Историков опять «поправляют»

27.09.2001 | АРХИВ | 3м. 23 c. | 241

Преподаватель Хабаровского педуниверситета, руководитель городского общества учителей истории и давний автор нашей газеты О.Ю. Стрелова принимала участие в подготовке учебников по истории для девятых и одиннадцатых классов, которые в ходу в школе уже два года... Трудно себе даже представить, что она могла пропустить дискуссию по поводу содержания современных школьных учебников по истории в правительстве нынешним летом, начатую премьер-министров М. Касьяновым.

Тем не менее это так. Как раз в то время, когда государственные мужи листали школьные учебники, высказывая свои критические соображения на предмет того, как в них запечатлеть то, что происходит в стране, О. Стрелова была приглашена на стажировку в Международный институт учебников имени Эккерта. Есть, оказывается, такой в Германии. Необходимость в таком научном учреждении, как выясняется, появилась еще в начале прошлого века. Когда удрученные кровавой бойней Первой мировой войны историки пришли к выводу, что одна из причин бедствия, постигшего человечество, кроется в националистическом содержании учебников. После Второй мировой войны была создана международная комиссия на предмет изучения и анализирования школьных учебников. А затем и институт, в котором сегодня собраны школьные учебники по истории, географии, иностранным языкам, социальным предметам со всех стран мира.

Встречаются среди них, как уверяет Ольга Юрьевна, и несколько новых учебников дальневосточных педагогов - история Сахалинской области, Приморья, литература по граждановедению и истории Хабаровского края...

- Русские бывают там гораздо реже, чем американские, китайские историки или посланцы из африканских стран. Поэтому к нам проявляли особый интерес. К примеру, австрийское телевидение снимало в это время фильм о деятельности института Эккерта, и нас попросили ответить на несколько вопросов, достаточно банальных, как мне показалось, - рассказывала О. Стрелова. - Например, изменилось ли что-нибудь в преподавании истории, что мы теперь делаем с Марксом и Энгельсом (имя Ленина не звучало). В общем, представления телевизионщиков соответствовали иллюстрациям, которые сопровождают разделы о России во многих зарубежных школьных учебниках. Как правило, это карикатуры, на которых Россия изображается в образе медведя - агрессивного, непредсказуемого зверя, фотографии, на которых темная, заснеженная деревня, толпа мрачных, закутанных во что-то людей.

На двадцати каналах немецкого телевидения сюжеты о России во время нашей стажировки были большой редкостью. Однажды довелось посмотреть документальный фильм о московском метро. Тоже довольно мрачный, живоописующий только изнанку жизни, и американскую экранизацию «Доктора Живаго». Революция 1905 года в этом фильме показана как демонстрация с оркестром, транспарантами, которая идет по улицам почему-то ночью...

Разумеется, что российских историков интересовало не только отражение нашей истории зарубежными историками и кинодеятелями.

- Было интересно посмотреть, по каким учебникам учат детей за рубежом, - рассказывает О. Стрелова. - Я перебрала все полки, на которых собрана литература стран Западной Европы. Очень интересно, как мне кажется, это делается в Великобритании. Там вообще отказались от единого учебника. Масса модулей - тематических пособий. Причем не в информационном, а в проблемном аспекте. Например, «Крестоносцы и мусульмане. Взаимовлияние христианской и мусульманской религий в истории человечества». Очень актуальная сейчас тема. Интересно было бы посмотреть, изменится ли информация об арабской культуре в учебниках по истории США. И как там будут трактовать развитие событий после терактов. Подача материала там существенно отличается от той, что принята у нас. К каждой теме предлагается масса документов. Меньше текстов, больше иллюстраций в учебниках, чем у нас, больше приходится анализировать, размышлять, а не заучивать. У нас изложение крутится вокруг факта. Там - вокруг проблем. Вернувшись в Москву, мы стали готовить серию статей для учителей по материалам, которые собрали в институте Эккерта. Там и узнали о дискуссии в правительстве и парламенте, до Германии эта информация так и не дошла. Историки в Москве были взбудоражены, на меня каким-то образом вышел корреспондент американской газеты «Дейли Ньюс» с просьбой рассказать о проблемах преподавания истории в школе. Авторский коллектив двух действующих учебников, в который вхожу и я, вызвали к первому заместителю министра образования. Нам предложили участвовать в конкурсе учебников по истории России ХХ века, с пожеланием доработать учебники к конкурсу с учетом замечаний.

Такое развитие событий, согласитесь, несколько настораживает. Если кто-то думал, что власти пошумят, листая школьные учебники, да и забудут о них в череде государственных забот, то, выходит, ошибся. По словам О. Стреловой, в министерстве вознамерились создать специальную комиссию, которая пересмотрит все действующие учебники. И пока будут готовиться к изданию новые, к старым напечатают вкладыши, в которых, очевидно, историков поправят, с учетом критики руководителей государства.

Старшеклассникам и их родителям не позавидуешь: историю с поправками в школе еще не видели! А что по этому поводу думают сами историки?

- Каждый может иметь свое мнение, и министры, члены правительства, разумеется, тоже. Но писать учебники все-таки должны не чиновники. Это дело специалистов, - ответила О. Стрелова.

Остается только дождаться бесплатных приложений к истории, которую пишут наши специалисты...

Валентина СЕМЕНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов