Город без районов: опыт жизни, опыт управления (Часть 1)

24.07.1999 | АРХИВ | 2м. 35 c. | 860

Вспомним модную в начале 90-х борьбу за «самостийность», когда нижестоящие чиновники и депутаты требовали для себя иммунитета от действий вышестоящих структур. К примеру, в Ленинском районе Комсомольска одно время добивались полной финансовой независимости. Политическая как будто была: свои органы исполнительной и законодательной власти. Дальше - хоть отделяйся шлагбаумом от города! И такие планы кое-кто вынашивал.

Виктор Валентинович Соколов был в этих процессах отнюдь не сторонний наблюдатель. С 1990 по 1996 год именно он руководил Ленинским районом: сначала как председатель исполкома, избранный депутатами, а после декабря 1991 г. - как назначенный «сверху» глава райадминистрации. Опыт, который получил Соколов за эти годы, позволил ему спокойно пережить в дальнейшем и ликвидацию районного деления, и частичную потерю самостоятельности, и управленческую реформу в целом. И стать первым начальником Центрального округа города.

- Сама жизнь подтолкнула к переменам, - говорит Виктор Валентинович. - Я без сожаления простился с прошлым, потому что, сравнивая, видел несомненные плюсы от перехода на единую схему управления городом.

Первый плюс, по мысли Соколова, дает консолидация финансов в одних руках. В условиях 40-50-процентного дефицита городского бюджета это позволяет четко планировать выплату зарплаты, отчисления в разные фонды, финансирование тех или иных направлений деятельности. Далее. Открываются новые возможности по разграничению функций управленческих структур, по устранению дублирования и созданию цельной системы городского хозяйства. Уже без территориального деления.

Что и было сделано 31 декабря 1996 года, когда избранный главой Комсомольска В.П. Михалев своим постановлением ликвидировал районные администрации, создав на их месте окружные. А 8 января 1997 года уже городская дума упразднила собственно районы.

Владимира Михалева можно смело считать «отцом» местной реформы управления. Были у него сторонники типа Виктора Соколова, хватало и противников. К примеру, глава Центрального района города Геннадий Микичура не видел ничего плохого в сохранении районного звена. Во всяком случае, говоривал он, эта схема работает и ладно, а что даст переход на новую систему управления, еще не известно.

Политические оппоненты обвиняли Михалева в «узурпации» власти.

Какие же соображения подвигли мэра Комсомольска на решительные шаги? Послушаем его самого.

- Прежняя система управления была такой, - рассказывает Владимир Петрович. - Каждый из двух наших районов, как самостоятельная административно-территориальная единица, занимался всем. Над ними стоял город, который также отвечал за все. Там и там были свои законодательные органы, исполкомы, свои начальники, которые принимали решения, исходя из собственных интересов. Естественно, было много дублирования. И получалось, что эффективной системы управления не было, а город выступал не как единое целое. Но я всегда был убежден, что на территории населенного пункта должны действовать одни правила для всех жителей, вне зависимости от того, в каком районе, на какой улице кто живет. Должен быть единый бюджет. Единая транспортная схема. Единые системы жизнеобеспечения. Разве можно это все разрывать по районам?! Законодательство о местном самоуправлении и появление новых подходов в формировании бюджета позволили нам исправить положение.

Между тем, по словам Михалева, Комсомольск был не первый город, который провел реконструкцию системы управления. Несколько раньше использовал «окружной вариант» Иркутск. Этот же путь избрали томичи. Еще радикальнее поступили в Благовещенске, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске: упразднив внутригородское территориальное деление, там не стали создавать и округа. Видимо, незначительная численность населения в этих городах (200-300 тысяч) позволяет муниципалитету управлять хозяйством непосредственно.

Интенсивная работа по внедрению передовых схем управления привела к тому, что сегодня в России остается все меньше городов с районным делением. Среди них Владивосток и наш Хабаровск.

Но все познается в сравнении. С точки зрения комсомольского мэра, жизнь доказала правильность избранного им пути.

Продолжение далее...







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов