Наши в Европе-2

27.03.2001 | АРХИВ | 5м. 13 c. | 349

Где-то между Турцией и Китаем

В Бельгии, оказывается, есть поговорка: «Городок где-то в России». Так бельгийцы выражают свое отношение к явлениям далеким, не интересным для них, может, вообще несуществующим. Обижаться смысла нет. Эгоцентризм и сосредоточенность на своих проблемах делают большинство людей не очень любопытными. А мы... Много ли мы знаем бельгийских городков, и так ли мы уж интересуемся, как в них живут простые люди?

Существование России для большинства европейцев - виртуально-телевизионная эфемерность. То покажут катастрофу с атомной подводной лодкой, то с самолетом что-то случится, то грянет какой-то фантастический мороз. Мороз этот, впрочем, на этих непонятных русских слабо действует: ходят по телеэкрану туда-сюда и бодро дышат паром...

Недавно в журнале «Родина» было напечатано исследование на тему «Россия в восприятии европейцев». Оказывается, в сознании их большинства Россия встроена в ряд: Турция - Россия - Китай. Так было в XVI-XVII веках, когда первые исследователи из Европы открывали эти малодоступные страны. Так во многом осталось и сейчас. Причем чем западнее находится наблюдатель, тем более «азиатской» кажется ему Россия. Такую я отметил закономерность.

Наши в Каталонии

Из вышесказанного понятно, почему хабаровские художники Владимир Хрустов и Виктор Пащенко были восприняты испанцами как восточная экзотика. «Это надо же!» - удивлялись испанцы, водя пальцами по карте от Хабаровска до Каталонии и обратно. «И живопись у вас чисто азиатская, а не европейская!» - заявили местные живописцы Владимиру Хрустову на открытии первой в тех местах выставки русских художников. «Азиатская так азиатская, я не обиделся», - сказал Владимир и пожал плечами.

По наблюдениям Виктора Пащенко, хабаровчане намного темпераментнее каталонцев. Мы, по его мнению, более открыты и любопытны. «А как же Фанданго, Кармен и коррида?» - спросил я. «Это все на юге, а в Каталонии суетиться не принято».

В разных странах на севере почему-то живут более степенные и уравновешенные люди, а южане более темпераментны. Например, во Франции на севере - норманцы, а на юге - гасконцы. Одно непонятно: юг Франции - это же север Испании. Какая-то загадка для меня лично с этими каталонцами.

Владимир Хрустов показал мне альбом с фотографиями и позволил полюбоваться свежими, еще, кажется, не просохшими испанскими этюдами. И то и другое произвело впечатление.

- Море там гораздо ярче нашего. Оно почти нестерпимо зеленое. Отроги Пиринеев спускаются к морю. Стоят они белые, как сахарные, от снега. Красиво! Больше всего запомнилось настоящее живое средневековье в старинных городках. Каменное все. Дома из цветного камня, белого, красного, черного, серого, золотистого. Такие же заборы. Мостовые из вертикально уложенной гальки. Темная зелень. Люди хорошо вписываются, кажется, что они те же, что и четыреста лет назад. Только тарелки антенн и машины портят вид...

А Виктор Пащенко увидел Испанию светлой, голубой и солнечной:

- По природе похоже на степной Крым в районе Ялты, Сочи. Поют птицы, цветет миндаль. Кипарисы, пальмы. Праздник для глаз. Вот сейчас вспомнил, и мне хорошо.

Гордый народ

- А как каталонцы к русским относятся? - спросил я Хрустова.

- О России они практически ничего не знают. Старики вспоминают, что вместе с русскими оборонялись от испанцев-южан. Странно, но каталонцы себя испанцами не считают и до сих пор жалеют о том, что «они прошли». (В доказательство Владимир показал фотографии стен с намалеванными на них пятиконечными звездами и лозунгами сепаратистского толка.) А вот фото памятника, видишь эту фигуру? Это Каталония. Она держит на плечах Испанию. Согнулась, но держит. Представляешь, если бы на Дальнем Востоке поставили памятник такого содержания?

Живопись

- А как выглядит современная испанская живопись?

Владимир усмехнулся:

- В галерее выставлено в основном коммерческое искусство. Оно вроде нашего, только вместо березок и полянок море и кораблики. Можно сказать, что по коммерческой живописи мы на мировом уровне.

- Значит, испанская такая же противная, как и наша, - уточнил я. - А как пишут профессионалы?

- Хорошие художники, с которыми мы познакомились, находятся под влиянием французов начала двадцатого века. Бонар, Вьюар... Пишут красивые вещи. Но они как бы замкнуты на себе. При этом уверены, что живопись существует только в Испании. Логика такая: центр европейской цивилизации - Средиземное море, центр Средиземноморья - Испания, сердце Испании - Каталония, ну а главный город Каталонии - тот, в котором они живут. Остальной мир вроде тоже что-то там рисует, но все это не очень интересно.

Мнение Владимира об испанской живописи во многом совпадает с впечатлениями Виктора. Но лично мне картины из каталогов, привезенных Виктором из Испании, показались интересными. Яркие, мажорные и, пожалуй, достаточно темпераментные. Но сколько взглядов на картину, столько различных впечатлений. Это естественно.

Впечатления

Владимир Хрустов рассказал о городах-музеях, о готических и романских соборах, о речке, набитой карпами, которых запрещено ловить. Это аттракцион для туристов. Рыба не для стола, а для умильного кормления. Полиция очень бдительная. Ловит террористов. Последнего, по словам Хрустова, поймали лет пять назад:

- Виктор купил сигару, вставил в рот и заговорил с кем-то о том, как куда-то пройти. Собеседник оказался итальянцем. Тут же налетели полицейские, внимательно наблюдавшие за встречей «русской мафии с итальянской «коза нострой». Обыскали на предмет наркотиков. «Документы! Нет?» - полицейские обрадовались и стали нюхать Витину сигару. Я показал свои документы, и все обошлось.

Пащенко рассказал, что в Паламосе местные художники, профессионалы и любители, два раза в неделю собираются в студии, чтобы работать с обнаженной натурой. Мне это очень понравилось. Во всем мире наметилась тенденция презрительно отворачиваться от реальности. Важны, дескать, только самовыражение и эксперименты. Но это выхолащивает искусство. Так что испанцы молодцы. Виктор порисовал с ними и сказал, что школа рисунка у них близка к нашей.

Оба художника высказали свое мнение о музее-театре Сальвадора Дали. Испанцы гордятся Сальвадором - его бюсты и памятники можно встретить всюду. Но в музей почему-то они не ходят. Красно-коричневое здание, украшенное золотыми отливками натуральных какашек, посещают в основном туристы. Испанский художник Умберто сказал, что у Дали слишком большой ум и слишком маленькое сердце. Кроме того, он слишком капиталист. Виктору и Владимиру понравились малоизвестные работы Дали, выполненные в не свойственной для мастера экспрессивной манере. На них изображены фигуры, как бы сложенные из камней. Восприятие у всех разное. Хрустову Дали не близок. Меня тоже отталкивает его болезненное мироощущение. Пащенко же от него в восторге.

Прощай, Испания!

Хрустов вспомнил о римском монументе, сохранившемся в Жероне. Колонна. На нее взбирается какой-то бронзовый зверь, что-то вроде стилизованного льва. Это тоже аттракцион для туристов. Для счастья надо, дескать, поцеловать этого зверя в задницу. Задница блестит, начищенная губами туристов. «Я целовать не стал. Сказал, у нас иконы принято целовать, а зады сами целуйте». Владимир в целом поездкой доволен. Испанию увидел, пописал этюды. На днях откроется выставка.

Виктор Пащенко:

- Сейчас такое ощущение, что никуда не ездил. Посмотришь фотографии - вроде был. Месяц любоваться красотами вполне достаточно. Теперь хочу написать города у моря по испанским впечатлениям. Домой вернулся с удовольствием. Оказался в московском метро и почувствовал себя в родной среде.

На прощание Виктор показал мне свои испанские рисунки и акварели. Они легкие, свободные. Что-то вроде записок для памяти в дневнике. Это совсем другая Испания, не похожая на этюды Владимира Хрустова. Хорошо было бы увидеть их совместную выставку.

Справка

Работа по подготовке выставки в Испании и поездки туда велась полтора года обществом «Россия - Испания» при Хабаровском союзе обществ дружбы. В состав общества входят два испанца и много русских. Выставка состоялась благодаря поддержке мэрии Паламоса. Была оплачена аренда зала, реклама, выступление на телевидении и прочее. На выставке были представлены работы еще четырех хабаровских художников: Юрия Дунского, Александра Ефимова, Татьяны Волошиной и автора этой публикации. Есть возможность продолжить хорошее начинание проводить пленэры за рубежом.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов