Скажи мне, улица родная, - ты хочешь быть шоссе?

18.01.2000 | АРХИВ | 6м. 52 c. | 317

Неосторожно сказанная фраза... Однажды в телевизионной передаче прозвучало, что центральная улица Хабаровска будет расширяться, тут же в редакцию посыпались звонки возмущенных читателей. На самом деле речь шла о том, что будет разрабатываться концепция реконструкции улицы Муравьева-Амурского в целом. Каких только домыслов не приходилось слышать...

Какой же видится наша главная улица в будущем? По мнению главы администрации Центрального района Александра Фокина, необходимо увеличить радиусы закруглений на пересечениях с боковыми улицами, заменить асфальтовое покрытие тротуаров на плитку на протяжении всей ул. Муравьева-Амурского, увеличить высоту бордюров. Бюджетные средства на это не расходуются, а используется уже почти забытый метод «народной стройки»: кто песок даст, кто цемент, кто рабочих. Досаждающие своим пухом тополя будут заменяться на горные вязы - более красивые и низкорослые деревья. Для удобства инвалидов и родителей с детскими колясками делаются пандусы. Газоны будут сохранены, ибо именно они, а не деревья, как принято считать, поглощают большую часть вредных выбросов. Для защиты от вытаптывания газоны от пешеходной части будет отделять стальная кованая решетка, от проезжей части - кустарник. «Рогатые» опоры контактной сети троллейбусов уступят место литым опорам, подобно тем фонарям, которые мы видим на площади им. Ленина. Улица эта с переменной шириной, причем самая узкая часть - от площади им. Ленина до улицы Дзержинского - всего четыре полосы движения, тогда как оставшаяся часть - пятиполосная.

Если подойти по-здравому, ширину улицы нужно выровнять на всей ее протяженности, считает Александр Михайлович, поскольку создаются помехи движению при малейшей внештатной ситуации: остановке троллейбусного движения, уборке выпавшего ночного снега, столкновении транспортных средств. Ни о каком увеличении транспортного потока речи не идет, поскольку расстояние между светофорами не превышает 100 - 120 метров, для парковки автотранспорта предусматриваются только прилегающие улицы.

В проекте генеральной планировки города по ул. Муравьева-Амурского предусматривается движение только общественного транспорта, но объективно говоря, сегодня это нереально. Пока нет никакой возможности проехать в центр по бульварам или параллельным улицам, как бы мы не хотели. По мнению главы администрации района, вариант главной улицы Москвы - Тверской, где не то что деревья - трава не растет, а пешеходам приходится прижиматься к стене, когда ширина проезжей части достигает 65 метров, никоим образом не может служить примером для подражания. Свою позицию Александр Фокин не скрывает и готов к здоровой дискуссии, лишь бы центральная улица города стала еще краше. Это хорошо, но есть опасения, что все не так гладко. Обратим внимание на то, что предусматривается выравнивание ширины улицы, а этот вопрос требует согласования с соответствующими органами. Так вот, никто «добро» на это пока не давал.

Точка зрения главного архитектора города Андрея Иванова такова: прежде нужно разработать концепцию реконструкции с учетом всех аспектов проблемы, включая финансовый. Снимать асфальт необходимо: при реконструкции дома Танцыревых (магазин «Рыба») было установлено, что под многослойное покрытие проникала влага, вызывавшая усиленное разрушение цоколя здания. Необходимо увеличивать радиусы закруглений на перекрестках, приводя их к современным требованиям, деревья менять, газонами у стен домов восполнять недостающую зелень. С тем, что тополь неприхотлив и растет быстро, когда другие породы зачастую гибнут от загрязнения воздуха, главный архитектор согласен, но замечает, что тополей более 50 видов, и не все из них рассеивают пух. С тем, что нужно высаживать взрослые деревья, тоже согласен, но выражает опасения, что по финансовым причинам этим никто не станет заниматься. В остальном он поддерживает позицию главы администрации района. И здесь все понятно, хотя газон у дома не заменит газона у проезжей части.

Главный архитектор института «Хабаровскгражданпроект» Николай Прокудин всегда идет навстречу журналистам, но на этот раз сдержанность тона была необычной. «Да, - признал Николай Николаевич, - задания нет, но мы разрабатываем концепцию. Сейчас обсуждается вопрос, сколько полос движения должна иметь улица - четыре или пять».

В целом проблемы видятся в том, чтобы реконструкция не нанесла ущерба. Зачастую самые благие намерения оборачиваются совсем не тем, чем хотелось. Газоны поглощают львиную долю загрязнений, но за ними надо следить, на что нужны немалые средства, иначе они превращаются в мусорную свалку. Есть несложная технология пересадки взрослого дерева с комом земли, но никто этим никогда в Хабаровске не занимался. Питомники фактически прекратили существование, но можно везти деревья из леса, хоть это дороже. Были бы деньги - все было бы сделано. Все же оставалось впечатление, что Николай Николаевич чего-то недоговаривает.

Научно-производственный центр (НПЦ) по охране памятников истории и архитектуры проблема реконструкции волнует еще больше. Исторический центр города - это его лицо. Есть такой термин - градообразуюшая улица, и ул. Муравьева-Амурского в полной мере таковой является. Расшифровка термина весьма поучительна - это улица, формирующая сознание жителей, их привычки, чувство причастности к происходящему в жизни города. Расширять её для автотранспорта в ущерб горожанам безнравственно. Любой неверный подход безусловно отразится на людях. Взять хотя бы тополя. Подгнившее дерево может рухнуть, но сделать улицу голой, как площадка для гольфа - «гольфстрит», извините за неологизм, еще хуже. Особенностью нашей центральной является то, что она очень плохо продувается ветрами, а посему любое увеличение движения автомашин впрямую отразится на здоровье тех, кто по этой улице ходит.

Улица Муравьева-Амурского, как известно, - излюбленное место для прогулок, в том числе и с детьми. Взгляните, что произошло на участке между улицами Фрунзе и Калинина на нечетной стороне. Убрали тополя, высадили саженцы вяза. Часть погибла, часть борется за существование... Летом здесь нет спасительной тени, пекло, все стараются побыстрее проскочить этот участок. Ну высадят еще раз чахлые деревца, как возле гостиницы «Дальний Восток», лет этак через двадцать что-нибудь вырастет, если не засохнет. Нелюбимые всеми тополя неприхотливы, как сорняк, а за другими породами уход нужен. Автотранспорт даже зданиям вредит, вызывая повышенное разрушение из-за вибраций и загрязнения. Наши реставраторы получили высочайшую оценку от своих коллег из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских за работы по зданиям №№ 3, 5, 9 по улице Муравьева-Амурского. Здесь воссоздан уголок города в том виде, каким он был в начале ХХ века. Хабаровск в этом плане «на голову выше» многих городов России. Наверно поэтому общественный совет при НПЦ первым высказался против расширения улицы. Против высказываются краевая и городская службы Госсанэпиднадзора, однако единой точки зрения пока нет. Казалось бы, из-за чего ломаются копья, если улица на три четверти имеет пятиполосное движение. Есть из-за чего.

С 1964 года не решен вопрос о строительстве транспортной развязки улиц Карла Маркса и Ленинградской. Сейчас большая часть транспорта идет через центр лишь с тем, чтобы через улицу Калинина выскочить на ул. Пионерскую, и увеличение полос движения лишь усиливает соблазн «проскочить» этим путем. Пока только узкая часть улицы как-то сдерживает увеличение движения. Концепцию разработать необходимо: что для чего - человек для машины или машина для человека. Если зимой, по данным ГИБДД, движение по мосту через Амур стало вдвое интенсивнее, чем по всем прошлогодним ледовым переправам, то чего можно ожидать летом? А теперь проложите маршрут через город с севера на юг - он пройдет через центр города.

Реконструкция улицы Муравьева-Амурского была начата по всем правилам - с ее начала, но весь парадокс в том, что улица в этом месте имеет максимальную ширину, которая еще зачем-то была увеличена на 1,40 метра в сторону краевой библиотеки. Уж лучше было бы «по-русски» - не с того конца, да не обидятся на меня россияне. А отсюда и пошли разговоры об организации на всей протяженности улицы шести полос движения. В районе перекрестка с улицей Волочаевской это потребовало бы расширения проезжей части на 7,5 метра и вырубку деревьев. На участке между улицами Тургенева и Комсомольской до начала работ росло 21 дерево, из которых нужно было убрать 9 тополей, заменив их на вязы. Оставшиеся деревья вместе с комом земли выкопали и увезли на зимнее хранение. Значит, есть технология, и нынешнее «безлесное» состояние - дело временное, но каково впечатление?

Вот теперь самое главное. Никто не смог дать ответ, кому принадлежит мнение, что вопрос о расширении улицы до пресловутых шести полос движения уже предрешен. По заданию администрации Центрального района был выполнен проект реконструкции пешеходной части улицы на участке от ул. Тургенева до Комсомольской, расширение проезжей части не предусматривалось. На предварительном рассмотрении проекта в администрации края возник вопрос: как принятые решения связаны с общей концепцией реконструкции улицы и можно ли в случае необходимости увеличить количество полос до пяти или шести? Проработать вопрос - еще не значит «сделать», ибо положительное заключение должны дать экологи, служба Госсанэпиднадзора и другие. Таких заключений нет. Хотя, честно говоря, отсутствие таковых вряд ли остановит - было бы намерение.

В вопросе с реконструкцией желания действовать вопреки общественному мнению никто не высказывает, но и заседания не прекращаются. Для горожан этот вопрос может звучать примерно так: «Будем ли мы иметь уникальную улицу имени графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского или через центр города пройдет автомобильное шоссе?». Хотя, честно говоря, пешеходам на некоторых участках улицы Муравьева-Амурского более чем привольно. Безо всякого ущерба можно было бы сократить ширину тротуара у академии государственной службы (бывшей ВПШ), чтобы увеличить радиус закругления при выезде с площади им. Ленина. Именно в этом месте неповоротливые троллейбусы тормозят движение. Да и кто возражал бы против увеличения ширины придорожного газона и посадки кустарника там, где это возможно? Газон у стены чаще всего вытаптывают или он становится мусоросборником.

Увы, начальник отдела генпланов «Хабаровскгражданпроекта» Сергей Дыминский не смог дать никакого представления о том, какой может предстать обновленная улица. Есть расхождения и в том, что говорят глава администрации района, главный архитектор города, главный архитектор ведущего проектного института. Это объяснимо, ибо повторяем в который раз - нет концепции, и плохо, если ее попытаются заменить волевым решением. И всё же... Решение о расширении улицы на участке ул. Тургенева - Комсомольская было принято 25 октября совместно администрациями края и города. Мотив - устранить помехи при правом повороте транспорта с улицы Комсомольской на ул. Муравьева-Амурского. Получилось шесть полос движения.

Вот и ломайте голову, что бы это значило. Пока в этом вопросе, как в старом фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика»: «Туман, туман... Над миром тишина. А где-то, в трех шагах, за туманами - война».

Владимир АСТАШЕВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов