12 месяцев классического законотворчества

29.03.11 15:00 | Закон и Жизнь | 9м. 59 c.

Дума пятого созыва в нынешнем составе отработала год. Прошедшие двенадцать месяцев были для депутатов насыщенным периодом жизни: одни из них знакомились с новым видом деятельности, другие осваивали принципы межфракционной работы, кто-то активно участвовал в заседаниях четырех комитетов, кто-то стремился активнее работать в своих районах, чтобы встретиться с избирателями и лично узнать от них о самых волнующих проблемах...

Но самой главной для всех парламентариев, несомненно, была законотворческая деятельность. Принято 77 законов Хабаровского края по разным направлениям. В сфере бюджета и налогов основными правовыми актами традиционно стали законы о краевом бюджете и бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год. В социально-экономической сфере правотворчество краевых депутатов было направлено главным образом на совершенствование законодательства в области природопользования, сельского хозяйства, развитие предпринимательской деятельности, создание комфортных жилищных условий жителям края. В сфере законности и социальной защиты населения, как и в предыдущие годы, приоритетом осталось сохранение мер, направленных на социальную поддержку малоимущих слоев населения. Законом края утверждена краевая целевая программа «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2011 год». В области государственного устройства и местного самоуправления работа была направлена на дальнейшее укрепление демократических институтов в крае, развитие избирательной системы, а также совершенствование административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления. Совершенствовали парламентарии и законы, принятые депутатами прошлых созывов. И, как в каждом созыве, приоритетным направлением осталась работа с избирателями и их обращениями и письмами: за год в думу поступило более трех тысяч обращений граждан.

Сегодняшний выпуск «Закон и Жизнь» можно назвать своеобразным подведением итогов депутатского года.

Оценку даёт спикер

- Понятно, что депутаты не могут отчитаться тоннами, штуками или кубами. Депутатская работа - это законотворчество, и считаю, что дума здесь отработала в классическом штатном режиме. Мы готовили законопроекты, которых требует жизнь и экономика нашего края. Естественно, закон номер один любого субъекта, в том числе и нашего, - это бюджет. Сегодня работают и принятый нами бюджет, и социально-экономическая программа развития края. В этой ситуации меня беспокоит другое: бюджет мы гордо именуем социально ориентированным. Но вся гордость заканчивается на изношенной социальной инфраструктуре. К примеру, дорог у нас недостаточно даже для того, чтобы обеспечить нормальное транспортное сообщение между поселениями, не говоря уже о том, чтобы вокруг этих дорог развивать малый и средний бизнес, используя все ресурсы. Поэтому сейчас я ставлю своим коллегам по думе задачу - направить все усилия на разработку законопроектов, которые бы дали дополнительный стимул и мотивацию для развития отраслей малого и среднего предпринимательства именно производственного сектора.

Вот меня иногда критикуют - мол, Хохлов хочет всех заставить шить, строгать, пилить и так далее. Да нет же, не заставляю, просто я говорю: давайте создадим комфортные условия, чтобы люди могли заниматься производством. И здесь не обязательно шить, пилить, строгать, хотя китайцы на этом подняли экономику.

Почему мы должны покупать элементарные вещи - одежду, обувь, продукты питания китайского производства, а не можем сами это производить для себя на предприятиях малого и среднего бизнеса? А если посмотреть еще дальше: почему мы не можем сегодня делать какие-то комплектующие для наших предприятий? Сейчас производство страдает от отсутствия заказов, но, по большому счету, для этого у него даже нет необходимой инфраструктуры. То есть здесь должен быть взаимный интерес.

Поверьте, многие европейские заводы состоят из сборочного производства, а комплектующие делает вся страна на малых и средних предприятиях. Никто не делает весь комплекс, как это принято у нас. И пока, к сожалению, данное направление не развивается.

Еще одно направление, которое в нашем крае развивается медленно, - это инновационный малый и средний бизнес.

Если открыть Интернет и посмотреть, что происходит у наших соседей-сибиряков, в той же Томской или Новосибирской области - там уже счет предприятий малого и среднего бизнеса, созданных при вузах, идет на сотни! И даже не при научно-исследовательских институтах, а при обычных высших учебных заведениях - технического, химического, медицинского или фармацевтического направления. А мы совершенно не используем того научного потенциала, которым сегодня располагаем. Хотя в каждом вузе кандидатов наук и докторов больше, чем достаточно, но организовать и направить эти мозги на благо экономики у нас пока не могут. Да, академическая наука что-то делает.

В Хабаровском крае двадцать НИИ, и каждый работает ради науки и престижа страны. Хорошо, есть престиж. А результат? Валовый региональный продукт вырос или нет, и если вырос, то какая у него доходность? Вал-то есть, а доходности нет. Это, кстати, подчеркивали многие губернаторы на последнем совещании. Вот куда нам нужно интенсивно двигаться! Я вас уверяю: если в продукте будет присутствовать инновационная составляющая, то уровень добавочной стоимости будет совершенно другой.

Если изобретения, которые есть у наших рационализаторов в единственном экземпляре и которые никто не хочет продвигать на наш внутренний рынок, сейчас отвезти в Америку, там их тут же обсчитают, оценят окупаемость и прибыль, вложат деньги и реализуют под иностранным брендом. Мы же здесь тормозим, к сожалению.

Одно из правильных решений проблемы подсказал лидер «Единой России» Владимир Путин на партийной конференции в Брянске: нужно не институт, а именно конкретного ученого простимулировать и выяснить, сколько ему нужно денег, чтобы реализовать его идею. Грубо говоря, давайте дадим ему сто миллионов, пусть он свой продукт разработает, внедрит и получит от него эффект с точки зрения рынка.

В этом направлении нужно принять самые радикальные и решительные меры, нацелив науку в вузах на реальный сектор экономики и потребности реального рынка.

А потребности, кстати говоря, неисчерпаемы. Сужу по свежим впечатлениям от посещения химфармзавода. Спрашиваю там: есть ли хоть одна разработка нашего медуниверситета на какой-нибудь лекарственный препарат? Нет. А ведь там явно есть докторские и кандидатские диссертации на эту тему!

Для чего я делаю акцент на инновациях, связанных с лекарственными препаратами? Дело в том, что, со слов директора завода Валентины Нечипоренко, 80 процентов лекарственных препаратов в России производятся на нашем технологическом оборудовании, но на импортном сырье. Получается, что лекарственная безопасность страны в катастрофическом положении! И нужно серьезно задуматься над этим.

Возвращаясь же к оценке первого года работы думы, считаю, что сработали депутаты нормально, в классическом режиме, обеспечив законами всю основную жизнедеятельность населения края. А на этот год я поставил себе и своим коллегам задачу отработать экономические и бытовые вопросы, которые сегодня не урегулированы и не обеспечены законодательными актами. Пример: проблема обеспечения дровами, отлов бродячих собак - казалось бы, темы мелкие, но они касаются конкретных жителей края, и оставлять нерешенными их нельзя.

Второе направление - максимально продумать законодательство, чтобы создать комфортные условия для развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью. Это даст рост валового регионального продукта и доходной базы, а также создаст новые рабочие места. Я убежден, что именно в этих двух направлениях Законодательная дума и обязана действовать.

Работа без политических боёв

Существенным элементом структуры законодательных органов является существование в их составе фракций и депутатских групп. В прошедшем году принято немало законов и иных нормативных правовых актов, которые регламентируют плюрализм мнений и позиций представителей различных партий и гарантируют их равное освещение в средствах массовой информации. В Законодательной думе Хабаровского края работают четыре фракции, созданные на партийной основе, в которые входят депутаты от «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ. Межфракционную работу в краевом парламенте координирует первый заместитель председателя Законодательной думы, руководитель фракции ВПП «Единая Россия» Сергей Луговской.

- Понятно, что у каждой фракции своя политическая задача, - рассказывает Сергей Леонидович, - поэтому мы всегда старались найти консенсус - именно в плане принятия общего решения. Проводим межфракционные совещания, перед заседанием думы беседуем с лидерами каждой фракции отдельно или все вместе, чтобы выяснить позиции по тем или иным вопросам, разговариваем, убеждаем... Если диалог получается, то представитель фракции говорит: да, мы поддержим закон. Или - не поддержим по такой-то причине. Такая работа позволяет все вопросы тщательно проработать уже на уровне отраслевых комитетов. Поэтому проекты решений выносятся на думу подготовленными, их обсуждение проходит конструктивно.

Мы находим общий язык с ЛДПР, даже вносили вместе с ними совместные поправки к закону края о бюджете на 2011 год, посвященные вопросам лекарственного обеспечения. Они тоже работали по этой проблеме, и вышло, что наша поправка получилась объединенной - с пользой для людей.

Со «справедливороссами» тоже у нас контакт, они высказывают свои мнения и предложения по позициям, связанным с малым и средним бизнесом.

Но, к сожалению, не всегда получается работа с фракцией КПРФ. Эти депутаты всегда принципиально голосуют против бюджета, невзирая на то, что есть определенные каноны, по которым бюджет просто нельзя увеличить, например, на миллиард или добавлять что-то «от себя».

В крае у нас действуют целевые программы, которые позволяют направлять организованно средства бюджета на решение наиболее важных вопросов и проблем, их финансирование постоянно увеличивается и дополняется. Понятно, что этого недостаточно, но, к сожалению, средств на все не хватает. Если вы хотите увеличить какие-то его статьи, тогда назовите источник пополнения! Коммунисты понять это не хотят и постоянно голосуют против бюджета. Вот здесь, к сожалению, мы не можем найти с ними общего языка.

Конечно, в начале своей деятельности некоторым депутатам хотелось больше показать себя на политическом поприще, но сейчас такие баталии на заседаниях думы и комитетов отошли на задний план. Работа наша, в первую очередь, связана с законотворчеством, и здесь все строго регламентировано.

Одним из основных направлений в работе фракции «Единая Россия» было законодательное обеспечение сбалансированной бюджетной политики в регионе.

Помню, когда я первый раз вносил поправку к закону о бюджете, сколько было доработок и с комитетом, и с юристами, и с минфином... - везде нужно было согласовать и учесть все замечания, прежде чем выйти с этой поправкой на заседание думы. И не только потому, что этого требует процедура принятия нормативных актов, но и потому, что четкое регламентное обеспечение законотворческого процесса позволяет добиться необходимого качества принимаемых законов.

Открытия первого года

Для Натальи Пудовкиной это год работы в думе пятого созыва был первым годом депутатской деятельности. Но это, по ее словам, не было совершенно новой работой, потому что тот опыт, который она получила в органах исполнительной власти и краевого, и федерального уровня, был тоже связан с законотворческим процессом. Правда, без открытий все же не обошлось.

- Работая именно в законодательном органе краевого уровня, я поняла, насколько ограничены наши возможности, как мало юридическое поле там, где мы можем на что-то влиять, - рассказывает Пудовкина. - Сегодня правовая база на федеральном уровне совершенствуется, и для краевого уровня выставлены определенные границы: что мы можем, а что нет, что является нашими полномочиями, а что - полномочиями Федерации. И особенно в тех профессиональных направлениях, по которым я работала на федеральном уровне, к сожалению, есть проблемные вопросы, которые надо решать именно на уровне края.

Москва далеко, Россия очень разная и по своим территориально-географическим особенностям, и по структуре населения, и по традициям, а вот подходов, дифференцированных с учетом этих особенностей, у нас не существует, равно как и сейчас в Хабаровске мы говорим обо всем усредненно. А ведь у нас есть и северные территории, которые на сегодняшний день ни под какую среднюю позицию не подходят. Я недавно вернулась из Охотска, встречалась там и с жителями, и с руководителями районного звена - именно в глубинке начинаешь понимать, что нельзя ко всему подходить одинаково: средний прожиточный минимум, средняя зарплата, средние выплаты... Север, трудные условия жизни и работы - и вот вам парадокс: поскольку зарплата там у них повыше, то меньшее количество людей могут воспользоваться льготами.

Так что ничего нового я за этот год работы не увидела, кроме вот этой особенности, которая не очень-то радует. Хотелось бы сделать много и сразу, а главное - знаешь как, но, к сожалению, не всегда это возможно...

Зато у депутатской деятельности есть еще одна сторона, которую Наталья Алексеевна считает наиболее важной, ответственной и приносящей удовлетворение, когда удается что-то сделать. Отдушина эта - работа с обращениями граждан.

- Если получается кому-то помочь, то, безусловно, это и запоминается, - говорит Пудовкина. - Потому что ты понимаешь: люди идут к депутату, уже отчаявшись, в последнюю очередь и надеясь, что ты решишь их проблему. Поэтому к каждому обращению я отношусь очень серьезно. Не люблю, когда на мои обращения делают стандартные отписки, потому что во многих вопросах сама понимаю, что и как должно быть сделано.

Сегодня полномочия Законодательной думы таковы, что мы можем утверждать бюджет и программы социально-экономического развития. Кстати говоря, в этом созыве депутаты впервые внесли в уже внесенный бюджет конкретные изменения. А все решения и механизмы - в программах социально-экономического развития, которые утверждает губернатор. И в течение всего периода работы мы должны тесно взаимодействовать с органами исполнительной власти, чтобы высказать позицию людей.

Депутаты являются представителями народа, поэтому должны знать нужды и чаяния людей, анализировать их и, если они носят системный характер, предлагать решение жизненно важных вопросов.

Взгляд с позиции опыта

У Анатолия Дронченко депутатский стаж один из самых больших - четырнадцать лет. Сравнивая годы своей работы в краевом парламенте, Анатолий Иванович сказал:

- За это время Законодательная дума, безусловно, изменилась. Стал другим характер ее работы, менялись и проблемы, которыми она занималась. И это естественно, поскольку сегодня изменилась и социально-экономическая, и политическая ситуация в стране и в крае, изменились и мы сами. Понятно, что такие изменения неизбежны, жизнь на месте не стоит.

Организация работы думы тоже стала несколько иной - сейчас идет более жесткий учет работы депутатов по сравнению с тем, как было раньше. Так происходит по всей стране, и в Государственной думе, и у нас: существенно повысилась депутатская дисциплина, соответственно, и ответственность парламентариев возросла.

Что же касается законотворческой деятельности, то ее характер, конечно, тоже изменился.

К примеру, во 2-м и 3-м созывах депутаты больше сами занимались подготовкой законопроектов, в 4-м и в нынешнем 5-м созыве эту функцию взяло на себя правительство края. Оно в основном готовит законопроекты и вносит на рассмотрение думы. Более того, подготовка одного из основных законопроектов - Закона о бюджете Хабаровского края - сейчас исключительно приоритет краевого правительства. Мы только вносим поправки, хотя, конечно, последнее слово - «утвердить, не утвердить» - остается за нами.

Хочу сказать, что в 3-м и 4-м созывах многие законопроекты, которые когда-то вносили депутаты 2-го созыва, были исключены. Это касается, прежде всего, законопроектов, внесенных депутатами фракции КПРФ. Что ж, каждый состав думы по-своему решает те или иные проблемы...







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



11.08.2015 00:00
Дать стимул развитию предпринимательства
Наталия Пудовкина, председатель постоянного комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию:

11.08.2015 00:00
Губернатор Вячеслав Шпорт об итогах весенней сессии Законодательной думы Хабаровского края шестого созыва:
- Выборы депутатов Законодательной думы Хабаровского края VI созыва состоялись год назад в непростое время. Стране были объявлены мировые экономические санкции, что не могло не сказаться на экономике нашего края, глубоко интегрированной в глобальную экономику.