либо бортпроводник, либо проводник на железнодорожном транспорте. А как быть автотранспортникам? Убрать этот модуль нельзя. Но вот добавить новый можно. И этот вопрос уже решают в министерстве образования и науки, а также в федеральном институте развития образования. Есть подобные проблемы и с другими направлениями.

Что касается взаимодействия с работодателями, то в прошлом году, например, в автодорожном техникуме мы впервые провели конкурс «Лучший выпускник», это хорошая неформальная форма сотрудничества. Мы можем привлечь компетентное жюри, а работодатели - обратить внимание на выпускников. Нужно не просто предлагать работодателям взять ребят на практику или на работу, а придумывать такие формы работы, чтобы они включались в повседневную жизнь учреждений.

Ольга Лебедева, заместитель директора по теоретическому обучению ПУ № 4:

- Конечно, одна из наиболее важных тем, затронутая на заседании нашей секции (а в её работе приняли участие представители краевых образовательных учреждений начального профессионального образования и среднего, осуществляющих подготовку специалистов в таких отраслях, как металлургия, машиностроение и материалообработка, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, информатика и вычислительная техника), - это подготовка квалифицированных кадров для экономики края. Ведь новые федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования позволяют формировать содержание образовательных программ с учётом требований работодателей к компетенциям учащихся, необходимым для выполнения производственных задач, то есть ориентироваться на потребности и возможности предприятий.

Нашему училищу, пожалуй, повезло. Мы сотрудничаем с ОАО «Дальэнергомаш» на протяжении уже нескольких лет. Олег Владимирович Конюшев, генеральный директор этого предприятия, и Виктор Иванович Калмыков, директор по общим вопросам, принимают активное участие в работе попечительского совета училища, разработке учебно-программной документации. В своём выступлении во время конференции Калмыков Виктор Иванович рассказал об организации учебной и производственной практики наших учащихся в условиях завода, обозначил проблемы, которые возникают в процессе профессиональной адаптации ребят.

Рассказал о перспективах дальнейшего сотрудничества, высказался о том, какие компетенции необходимы будущим рабочим, на что нужно сделать акценты. Сейчас, например, на ОАО «Дальэнергомаш» модернизируется станочный парк, и наши работодатели уже сегодня заинтересованы в том, чтобы завтрашние выпускники училища обладали достаточным уровнем знаний и умений для успешной работы на современном оборудовании. Благодаря таким конкретным и чётким предложениям наших социальных партнёров мы имеем возможность своевременно корректировать свою деятельность: знаем, какое оборудование для учебных мастерских целесообразнее закупать, какие контрольно-оценочные материалы, ориентированные на проверку сформированности компетенций обучающихся, необходимо разрабатывать.

В качестве одного из пилотных учреждений НПО края наше училище приступило к реализации новых стандартов в 2010 году. И мы убедились в том, что тесное сотрудничество с работодателями не только взаимовыгодно, но и просто необходимо. Ведь мы делаем общее дело. Активное участие работодателей в учебно-воспитательном процессе училища свидетельствует об их ответственном подходе к будущему своего предприятия и гарантирует качественную подготовку наших выпускников, их успешное трудоустройство.

Автор: Мария ИВАНОВА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



10.12.2019 00:00
Наши чемпионы: умные, талантливые, успешные
Сборная Хабаровского края завоевала 16 медалей в 23 компетенциях

10.12.2019 00:00
Хабаровские предпенсионеры осваивают современные профессии
С 2019 года в Хабаровском крае действует федеральная программа обучения граждан предпенсионного возраста.