"Как угнать вертолет в Индонезию? Спросите у Мирзаянова"

15.06.2001 | АРХИВ | 7м. 18 c. | 377

Все тайное вершится ночью. В два часа пополуночи на исходе мая с Хабаровского аэродрома вылетел грузовой самолет Ил-76, унося в своем «чреве» вертолет Ми-8 ТМ хабаровской авиакомпании «Восток».

Направлялся самолет в государство Восточный Тимор, бывший штат Индонезии. В Восточном Тиморе нынче большой спрос на такие вертолеты, поскольку здесь идет война за власть, причем настоящая война, где стреляют и убивают. А вертолетом очень удобно перебрасывать миротворческие силы ООН, которые конфликт пытаются урегулировать.

Однако угнали наш вертолет в зону вооруженного конфликта отнюдь не воюющие племена Восточного Тимора, ну и, конечно, не ООН. Отправил его и трех человек экипажа в «горячую точку» директор авиакомпании «Восток» Фанис Мирзаянов - вопреки законодательству РФ, запрещающему участие российских мирных граждан в международных вооруженных конфликтах, вопреки прямому запрету краевых властей, посчитавших невозможным рисковать жизнью людей и техникой ради мира на земле Восточного Тимора. Потрясая контрактом, заключенным между «Востоком» и Организацией Объединенных Наций перед носом ошалевших таможенников, господин Мирзаянов грозил немыслимыми штрафами за каждый час простоя вертолета на хабаровской земле, так что таможня «дала добро», и машина отправилась к далеким берегам. Руководствовался при этом господин Мирзаянов, конечно же, не высокими идеалами миротворчества. Контракт предусматривает хорошую оплату - более двух миллионов долларов. А ради «зеленых» руководство «Востока» и раньше легко рисковало и техникой, и людьми.

В Малайзии пилоты летают, как смертники

Легкий шок у меня вызвал один пассаж из заявления А. Антохина, председателя профкома летного состава и еще целой группы акционеров. Дословно: «На инакомыслящих, неугодных фабрикуется компромат очень простым путем. После того, как «неугодный» выполнял полеты на вертолете с «забитыми» ранее лопатками турбины компрессора, о чем знал ИТС, составляется акт, и виновный наказывается». Шокирует, конечно, не то, что пилотов, летающих с забитыми турбинами, наказывают, а то, что столь рискованный полет - норма для компании, и получается, поощряется инженерно-технической службой. Мы поинтересовались в инспекции по безопасности Дальневосточного окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта этим фактом и получили еще более ошеломляющую информацию.

Оказывается, вот уже несколько лет пилоты авиакомпании «Восток» работают на лесозаготовительные предприятия Малайзии. Это у нас в районе им. Лазо малайзийская компания «Римбунан Хиджау» валит лес финскими комплексами, а в самой Малайзии здоровенные бревна принято перевозить вертолетами. Удовольствие это дорогое, перенос вертолетом одного бревна стоит 8 долларов. Ну а теперь представьте: тропики, жара, влага, буйная растительность - здесь и работают наши Ми-8. Естественно, на высоких режимах работы двигателя в турбину попадает листва и т.д. По технике безопасности, как только в двигатель попадает посторонний предмет, надо сесть и хорошо с агрегатом поработать, иначе лопатка в любой момент может отлететь, двигатель разрушиться, и вертолет вместе с экипажем погибнуть. Но пилоты, как камикадзе, принимают решение летать с забитыми турбинами.

Естественно, решение принимается не просто так. Вся система малайзийского лесного бизнеса «Востока» устроена по принципу работы на износ и во многом нелегально. Существует, как известно, на вертолетах средство объективного контроля САРПП. На специальной пленке записываются 12 параметров работы машины - высота, скорость, обороты и так далее. Из них всегда можно сделать вывод, сколько и в каком режиме машина летала. Однако пленки с этими данными малайзийских полетов весьма редко возвращаются на родину, на базу. С помощью РУБОП сумели арестовать 15 пленок. И что выяснилось? Судя по летному заданию, вертолет находится в воздухе, скажем, 4 часа 50 минут. Проводят дешифровку этой пленки - 5 с половиной часов. Дешифруют следующую - опять переналет. Зачем летчикам скрывать время? Очевидно, чтобы скрыть дополнительный объем работ, то есть сформировать вездесущую «неучтенку». Но сокрытие налета - это нарушение требований безопасности.

Как записано в акте комиссии управления гражданской авиации, «командный состав за 5 лет работы на трелевке в Малайзии не удосужился провести хронометраж этого вида работ, поэтому в технические характеристики вертолета Ми-8 МТВ-1 по работе на трелевке не внесены до сих пор изменения». Ну а если ресурс все же закончился, то те же «Пермские моторы» по заявке руководства «Востока» без осмотра продляют его на 20 часов.

Но этого показалось мало. В октябре 2000 года в авиакомпании были узаконены заправки вертолета без выключения двигателей, что противоречит требованиям гражданской авиации по безопасности. В апреле нынешнего года в ДОМТУ стало известно о существовании этой технологии, и она была отменена. Но, несмотря на запрет, вертолеты по-прежнему дозаправлялись на ходу. У всех экипажей, работавших на трелевке в Малайзии, в заданиях на полет расписаны заправки с выключением двигателей и стоянками по 20-30 минут для выполнения этой операции. Фактически же заправлялись вертолеты без выключения двигателей за 2-3 минуты. А все остальное время (как свидетельствуют пленки САРПП) шла работа по трелевке. На каждой дозаправке таким образом скрывается по 20-30 минут работы.

Специалисты инспекции безопасности, вылетевшие в командировку в Малайзию, обнаружили на двигателях наших машин обгорание, пробоины на лопатках, отслаивание, трещины. В общем, совершенно непригодные к эксплуатации четыре двигателя.

При этом работают в Малайзии летчики без допуска, то есть без специальной подготовки, и без выходных, по 14 дней, то есть со значительной переработкой, причем продляют им санитарные нормы полетного времени без разрешения медиков.

Так что экипажу в принципе все равно, где жизнью рисковать - в Малайзии на мирной трелевке бревен или в воюющем Восточном Тиморе. Привычные к постоянному риску пилоты и не подумали отказаться от работы в условиях боевых действий.

Почему пилоты идут на подобный риск, во многом объясняет общая ситуация с оплатой труда и исполнением трудового законодательства в авиакомпании. На родине «Восток» теряет последних традиционных заказчиков - Дальгеологию, авиалесоохрану, старательские артели. За него работу выполняют магаданские и благовещенские летчики. Пилоты высокого класса зарабатывают полторы-две тысячи рублей, то есть ниже краевого прожиточного уровня. Заработная плата командира Ми-8 - до 3,5 тысячи рублей. При этом ограничивается повышение классности летного состава - не дают высококлассным пилотам возможность зарабатывать. А государственная инспекция труда на воздушном транспорте по Дальневосточному региону нашла в действиях руководства «Востока» столько нарушений трудового законодательства, прав человека, что даже выдала председателю совета директоров предприятия В. Лободе предписание внести на совет директоров вопрос об отстранении генерального директора Мирзаянова от занимаемой должности.

На этом фоне просто детскими шалостями выглядят финансовые трюки директора. Ну не вернулись в Россию 700 тысяч долларов за работу за границей. Ну продали как металлолом за 6 тысяч «зеленых» 19 двигателей на Л-410, аккуратно упаковывая в ящики, вкладывая в каждый ящик техпаспорт... Ну продал Ми-26 на 400 тысяч долларов дешевле, чем постановил совет директоров компании. С кем не бывает.

Редкий вертолет долетит до Австралии

- Интересно, какой-нибудь рыболовецкий колхоз, к примеру, тоже может вот так запросто заключить контракт с ООН и послать свои корабли на тушение междоусобной войны в какой-нибудь Верхней Вольте? - задумалась я, анализируя ситуацию с «Востоком».

Признаться, никогда ранее контракта с ООН автор этих строк в руках не держал, а потому очень хотелось посмотреть на него своими глазами. Оказалось - ничего особенного. Пухлый такой документ, с традиционными главами «Цена и оплата», «Услуги», «Форс-мажор». В главе «Услуги» черным по белому написано: «услуги могут подразумевать полеты в районы боевых действий или на летные поля, где не предоставляется наземное обслуживание и не может быть гарантирована охрана».

Отдельный пункт оговаривает, что перевозчик, то есть «Восток», должен раскрасить воздушные суда в цвета ООН (белый) и прибавить маркировку UN (UNITED NATIONS) к обычной маркировке, а потом за собственный счет стереть все ооновские маркировки.

Ну а далее есть приложение, согласно которому хабаровчане будут использоваться повсеместно в районе выполнения миссии UNТAET, включающем в себя даже и Австралию, и другие страны Южного полушария по мере необходимости, а не только сам Восточный Тимор. Высоки и требования к экипажу по налету часов, состоянию здоровья и способности изъясняться на английском языке по техническим вопросам.

Согласно приложению А-PD/C0067/01, два Ми-8 МТВ должны были находиться на оперативной позиции к 5 мая 2001 года. Но тут с выполнением ооновского контракта вышла незадача. Вертолеты не смогли вылететь из Малайзии в назначенный срок. Дело в том, что в этой дружественной стране наши Ми-8 МТВ оказались в результате довольно авантюрной комбинации господина Мирзаянова, которая заслуживает отдельного рассказа.

Миссия UNTAET невыполнима?

Весной прошлого года директор «Востока» подписал меморандум с некими малайзийскими китайцами - фирмой «Хуа Ксин Ресорсиз» о создании совместного предприятия, по которому два вертолета компании в течение двух лет переходят либо в собственность СП, либо иностранному партнеру. Причем по дешевке - то есть по 250 тысяч долларов за штуку, в то время как рыночная цена подобной машины - два миллиона долларов. Однако вместо совместного предприятия с компанией «Восток» компания «Хуа Ксин Ресорсиз» создала предприятие с господином Мирзаяновым лично. И уже эта новая фирма стала работать с «Востоком». Так что вертолеты в течение нескольких месяцев работали на карман своего директора, причем по цене ниже обычной на 10 тысяч долларов. При этом на кард-счет господина Мирзаянова были перечислены 10 тысяч малайзийских ринггитов (около 2,6 тысячи долларов США), которые он тратил во время командировок.

Заключая контракт с ООН, Фанис Мирзаянович рассчитывал именно на эти вертолеты, полагая, что малайзийцы не поймут, что к чему. Но недооценил партнеров. 3 мая - за два дня до срока поставки вертолетов ООН - Мирзаянов расторг контракт между своим СП и авиакомпанией «Восток» и собирался уже переправить вертолеты в Восточный Тимор, но тут малайзийцы проявили бдительность. Они поняли, что вертолеты улетят и вернуть их в Малайзию через два года будет очень сложно, а потому подключили местную полицию, которая хабаровскую технику немедленно и арестовала. И хотя сегодня Мирзаянов обещает выиграть суд и вернуть машины на родину, судьба их весьма туманна.

На контракте с ООН это недоразумение практически не отразилось. В Восточный Тимор улетел третий вертолет, работавший в Малайзии, и один - из Хабаровска, благо парк авиакомпании за последние годы был пополнен за счет государства. Дальнейшее уже известно. Добавим лишь, что вертолет к экватору отправить взялась компания «Красноярские авиалинии». Владивостокские авиаторы свой транспортник не дали, что-то смутило их в этой операции, а красноярцам - хоть в Гваделупу, лишь бы деньги платили. Кстати, о деньгах. По контракту ООН оплачивает уже выполненную работу, однако «Восток» уже получил аванс от посредника на перевозку вертолетов и экипажей.

Мы поинтересовались, какова судьба вертолета и экипажа сегодня. В управлении воздушного транспорта нам объяснили, что машина дошла до места, но пока в миротворческой операции не участвовала, поскольку экипаж не прошел еще соответствующей подготовки. Однако туда уже прибыли инструкторы, которые в течение месяца будут наших учить. А дальше - «в бой». За счастье народа Восточного Тимора ... и деньги для Мирзаянова?

Раиса ЕЛДАШОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов