Мы много раз писали о том, что Дальневосточная железная дорога уникальна по географическим и техническим характеристикам. Но почти ничего не рассказывали об одном уникальном ее сооружении - о тоннеле, проложенном почти шестьдесят лет назад под Амуром.
Этот тоннель протяженностью более семи километров аналогов в России не имеет. Но писать о нем в прежние годы было категорически запрещено. Важнейший, стратегического значения объект. И когда, отправляясь из Хабаровска на запад, проводники наглухо закрывали окна вагонов и опускали шторы, мы понимали, что проедем там, чего видеть нам не положено.
А недавно руководители ДВЖД организовали поездку группы журналистов по секретному тоннелю.
Трудно себе представить, что этот тоннель под мощнейшей рекой России был построен за три с небольшим года. По тем временам, без современной землеройной и горнопроходческой техники, это казалось чудом. А потому вокруг этого тоннеля родилось множество теперь развенчанных легенд.
Первый поезд со строителями прошел по тоннелю месяц спустя после начала второй мировой войны. Агенты ближайшего нашего соседа, в то время потенциального военного противника не раз пытались разузнать расположение и технические данные этого стратегического объекта. Но на Хабаровском международном судебном процессе над военными преступниками японские генералы признались, что их разведке так и не удалось установить ни само наличие, ни место расположения тоннеля.
Этот тоннель и по современным меркам - сложнейшее транспортное подземное сооружение. Здесь мощное энергетическое и шахтное оборудование, калориферное и насосное хозяйство.
Правда, долгое время, когда с пропуском грузопотока вполне справлялся Амурский железнодорожный мост, тоннель был законсервирован. И в 50-е годы в целях увеличения пропускной способности дороги тоннель использовался лишь для движения грузовых поездов в четном направлении. А после электрификации дороги от Хабаровска в западном направлении по тоннелю стали ходить не только грузовые, но и многие пассажирские поезда.
- Долго ли может просуществовать этот тоннель? - поинтересовались журналисты. И получили ответ: при нынешнем уровне технического обслуживания он может существовать и «работать» практически вечно.
Леонид ГАПИЧ.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?
26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским
26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово
26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»
26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!
26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!
25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке
24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта
24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников
24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией
24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте
24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев