Николай Шалавин: «Люди определяют жизнь завода, а завод - их судьбу»

04.08.2000 | АРХИВ | 5м. 8 c. | 437

В наши дни юбилеи приобретают особый смысл. Может быть, потому, что празднуют их все реже. Не многие бывшие гиганты советской экономики с многолетней историей сохранились до сих пор. Не многие в условиях кризиса способны оценить вкус праздника. Тем ценнее для нас становятся настоящие юбилеи, как, например, тот, что встречает сегодня в своем Доме культуры Хабаровский нефтеперерабатывающий завод.

А накануне мы встречались с генеральным управляющим ХНПЗ Николаем Тимофеевичем Шалавиным. Он, между прочим, пришел на завод еще в далеком 1972 году. Так что смело его можно назвать одним из старожилов, на чьих глазах делалась история завода. Ведь, как говорит Шалавин, в 1972 году это был совсем другой завод, причем один из старейших в отрасли:

- Он представлял из себя всего три установки: была атмосферная трубчатка с термокрекингом (АТ-ТК), так называемая «вторичка» (АВТ) и в стадии пусконаладки установка каталитического риформинга. Все остальное строилось и запускалось буквально на моих глазах.

- Почему-то складывается такое впечатление, что развиваться по-настоящему, реконструироваться НПЗ стал только после перестройки. Неужели при социализме было труднее вам работать?

- В те годы, чтобы строить, нужно было выбить деньги из министерства. И это была одна из труднейших задач. Ей посвящали массу времени и сил все директора завода до меня. И я занимался тем же самым. Единственно, мне немного больше повезло. Я умудрился попасть на прием в ЦК КПСС к завсектору «химии», и эта встреча практически решила вопрос о строительстве у нас установки ЭЛОУ АВТ.

- Как же вам удалось так быстро убедить партию?

- Видимо, до этого наши многочисленные письма, как говорится, «не доходили». А здесь пришел живой человек и разложил на столе все приказы министерства, в которых с 1965 года «грозились» каждый год построить у нас новую установку взамен устаревшей.

Но зато, когда мы выбили эти госкапвложения, то буквально за год и восемь месяцев построили и запустили ЭЛОУ АВТ.

А после перестройки действительно стало проще. Я никогда не забуду этот период: конец 80-х - начало 90-х годов, когда заводу дали право самостоятельно распоряжаться своей прибылью. Мы, разумеется, тут же пустили ее на реконструкцию. Кроме того, и подрядчики (строители, монтажники) стали для нас более доступны. Раньше нам за ними в очереди приходилось стоять, а теперь они сами начали в очередь выстраиваться - искать работу при отсутствии госзаказа.

А так как Хабаровский НПЗ всегда работал с прибылью, то за эти десять лет нам многое удалось сделать. Мы закончили ЭЛОУ АВТ, реконструировали каталитический риформинг и перешли к выпуску неэтилированных бензинов, построили новую установку АГФУ по производству бытового газа, практически изменили облик первой установки, заменили все устаревшие печи, а в этом году закончили замену ректификационных колонн и системы управления...

- И у вас в результате получился современный завод?

- Да, но чтобы ему стать идеальным, современным заводом, нам нужно пройти еще три этапа его реконструкции.

Первый - окончательно уйти от всех суррогатных добавок, для чего в ближайшие два года построим установку изомеризации легких углеводородов.

Второй - довести качество нашего дизельного топлива до мирового уровня, построив установку для его гидроочистки.

И самый отдаленный третий этап, хотелось бы его дождаться: если произойдет газификация Хабаровского края и Приморья, то у нас получится избыток мазута. И тогда надо будет строить установку гидрокрекинга.

- Николай Тимофеевич, а как вы относитесь к тому, что вас до сих пор называют «красным» директором, ведь с советских времен прошло уже более десяти лет?

- Видимо, это происходит потому, что многие годы я проработал руководителем при социализме и ничего зазорного в этом не вижу. В то время я приобрел свои знания и опыт, которые использую до сих пор уже в рыночной экономике.

- С другой стороны, «красными» называют директоров, которые пытаются сохранить какие-то социальные гарантии, нормы, объекты...

- А с этой точки зрения я очень «красный» директор, почти пурпурный. Потому что из социальных объектов хочу сохранить все, что только возможно. И никогда наш завод не расстанется ни со своим санаторием, ни с детским садом, ни с Домом культуры, ни со стадионом и спортивными командами. Потому что это жизнь наших детей. И если мы забросим еще и их, то никогда ничего хорошего не добьемся как нация, как государство. Поэтому нам нужны на заводе и очаг культуры, и очаг спорта. Нам нужны династии...

- А их у вас много?

- Есть, когда еще дед работал, затем отец и мать, а теперь и внук на том же производстве. И число таких династий у нас не сокращается, а растет. Например, когда я только пришел на завод, здесь работал Степан Степанович Романец, а дети его только в школу бегали. Уже при мне они стали на заводе операторами, а теперь работают и внуки.

И, вы знаете, сейчас наша большая трагедия в том, что мы не можем взять всех, кто хочет работать у нас на заводе. Но стараемся отдавать преимущество детям и внукам наших заводчан. Даже помогаем им получить образование. Вот, в прошлом году мы выучили 5 инженеров-технологов в Иркутском политехническом институте. Сейчас собираемся туда же отправить еще 32 человека и 12 человек - в Комсомольский политехнический.

- Эта тяга детей к предприятию родителей связана с неким духом патриотизма?

- Может быть, в какой-то мере. Но большое значение имеет еще и то, что у нас стабильное предприятие, где дают неплохую заработную плату и делают это регулярно. Ведь ко мне на прием по личным вопросам 75 процентов людей приходит, чтобы устроиться на завод работать...

И это заслуга многих людей. Ведь судьба завода связана прежде всего с именами. Я бы назвал прежде всего тех, кто работал раньше: директоров Бровко Владимира Николаевича, Мусина Марвана Фарвазовича; операторов Кирсанова, Титяева. Когда я пришел - были молодыми, а теперь на заслуженном отдыхе Мельник, Миронов, Мухранов. При мне пришли и стали незаменимыми для завода специалистами Барон, Чураков, Мухтулов, Яковлев, Маслевцова, Елагин.

Кроме того, далеко не гостями на нашем юбилее должны быть губернатор края Ишаев и его заместитель Матвеев. Не один раз они помогали заводу выйти из тяжелейших ситуаций.

Но кроме этого, есть ведь и обратный процесс, есть множество людей, чью судьбу завод определил, хотя они сегодня на нем и не работают. Например, заместителем директора по общим вопросам у нас работал Сергей Николаевич Иванов - теперь глава администрации Кировского района. Замом по экономике был у нас Павел Дмитриевич Филиппов. «Нашим человеком» мы можем назвать и главу краевых профсоюзов Виктора Ивановича Качимова.

Одним словом, люди определяют жизнь завода, а завод - их судьбу...

- Кстати, в этот раз, к своему 65-летнему юбилею завод заметно похорошел. Даже бывший до сих пор серым Серго Орджоникидзе «одел позолоченную шинель»...

- Да и мне самому сейчас приятно пройти по нашей улице Орджоникидзе, зайти в Дом культуры, в заводоуправление. К сожалению, до сих пор у нас не было возможности вкладывать деньги в собственное благоустройство - все средства уходили на реконструкцию. Но в этом году мы решили все-таки выделить деньги. Ведь, я думаю, это очень важно, чтобы человеку было приятно идти на свою работу.

Поэтому к своему уже следующему юбилею, то есть через пять лет, мы хотим разбить на территории завода и вокруг аллеи и бульвары. Воплотить проект, который специально для нас разработала ландшафтный архитектор Мира Ивановна Горнова. Такой замысел, нужно заметить, нов не только для нас, но и для большинства предприятий России.

- Свой юбилей вы будете встречать уже с новыми хозяевами завода - «Группой «Альянс». Они для вас станут желанными гостями?

- Буквально на днях я вернулся из Москвы с совета директоров. И там «Группой «Альянс» были одобрены все направления нашей дальнейшей реконструкции. Ни одной копейки не было урезано ни с реконструкции, ни с содержания социальной сферы. Это дает нам большие надежды на будущее завода.

- Николай Тимофеевич, в день юбилея принято получать поздравления и желать только хорошего...

- Я бы тоже хотел пожелать всем хабаровчанам, чтобы в их квартирах были свет и газ, а в их машинах - бензин, и не каких-либо варягов, а нашего Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. А своему коллективу, поздравляя с 65-летием, я желаю здоровья, удачи и «чтобы работал наш родной завод».

Беседовал Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов