Вспоминая «кругосветку»

18.08.1999 | АРХИВ | 3м. 18 c. | 599

В связи с завершением строительства автотрассы, соединяющей центр города с федеральной дорогой Хабаровск - Владивосток и проходящей вдоль Амура (часть ее больше известна хабаровчанам как ул. Пионерская), администрация Хабаровского края 1 июля с.г. объявила конкурс на название новой автомагистрали, в котором могли участвовать все желающие.

Желающих, как нам сообщили в конкурсной комиссии, оказалось не так уж и мало. Не остались в стороне от этого и читатели «Тихоокеанской звезды» (некоторые письма-предложения были опубликованы в газете, другие пересланы в комиссию). И хотя для подачи письменных заявок отводился срок до 20 июля, письма в редакцию продолжают поступать.

Сегодня мы публикуем последние два письма, которые, конечно же, не могут уже никак повлиять на итоги конкурса, тем не менее, нам показались интересными. Надеемся, что градостроители Хабаровска учтут в будущем предложения читателей.

Мы с интересом изучаем свою историю, всегда тесно увязывая ее с определенными историческими личностями. Примером может служить строительство Транссибирской магистрали в начале века. Почти все станции были названы именами тех, кто принимал самое активное участие в строительстве или освоении магистрали. Есть своя история и у Пионерской улицы. Каждый год Амур и Уссури, разливаясь, затапливали значительную часть города, так называемую «кругосветку». Руководство края ежегодно обращалось в правительство с просьбой о выделении средств на ликвидацию последствий наводнения. При этом, как правило, просили больше, завышая истинные убытки. Суммы направлялись на благоустройство города, на покрытие убытков отдельных предприятий, хозяйственная деятельность которых к наводнению никакого отношения не имела. Часть денег раздавалась «пострадавшему населению». И так ежегодно на протяжении десяти лет.

Многие руководители ждали наводнения, чтобы за счет «ливневых», так назывались в обиходе выделяемые средства, профинансировать незаконное, вернее, неузаконенное строительство объектов городского хозяйства. Все это раздражало. Деньги расходовались, а меры по предупреждению затопления города не принимались. И вот однажды бывший председатель горисполкома А.С. Панченко предложил сделать хорошее дело: направим «ливневые» деньги на сооружение дамбы с расчетом на то, что в будущем это будет внутригородским проспектом, обеспечивающим транспортную развязку. Получить на строительство деньги по прямому назначению было проблематично. Эти работы могли осуществляться за счет благоустройства, а их выделение было ограничено.

Эту идею поддержал Павел Леонтьевич Морозов, будучи тогда первым заместителем председателя крайисполкома - председателем плановой комиссии. С тех пор и началось строительство «дамбы», которая решала вопрос предупреждения затопления и служила транспортной развязкой. В те времена это было смелое и разумное решение.

Как бы ни пытались опошлить нашу историю некоторые «новоявленные» историки, но жизнь двигалась и совершенствовалась такими людьми, как П.Л. Морозов. После окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Павел Леонтьевич долгое время работал директором кислородного завода, председателем Индустриального райисполкома, председателем Хабаровского горисполкома, первым заместителем председателя крайисполкома. Вел активный образ жизни. Написал две книги об истории Хабаровска, избран почетным гражданином города. Павел Морозов - это эпоха жизни края.

Какие бы прожекты или планы не строили бывшие руководители края, они всегда начинали с цифр, которые первоначально готовил Павел Леонтьевич со своим аппаратом, и зачастую после долгих дебатов и споров соглашались с этими данными.

Предлагаю в память о П.Л. Морозове назвать улицу его именем, поименовав ее, скажем, Морозовской.

В. ШЕВЧУК.

* * *

Исполнилось 350 лет с начала экспедиции Ерофея Хабарова, отправившейся с отрядом 70 человек из Якутска на исследование Приамурья. В этом походе Хабаров построил на Амуре острог и назвал его Албазином. Начиная с 1665 г., острог Албазин стал политическим и экономическим центром Приамурья. Фактически с появлением Албазина начался отсчет российского присутствия на Амуре.

Естественно, это не устраивало соседей-маньчжурцев, и в 1685 г. началась их агрессия против Албазина. Города не стало. По Нерчинскому договору (27 августа 1689 г.) «Город Албазин, который построен был со стороны Царского величества, разорить до основания...».

Можно сказать, что легендарный Албазин как эстафету передал свою роль центра Приамурья Хабаровску.

Но что, кроме иконы Албазинской Божьей Матери, напоминает в Хабаровске об Албазине? Ничего. Зато есть улица Албанская и много других, увековечивающих в истории города память неизвестно о ком и о чем. Хорошо бы назвать одну из улиц, ту же Пионерскую, Албазинской.

В этом году исполнилось 30 лет событиям на о. Даманский. Самого острова уже нет, но там погибли наши пограничники. Лучшей памятью об их подвиге стало бы название одной из городских улиц Даманской.

В. БИКЕНИН.

Кстати.

Как нам стало известно, конкурсная комиссия, рассмотрев все поступившие предложения, вынесла решение оставить автотрассе вдоль Амура название Пионерской. Именем Шевчука рекомендовано назвать другую новую улицу.

Решение комиссии передано на утверждение администрацией края.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов