«ЭМА» под соевым соусом

26.10.1999 | АРХИВ | 6м. 24 c. | 382

foto1.jpg (7698 bytes) Признаться, руководителей компании «ЭМА», известной своими круглосуточными элитными магазинами, мы хотели представить в традиционной уже рубрике «Элита бизнеса». Однако Владимир Маркелов и Андрей Шульга - содиректора предприятия - от звания такого отказались наотрез: «Никакая мы не элита. Элита - это те, у кого дедушка закончил Гарвард, а мы бизнесмены в первом поколении».

Между тем, «ЭМА» все же показалась нам достойной внимания. И не только потому, что выделяется в ряду иных магазинов, но и потому, что, по нашим сведениям, это традиционно торговое предприятие, казалось бы, ориентированное на достаточно обеспеченную публику, занялось... производством. Причем производством товара, ориентированного на самую малоимущую публику, - всевозможной соевой продукции. Более того, уже обеспечивает своим продуктом больницы и школы.

«Вы просто обязаны объясниться», - заявили мы содиректорам-компаньонам (кстати, уникальный случай - предприятием руководят два человека и на равных). И они сдались.

Мы встретились ранним утром в Переяславке, у ворот обанкротившегося овощеконсервного завода, в бывшем винном цехе которого и кипит (в буквальном смысле) весь производственный процесс. В этот день как раз шла «пересменка»: Владимир Маркелов сдавал вахту Андрею Шульге - на первых порах компаньоны по две недели живут в Переяславке, лично курируя производство. Солидная мастина неополитана, которая «несла вахту» вместе со своим хозяином, уже приготовилась в обратную дорогу в Хабаровск и беспокойно поскуливала на заднем сиденье машины. Ждать ей пришлось недолго: вся экскурсия заняла не более получаса.

Первым делом расскажу об увиденном: сам по себе момент превращения растительной сои в такие вещи, как молоко, творог, а тем более сосиски, думаю, не только у меня вызывает любопытство. Свидетельствую: ничего мистического в этом деле нет.

Для начала в небольших металлических ящиках, наподобие почтовых, соя замачивается на шесть часов. Периодически ее промывают чистой водой и «барбатируют» воздухом (что это такое, убей бог, не знаю). Потом уже чистое сырье подается наверх на сепараторную мельницу, где, соответственно, перемалывается, а затем варится. Дальше соевое варево поступает в осадитель, в котором происходит нечто, похожее на процесс получения обычного творога - твердое вещество осаждается с использованием кальция хлорида или молочной сыворотки. Полученный «осадок» перемещается в специальные формочки и направляется под пресс - избавляться от излишка влаги. Потом выдерживается шесть - восемь часов в холодильнике от нуля до восьми градусов по Цельсию. В результате получается то, что все уже, наверное, хоть раз в жизни видели - сероватая плотная белковая масса, богатая протеинами, жирами, углеводами. Называют ее кто творогом, кто мясом, кто массой. Правильное название звучит довольно странно - тофу. Собственная лаборатория проверяет тофу на кислотность, плотность, сухое вещество и на влажность, потом отправляет в специализированную лабораторию, которая анализирует белки, жиры, углеводы и в районную СЭС - на микробиологию. (Изначально же производство проверила краевая СЭС и выдала сертификат соответствия.)

Очевидно, нечто подобное происходит и в Комсомольске. С той лишь разницей, что ДАКГОМЗ закупил полностью импортное оборудование за 2,5 миллиона долларов, обеспечивающее большие объемы. И технология у него соответственно импортная. Переяславский цех сам по себе небольшой - буквально три-четыре установочки. Произвел их частично Хабаровский судостроительный завод, частично закупили в Центральной России. Часть - просто стандартное молочное оборудование: российское и французское. Система очистки воды была разработана на кафедре водоснабжения Хабаровской академии путей сообщения - именно под местную переяславскую воду, которая, к слову, все же лучше, чем хабаровская.

Специфика технологии опять же местная. По сути этот цех - детище кандидата наук из НИИ сельского хозяйства Олега Митрофановича Комолых. Именно он «привязал» ее к российским условиям. То есть избавил продукт от привкуса сои, который для восточных народов естественен, а российскому человеку чужд. Методика, говорят, проста и гениальна одновременно.

Однако технология - технологией, но что же подвигло коммерсантов заняться производством соевых продуктов? Предположений у нас было два. Первое - торговля, увы, уже не приносит привычных доходов, а потому бизнесмены вынуждены искать рентабельность в области производства. Второе - бизнес подвержен такому явлению, как мода. А то, что страна и Дальний Восток в частности в последнее время переживают «соевый бум», думаю, доказывать не надо. Предположения наши оказались верными лишь частично. История, рассказанная Маркеловым и Шульгой, оказалась не столь банальна.

Оказывается, к производству продуктов питания у Владимира Маркелова интерес давний - собственно первоначальный капитал он заработал десять лет назад на изготовлении чебуреков. Арендовал убыточные столовые. Днем кормил ведомства, а круглые сутки они делали кондитерские изделия, полуфабрикаты, выпечку. Потом, правда, от производства он на некоторое время отошел - трелевал КАМАЗы, металл в Китай и Корею, завозя взамен продовольствие - фирма в 1992-1993 годах доросла до седьмого места в крае по внешнеэкономическим операциям. В процессе этой бурной деятельности они с Шульгой и познакомились. Потом решили, что завезенную продукцию неплохо бы продавать в собственных магазинах. Так появилась сеть магазинов «ЭМА». И снова захотелось производить.

В бывшем «Гамбургере» два года назад фирма принялась готовить полуфабрикаты для собственных магазинов - пельмени, салаты, кондитерские изделия. Но это как бы кустарное производство их мало удовлетворяло - хотелось настоящего.

В качестве такового изначально попробовали выпускать водку. Была она хороша - «ЭМА» стала вторым частным предприятием, получившим лицензию. Но в силу некоторых административных недоразумений затея не удалась. Тогда партнеры решили разливать не столь «горячий» во всех смыслах продукт. Остановились было на молоке, но как раз в это время познакомились с тем самым ученым - Комолых, который подсказал, что можно производить соевые продукты. Тут партнеры вспомнили, что в поездках по Юго-Восточной Азии видели и пробовали все эти чудеса и кушать их было, в общем, приятно. А значит, может понравиться и остальным.

Подсчитали экономику: сколько стоит сырье, сколько конечный продукт - получилось, что даже с учетом прибыли соевый ассортимент будет невероятно дешев. А значит, станет популярным у обширного слоя бедного населения, которое не может себе позволить животный белок - мясо.

А тут как раз в Переяславке обанкротился овощеконсервный завод, и глава администрации района Евгений Говор предложил компании «ЭМА» что-нибудь с ним сделать. В несостоявшемся винном цехе и было решено развернуть соевое производство. Никогда не эксплуатировавшееся здание цеха подлатали - переварили отопление, сделали электричество, - и процесс пошел.

- Мы обратились к главному диетологу края Жанне Григорьевне Кулиненко, - говорит Маркелов. - Она помогла в разработке рецептур. Потом связались с крайздравотделом и отделом народного образования. Там к соевым продуктам отнеслись с энтузиазмом - на питание больных и школьников отпускаются такие мизерные суммы, что на привычные продукты их не хватает, а тофу - по сути чистый белок, да еще и без холестерина - стоит до смешного дешево (наше оборудование все же не так дорого, как в том же Комсомольске, да и накладных расходов минимум). Так что сегодня главным образом мы снабжаем больницы и школы.

Хотя Маркелов не скрывает, что бизнес с социальной сферой - дело весьма хлопотное. Расчет, как правило, идет не деньгами, а взаимозачетом. То есть в качестве оплаты «ЭМА» получает чьи-то долги перед фондом медицинского страхования или бюджетом в натуральном выражении. А натуру эту еще надо уметь реализовать. Ну да одной социалкой «ЭМА» ограничиваться не собирается: скоро в ее магазинах появятся соевые сосиски, которые, говорят, имеют вкус мяса, а стоят 18 рублей за килограмм. Плюс кефир и многое другое, что должно принести «живые» деньги.

И все же наше предположение, что к производству подтолкнуло и снижение доходности торговли, было в чем-то верным.

- Мы действительно ушли от большого завоза импортной продукции, - признались компаньоны. - По одной простой причине: когда открывалась первая «ЭМА», люди ходили в нее, как в музей - там не было ни одного наименования отечественной продукции. Но потом все поняли, что между вкусом американской «бологны» и нашей «докторской» большая разница. Мы привыкли к другому. Если поначалу мы завозили по 5-6 сорокафутовых контейнеров в месяц, то после повышения пошлин стали импортировать максимум два. А после финансового кризиса прекратили завозить вообще. Всю импортную продукцию мы сегодня берем у оптовиков, небольшими партиями. Только в магазине на ул. Пушкина мы стараемся поддерживать 30-40 наименований импортных коньяков и прочую элитную продукцию. В остальных на 80 процентов ассортимент состоит из самых ходовых товаров - муки, крупы, соли.

Торговый бизнес вообще - штука весьма уязвимая. Та же «ЭМА» на ул. Пушкина с недавних пор стала заложницей нашей городской мании устраивать платные парковки. «Муниципальная» парковка внезапно расположилась перед зданием, так что теперь, чтобы купить бутылку пива в любимом магазинчике за 9 рублей, надо заплатить еще пять рублей за парковку. Товарооборот магазина упал на 25-30 процентов. Казна недополучает ту же часть. Но это мало кого волнует.

- В торговле, если работать через кассу, больше 25 процентов нельзя делать. А мы работаем только через кассу. За последние несколько лет у меня не было ни копейки штрафных санкций за нарушение кассовой дисциплины, - говорит Маркелов. - Смысл производства и торговли вместе в том, что можно регулировать цены до минимально низких - нет посредников. А потому на соевых продуктах «ЭМА» останавливаться не собирается. К будущему сезону намерены отремонтировать еще один цех и начать выпуск овощных консервов - томатной пасты, кабачковой икры и так далее: израильская да новозеландская томатная паста нынче уже мало кому по карману.

А еще с будущего года «ЭМА» планирует взять землю и выращивать сою для своего производства самостоятельно.

P.S. «ЭМА» - это не имя женщины. Это первые буквы трех фирм, которые в свое время слились в единую: «Эдельвейс», «Мицар», «Апекс».

Раиса ЕЛДАШОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов