"Покровка - «черная дыра» или памятник вечной дружбе?"

28.09.2001 | АРХИВ | 7м. 9 c. | 434

24 июля в газете «Бикинский вестник» была опубликована заметка. Автор - начальник местного автотранспортного предприятия Евгений Лисов, не без возмущения сетовал: «300 тысяч рублей потеряло Бикинское АТП в результате прекращения автобусных поездок в Китай через пункт пропуска «Покровка».

Ежедневно по четыре автобуса с «челноками» отправлялись в Жаохэ, автотранспортное предприятие имело договоры на перевозки с четырьмя туристическими фирмами и планировало сотрудничать еще с четырьмя, но с начала июля поездки отменили». А далее задал вопрос: кому помешали «помогайки», которые за 150-200 рублей каждый день мотались в Китай и привозили для фирм товар без всякой пошлины? Дескать, дорогие товарищи таможенники, ну зачем же вы придерживаетесь своих правил, зачем тормозите так называемых «кирпичей» и заставляете платить пошлину? Мы из-за вашего Таможенного кодекса без клиентов остались.

Выступление господина Лисова, признаться, весьма озадачило. Так долго, так трудно строил Хабаровский край таможенный переход в Покровке. Такие большие надежды возлагались на его открытие - начнется обмен товарами, туристами. А в результате Покровка сначала стала некой «черной дырой», через которую ушлые коммерсанты попытались беспошлинно везти товар, а когда таможня пресекла этот поток, превратилась в безлюдный памятник российско-китайской дружбе.

Бесстрастная статистика свидетельствует, что в мае-июне нынешнего года Покровка действительно пережила некий «туристический» бум. За два месяца через пункт пропуска в том и другом направлении прошло почти по девять тысяч человек. А в июле-августе всего по 600. Ранним летом туристов через Бикин отправляли «Владивостоктурист», приморская «Ольга-Влад», хабаровские «Старый город», «Диана-тур», «Хабаровсктурист», «Спутник». Причем так конкурировали друг с другом, что бикинской администрации пришлось собирать совещание, дабы урегулировать ситуацию. Сегодня глава города и района Геннадий Кекоть ведет речь о создании собственной бикинской туристической компании, дабы хоть как-то оживить этот процесс.

Подтвердил наши предположения и начальник таможенного пункта пропуска Константин Лакин, пояснив, что поначалу действительно были попытки провозить через Покровку коммерческие партии товара под видом туристического багажа. Но бдительная таможня довольно быстро разгадала этот фокус. Людей с коммерческими партиями товара тормозили, заставляли оформлять таможенные декларации, платить пошлину. Ну а поскольку платить люди отказывались, то груз отправлялся обратно через границу. После того, как таким образом одну за другой развернули четыре группы «туристов», коммерсанты поняли, что номер не проходит, и поток «туристов» резко схлынул.

- Так неужели обычных туристов или «челноков» здесь не было?

- Ну почему, были, - ответил начальник «Покровки». - Люди везли из Китая холодильники, мебель. За перегруз платили по четыре евро за килограмм. (Позже мы выяснили, что на этих «четырех евро» таможня собрала порядка 2,5 миллиона рублей.)

- А теперь-то почему никто не ездит?

- Почему, никто? Есть группы, - ответил Константин Лакин. - Одна-две в неделю обязательно проходят. Плюс делегации, дети, спортсмены.

На деле оказалось, что застать туристическую или «челночную» группу в Покровке весьма и весьма непросто. «На этой неделе никаких туристов не ожидаем, - огорошила нас таможня в начале сентября. - Последняя группа прошла 24 августа».

Пришлось пойти другим путем - обзвонить несколько туристических фирм Хабаровска, которые совсем недавно едва ли не дрались за очередь по отправке своих клиентов через Покровку, и поинтересоваться, не формируется ли в ближайшее время группа на Жаохэ. Положительный ответ дал только «Хабаровсктурист». Причем оказалось, что едут хабаровчане в Харбин.

Вечером мы встречали эту группу на границе. Чувствовалось, что люди утомлены долгим многочасовым автобусным переездом из Харбина в Жаохэ, перегрузкой, таможенными формальностями на китайской стороне. При этом сумки были наполнены далеко не под завязку - по 20-30 килограммов вместо положенных беспошлинных 50, и явно товаром для собственного потребления, а не на продажу. Обычные граждане, решившие совместить приятное с полезным - посмотреть знаменитый город за небольшие деньги, а заодно и купить что-нибудь подешевле, чем на Выборгской.

Позже выяснилось, что между группой, прошедшей через таможню 24 августа, и той, что мы застали 11 сентября, через пункт пропуска прошла всего одна группа из Лучегорска. Три небольшие группы за 17 дней - негусто. Особенно по сравнению с четырьмя ежедневно, как это было поначалу. Ясное дело - местное АТП, единственное, что имеет право провозить туристов из Бикина до Жаохэ (автобус заезжает на паром и плывет в Китай по реке), терпит серьезные убытки, местный бюджет соответственно не получает доходов.

Однако в чем же дело? Почему не пользуется спросом Покровка?

Начальник отдела отправки «Хабаровсктуриста», единственной компании, которая никак не хочет ставить крест на бикинском направлении, с ходу отвергла нашу первую версию, что на КПП «Покровка» самая жесткая таможня. По мнению туроператоров, самая негибкая таможня как раз в наиболее оживленном месте - на переходе Гродеково - Суйфэньхэ.

Проблема в другом. Летом для хабаровчан, конечно, более привлекателен маршрут до Фуюаня. Утром уехал, вечером приехал. Чтобы добраться до Жаохэ, надо потратить минимум два дня: утром рано выехать из Хабаровска, на следующий день поздним вечером приехать домой. Туристы и коммерсанты из южных районов края и ближнего Приморья, которые, по расчетам, должны составлять основной поток Покровки, очевидно, весьма малочисленны. Многие туристические фирмы специально ездили по всем городам и весям юга края, начиная от Переяславки и Хора, давали рекламу, беседовали с коммерсантами на рынке - и никакого эффекта. Даже в Бикине желающих путешествовать так мало, что «Хабаровсктурист» не хочет нести какие-то затраты на организацию там представительства. (Раз в месяц местная коммерсантка собирает «группу» в 10 человек.)

Зимой, когда речные маршруты закрываются и, казалось бы, Покровка должна быть «на коне», начинается вторая проблема: пограничный Жаохэ существенно проигрывает тому же Суйфэньхэ в количестве и качестве товара. Туристические фирмы даже обращались к мэру города Жаохэ, чтобы он посодействовал развитию их торгового центра.

От всей этой безысходности «Хабаровсктурист» придумал тур: через Покровку и Жаохэ в Харбин. В надежде на людей, которым хочется не только что-то купить, но и мир посмотреть. Путешествие на самом деле получается куда дешевле, чем на поезде или самолете. Билет на самолет до Харбина и обратно стоит 230 долларов, а здесь - 200 долларов за проезд, проживание в приличной гостинице, трехразовое питание, экскурсионную программу. Да еще «экскурсия» на фабрику по производству шуб. И все равно спрос на этот тур очень низок - одна группа в неделю. Численность от шести до 12 человек. Может быть, пугает дальняя дорога - почти четыре часа до Бикина, потом пересадка на местный автобус, потом паромом до Жаохэ, потом после полуденного отдыха вечер и ночь в спальном рейсовом автобусе вместе с местными жителями. А через три дня все то же самое на обратном пути.

Не оправдались надежды и на то, что в Покровку пойдет большой грузовой поток. Все та же статистика говорит о том, что после перевода Покровки с временной схемы действия на полноценную в зимние месяцы, то есть по льду, прошло на 30 процентов меньше грузов из Китая в Россию и на 70 процентов меньше из России в Китай. В июле - августе падение объемов было еще больше: в 1,4 раза сократился импорт, в 10 раз экспорт. В мае - июне этого года из Китая через Покровку прошло чуть больше грузов, чем в 2000 году, зато почему-то в 15 раз сократились поставки нашего товара в КНР. В результате баржа, которую прикупил в надежде на рост перевозок ПП «Покровка», так и не работает. Хватает двух маленьких китайских паромов. В день через пункт пропуска проходит в среднем 25 грузовых машин - половина в Китай, половина обратно.

Примечательно, что право пересечения границы сегодня есть только у российского транспорта. Хабаровские коммерсанты гонят фуры в Жаохэ, завозят оттуда в основном овощи, фрукты, хозяйственные товары. В обратную сторону, на экспорт, Покровка практически не работает. Лес выгоднее возить по железной дороге, лом металлов - тоже. Таможня очень удивилась, когда кто-то из хабаровчан решил экспортировать в Жаохэ тонну сушеного папоротника.

Естественно, все это удручает и местные, и краевые власти. В июне бикинская администрация провела семинар-совещание предпринимателей с участием комитета по экономике администрации края, дабы порекламировать свой переход. Глава Геннадий Кекоть все призывает деловых людей вкладывать деньги не только в торговлю, но и в инфраструктуру, которая связана с переходом, - гостиницы, автостоянки, автосервис.

Большие надежды связывали в Бикине с «точечной свободной экономической зоной». Но до этой зоны - как до Луны: Институт экономических исследований ДВО РАН, разработавший концепцию бикинской зоны, проанализировал и законодательную базу по этой части. Вышло, что опять же надо «пробивать» постановление правительства, а это работа, возможно, не одного месяца, не одного года.

Единственную надежду на оживление товарообмена дает подписанное недавно соглашение между администрацией Хабаровского края и провинцией Хэйлунцзян о пассажирских и грузовых перевозках от Жаохэ до Бикина, чтобы транспорт шел не только с нашей стороны, но и с китайской. 4 сентября глава администрации края подписал постановление о подготовке к проходу китайского автотранспорта через Покровку до Бикина. Но возникло много сложностей. Федеральные и краевые структуры, которые контролируют перевозки, транспортная инспекция, таможня, карантинная инспекция предъявили массу претензий. Транспортники потребовали определенного уровня дорожного покрытия. Не должно быть ремонтных работ (а они идут и по федеральной трассе, и по местной - от Покровки до Бикина). Плюс - дорожные знаки на двух языках, плюс четко обговоренный маршрут передвижения китайцев. Чтобы они не действовали по принципу «куда хочу, туда еду».

А самое главное - в Бикине не оказалось складов временного хранения. Оборудует склады сегодня ООО «Бикин-транзит» на базе гаражей райпо. Таможня требует, чтобы все было как положено - ограждение, закрытая площадка для разгрузки, компьютерная и другая оргтехника, подключение программ.

Как сообщил нам глава Бикина и Бикинского района Геннадий Кекоть, на 25 сентября намечено было подведение итогов подготовки к приему китайского автотранспорта. Если все службы успеют выполнить свои обязательства, будет подписан протокол, и китайские КАМАЗы повезут товар до Бикина. На днях должен был состояться пробный рейс.

Пока решили, что китайские машины будут обслуживаться в автотранспортном предприятии. Там есть база и стоянка, и автосервис. АТП домучивает у себя гостиничный комплекс. Предназначена гостиница именно для китайских водителей - чтобы им было где поставить на стоянку свой автомобиль, переночевать, если их сразу не успеют обслужить на складах временного хранения.

Скептики считают, что существенно на поток товаров китайские перевозки не повлияют. Таможня же готовит вторую линию пропуска. Речь идет о паритете: если наших КАМАЗов идет двадцать пять - значит, пойдет и 25 китайских грузовиков.

Проход китайского транспорта означает, что в Бикине создастся и оптовая база. Сегодня прорабатывается вопрос, чтобы через наш переход отправлять грузы в Москву.

В преддверии новой вехи в истории перехода местная администрация созывает в Бикине 12-14 октября международную торгово-промышленную ярмарку.

Раиса Елдашова.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов