40 млн. долларов за подделку под Ван Гога

19.10.2001 | АРХИВ | 3м. 47 c. | 469

Картина знаменитого голландского художника Винсента Ван Гога из серии «Подсолнухи», проданная почти за 40 млн. долларов, оказалась подделкой. Об этом заявили итальянские искусствоведы, проводившие экспертизу. Они отрицают в данном варианте знаменитых «Подсолнухов» руку мастера и считают настоящим автором его друга Поля Гогена.

В своих выводах итальянские эксперты опираются на переписку Ван Гога с Гогеном и другими знакомыми. Дело в том, что в период с 1888 по 1889 год Ван Гог создал несколько вариантов картины «Подсолнухи» (по последним данным, их десять). После скрупулезного изучения писем ученые пришли к заключению, что среди вангоговских полотен этого варианта «Подсолнухов» нет.

Гоген несколько раз писал Ван Гогу, что ему очень нравятся его «Подсолнухи» и что он хотел бы созерцать их у себя в мастерской. Через какое-то время он уговорил мастера дать ему на время одну из картин якобы для наслаждения цветовой гаммой произведения. Вскоре картина была возвращена автору. Через год после смерти Ван Гога «всплыла» еще одна версия его «Подсолнухов», до этого никому не известная. В тот момент картина находилась у Клода-Эмиля Шаффенекера, друга Гогена. Если учесть, что Шаффенекер, как оказалось позднее, продавал подделки картин великого художника, то вырисовывается интересная ситуация. Эксперты предположили, что исследованный ими вариант «Подсолнухов» сделал с оригинала Гоген.

Владельцем спорных «Подсолнухов» в настоящее время является японская страховая компания Yasuda marine and fire inshurens. Глава компании приобрел картину за рекордно высокую цену - 39,9 млн. долларов - в 1987 году на аукционе «Кристи». До этого картина сменила еще нескольких хозяев. До 1907 года она находилась в Париже: сначала у самого Эмиля Шаффенекера, потом в его галерее. В 1907 году ее купила художественная галерея E. Druet, а в 1910 году картина переехала в Берлин к Паулю фон Мендельссон-Бартольди. Через некоторое время «Подсолнухи» были увезены в Лондон. Там принадлежали сначала Честеру Битти, потом его родственнице Эдит Битти. В 1987 году Эдит Битти через аукцион продала его, и полотно попало в Японию.

Теперь, по всей видимости, не обойдется без судебного разбирательства. Глава компании Yasuda marine and fire inshurens, скорее всего, уже готовится подать в британский суд на аукцион, продавший ему подделку, и потребовать возмещения ущерба. Доводом истца, скорее всего, станет злонамеренность экспертов «Кристи» (с каждой проданной вещи аукцион получает до 30 процентов от конечной цены). По мнению юриста Максима Черниговского, за комментарием к которому обратился «Рокфеллер», цена иска составит несколько сотен миллионов долларов. При рассмотрении дела суд будет учитывать упущенную выгоду - за прошедшее с момента сделки время живопись Ван Гога подорожала в несколько раз (сейчас подлинные «Подсолнухи» стоят 100-120 млн. долларов).

Впрочем, стоит отметить, что на самом деле владельцы «Подсолнухов», чьей бы кисти не принадлежала картина, практически ничего не потеряли, поскольку произведения великого импрессиониста Поля Гогена стоят не намного меньше.

Со своей стороны аукцион «Кристи» может привлечь в качестве соответчика человека, продавшего картину, - бывшего владельца «Подсолнухов» Эдит Битти. А Эдит Битти - своего родственника Честера Битти, если картина действительно была у него куплена и он еще жив. Таким образом, цепочка соответчиков будет тянуться до тех пор, пока не дойдет до уже умершего бывшего владельца картины.

Между тем часть расходов, возможно, ляжет на компанию, страховавшую результаты экспертизы. Перед тем как выставлять картину на торги, эксперты любого аукциона обязательно проводят тщательный анализ и дают свое заключение, в котором указывается на подлинность или вторичность картины и ее начальная стоимость. С полотном «Подсолнухи» эксперты «Кристи» тоже проводили подобную процедуру. Если они были твердо уверены в том, что картина является подлинником, то свое заключение они могли не застраховать. Но обычно аукцион страхует экспертные заключения, потому что риск ошибиться есть всегда. Однако по сравнению с суммой иска сумма страховки может быть совсем небольшой.

Подлинность «Подсолнухов» Ван Гога подвергается сомнению уже не впервые: в ноябре 1997 года этот вопрос поднимали эксперты аукциона «Сотбис». В тот раз авторство было приписано самому Эмилю Шаффенекеру, который тоже писал копии с картин Ван Гога, а не их общему с Ван Гогом другу Гогену. Так же, как и сейчас, сомнения появились после внимательного прочтения переписки художника.

Своими подозрениями эксперты поделились с журналистами издания Art newspaper. Пресловутые два подсолнуха вызвали многочисленные споры среди искусствоведов. Одни говорили, что аукцион «Кристи» славится квалификацией и беспристрастностью своих экспертов, поэтому подделка не прошла бы на торги, другие - что надо верить письмам художника. Представители галереи «Ясуда касай», принадлежащей компании Yasuda marine and fire inshurens, заявили, в свою очередь, что подделкой является письмо художника, который, как известно, очень слабо знал грамматику и к тому же не был силен в математике.

В тот раз для владельца «Подсолнухов» все завершилось благополучно. Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме поручил исследовать картину германскому искусствоведу Роланду Дорну. Дорн сделал полный анализ полотна, исследовал все связанные с ним документы, а также прямые и косвенные свидетельства и признал картину подлинной. Как теперь оказалось, он ошибался.

Впрочем, это неприятное открытие вряд ли испугает коллекционеров и почитателей великого голландского мастера. С 70-х годов Винсент Ван Гог является одним из самых дорогих в мире художников. И цены на его произведения продолжают расти. Через восемь месяцев после того как японцы купили «Подсолнухи» за 39,3 млн. долларов, на аукционе «Сотбис» была продана другая картина Ван Гога - «Ирисы», уже за 53,9 млн. долларов. Еще через два года, в 1990 году, полотно «Портрет доктора Гоше» стало самой дорогой картиной Ван Гога. Его купили за 82,5 млн. долларов. Несмотря на высокие цены, владельцы его работ не спешат расставаться со своими коллекциями: за последние 15 лет на рынке появились только три картины и один рисунок голландского мастера. О. Прудникова. («Рокфеллер»).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов